.RU

Возникновение психики живых организмов

ТЕМА 7. РАЗВИТИЕ ПСИХИКИ У ЖИВОТНОГО

1. Возникновение психики живых организмов.

2. Основные стадии развития психики животного.

3. Качественные отличия психики человека от психики животного.

1. Возникновение психики живых организмов.

Возникновение психики связывают с формированием на определенном этапе развития способности к активному перемещению в пространстве, при котором удовлетворение потребностей осуществляется посредством активных движений в окружающей среде, которые должны предваряться поиском необходимых предметов. В рамках эволюционного развития живых существ происходят качественное изменение психики, обусловленное усложнением их взаимодействия с окружающей средой. Данные изменения могут происходить на биологической или общественно–исторической основе.Психика возникла на определенном этапе развития органического мира, как механизм активного взаимодействия живых существ с окр. средой.

Психика - особое свойство высокоорганизованной материи субъективно отражать объективную реальность, необходимое человеку и животным для ориентировки во внешнем мире и активного взаимодействия с ним, а на уровне человека необходимое для управления своим поведением.

Филогенез – это историческое развитие какого-либо явления на протяжении всего периода его существования. Когда мы говорим о филогенезе психики, то подразумеваем под этим историю развития психики на протяжении существования живых организмов.

Можно выделить несколько подходов к филогенезу психики:

1. материалистический (психика развивается как свойство высокоорганизованной материи), идеалистический (психика развивается как самостоятельная субстанция, которая дана из вне) и дуалистический (психика рассматривается как соединение земного, материального и неземного, идеального).

2. эволюционный (психика живых существ рассматривается в развитии от низших форм к высшим), не эволюционный (как изначально заданная из вне и неизменная) и смешанный (только в процессе жизни конкретного представителя того или иного вида, а перехода от одного к другому нет).

3. комбинации этих подходов.

Возникновение психики в филогенезе. Углубление в филогенетическую историю психики неизбежно подводит к вопросу о ее объективном критерии (т. е. такой внешне наблюдаемый и регистрируемый признак, который позволяет утверждать, что у данного организма есть психика.). В качестве объективного критерия психики А. Н. Леонтьев предлагает рассматривать способность живых организмов реагировать на биологически нейтральные воздействия. Биологически нейтральные (другой термин "абиотические") воздействия - это те виды энергии или свойства предметов, которые не участвуют непосредственно в обмене веществ. Если живой организм приобретает способность как отражать биологически нейтральные свойства, так и устанавливать их связь с биологически существенными свойствами, то возможности его выживания оказываются несравненно более широкими. Пример: Звуком не питается ни одно животное, равно как от звука обычной интенсивности животные не погибают. Но звуки в природе - важнейшие сигналы живой пищи или приближающейся опасности. Услышать их - значит иметь возможность пойти на сближение с пищей или избежать смертельного нападения.

Сама психика — как способность ощущения — возникла из раздражимости живых существ и развивалась в связи с образованием и развитием их нервной системы.Раздражимость — основное свойство живых организмов, которое представляет собой способность живого реагировать на внешние воздействия внутренними (исходно биологические) изменениями. Может включать в себя широкий репертуар реакций, начиная с диффузных реакций протоплазмы у простейших и кончая сложных, высокоспециализированных реакций человека.Чувствительность - это способность организмов отражать воздействия, биологически нейтральные, но объективно связанные с биотическими свойствами. Когда речь идет о чувствительности, "отражение", согласно гипотезе А. Н. Леонтьева, имеет два аспекта: объективный и субъективный. В объективном смысле "отражать" - значит реагировать, прежде всего двига-тельно, на данный агент. Субъективный аспект выражается во внутреннем переживании, ощущении, данного агента. Раздражимость же субъективного аспекта не имеет.

Как известно, начало эволюции психики следует отчитывать с момента возникновения клеточных структур, которые положили начало развитию организмов. Из двух видов клеток, созданных эволюцией (растительная и животная), именно животные клетки в дальнейшем положили начало к созданию и развитию психики. Именно на их основе развились простейшие животные организмы, которые привели к возникновению нервной системы, а затем и психики высокоразвитых живых существ. Законы эволюции не зависят, от причины возникновения первичных элементарных жизненных процессов. То ли они возникли вследствие абиогенеза, либо вследствие процессов, описываемых альтернативными теориями возникновения жизни на Земле, такими, как теория панспермии, теория стационарного состояния, теория самопроизвольного зарождения и др.

Возникновение рецепторов привело к такой очень важной элементарной психической функции, как раздражение. На начальном этапе это были вкусовые рецепторы, обеспечивающие питание организма. Следующим этапом развития рецепторов - были рецепторы ощущения, которые заложили основу организации движения. Помимо этого, параллельно происходило накопление факторов раздражения биологическими системами, что привело к организации элементарных форм памяти. Эта память была достаточно кратковременной. Совмещение раздражений и кратковременной памяти привело к возникновению ощущений. В дальнейшем, у биологических организмов возникла долговременная память, которая в совокупности с ощущением дало новую психическую функцию - восприятие. Для проведения восприятия, биологический организм обязан произвести анализ ощущений для осуществления каких-либо действий. Этот анализ производится элементарными актами мышления, т.е. вместе с восприятием возникает такой элемент психики, как мышление, мышление на самом элементарном уровне. Этот вид мышления Сеченов И.М. назвал чувственно-автоматическим мышлением. Это психическое действие положило начало, возникновению так называемого бессознательного. Именно бессознательное, как мы это называем сегодня, ответственно за анализ всех наших неосознаваемых ощущений.

Вместе с тем, рассматривая эволюцию психофизиологии, мы видим, что рецепторы, первоначально распространяются в биологическом организме диффузно, т.е. примерно равномерно по всему телу. Затем они начинают концентрироваться вначале в области органов пищеварения и в области органов движения. В дальнейшем это привело к созданию хордовых, т.е. когда органы, ответственные за нервные процессы стали концентрироваться вдоль одной линии. В конечном счете, эта линейная концентрация привела к созданию головной части, вокруг которой стали концентрироваться органы слуха и зрения, вкуса.

Психика возникает тогда, когда допсихических форм отражения становится недостаточно для обеспечения жизнедеятельности организма в изменяющемся мире. Возникновение психики в ходе эволюции связано с переходом жизни первичных организмов из жизни в гомогенной среде к жизни в гетерогенной (предметно расчлененной) среде. Предмет отличает от фактора среды множественность его свойств, связанных между собой в неразделимое единство (некоторые философы определяют предмет как «узел свойств»).

Чтобы жить в предметно оформленной среде, живому организму необходимо научиться распознавать те предметы, которые имеют биотические свойства (пригодны в качестве пищи). Но это можно сделать, лишь ориентируясь на абиотические свойства того же предмета, сигнализирующие о наличии его биотических качеств. Некоторые первичные организмы пошли по пути эволюции исходных форм активности, в процессе которой отражаются лишь биотические раздражители (так возникло царство растений).

Таким образом, возникновение психики в эволюции было тесно связано с появлением объективной связи в предмете биотических и абиотических свойств. Однако это необходимое, но недостаточное условие появления психического отражения мира субъектом. Последнее появляется только тогда, когда эта связь окажется выделенной самим субъектом, когда субъект в своей индивидуальной деятельности обнаружит смысл абиотического стимула как сигнала наличия биотического фактора5 . Таким образом, психика связана с деятельностью субъекта изначально.

2. Основные стадии развития психики животного.

Как уже было сказано, на первом этапе всю функцию работы психической системы животного организма взяло на себя бессознательное, в этот период происходило развитие первой сигнальной системы. Затем, именно на уровне бессознательного происходило развитие элементарных актов мышления. Начало развития бессознательного примем с момента, когда у животного сформировались все пять органов чувств. На этот этап, с момента начала развития бессознательного до возникновения сознания, а именно появления кроманьонцев, первых людей, обладающих мышлением, ушло несколько десятков миллионов лет.

Характеристика стадий. Леонтьев выделяет в эволюционном развитии психики три стадии:

1.Стадию элементарной, сенсорной психики (осуществляется отражение отдельных свойств предметов, т.е. наличествует ощущение); ); т.е. способность отражать отд. св-ва предмета. Осн. форма поведения – таксисы, рефлексы и инстинкты. Инстинкты – врожд.программа поведения или видовой опыт животного.

2.Стадию перцептивной психики (возникает отражение целостный предметов, т.е. возникает восприятие); осн.форма отражения – предметное восприятие, т.е. животные способны отражать предметы в виде целостных психич.образов. Осн.форма поведения – навыки.


vozrozhdenie-afinskih-tradicij-psihologiya-seksualnih-otklonenij.html
vozrozhdenie-i-razvitie-promishlennogo-rajona.html
vozrozhdenie-predmet-filosofii.html
vozrozhdenie-v-ispanii-estetike-vozrozhdeniya.html
vozvedenie-monolitnih-betonnih-i-zhelezobetonnih-konstrukcij.html
vozvedenie-zemlyanogo-polotna-chast-6.html
  • thescience.bystrickaya.ru/i-metodicheskij-aspekt-izucheniya-razdela-genetika.html
  • tasks.bystrickaya.ru/4-gonkapresledovanie-bernard-verber.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/poyasnitelnaya-zapiska-celi-i-zadachi-disciplini-celyu-rabochej-programmi-disciplini-upravlencheskij-analiz.html
  • composition.bystrickaya.ru/otchet-o-rabote-ot-4-dekabrya-2009-provedennie-meropriyatiya.html
  • holiday.bystrickaya.ru/oborotni-chleni-gruppi-po-hodu-samoprezentacij-zadayut-drug-drugu-voprosi-svyazannie-s-zainteresovavshej-ih-informaciej.html
  • letter.bystrickaya.ru/obsuzhdenie-obshego-perechnya-zadanij-uchebnoe-posobie.html
  • holiday.bystrickaya.ru/nalogovij-kodeks-rossijskoj-federacii-stranica-16.html
  • credit.bystrickaya.ru/osnovnie-polozheniya-obrazovatelnoj-programmi.html
  • college.bystrickaya.ru/2bespristrastie-more-i-noch.html
  • essay.bystrickaya.ru/dolzhen-znat-nii-edinogo-kvalifikacionnogo-spravochnika-dolzhnostej-rukovoditelej-specialistov-i-sluzhashih-razdel.html
  • nauka.bystrickaya.ru/v-nyuhtilin-shpargalki-po-filosofii-chast-67.html
  • lesson.bystrickaya.ru/sliyaniya-i-poglosheniya-osobennosti-sliyanij-i-pogloshenij-v-rossii-chast-5.html
  • literatura.bystrickaya.ru/skazka-v-dejstviyah.html
  • lecture.bystrickaya.ru/aiivanov-zhurnalist-perevodchik-pedagog-chernov-p-n-istoriya-yalchikskoj-srednej-obsheobrazovatelnoj-shkoli.html
  • thesis.bystrickaya.ru/programma-kursa-territorialnoe-izmerenie-rossijskoj-politiki-dlya-napravleniyaspecialnosti-politologiya-kurs-2.html
  • klass.bystrickaya.ru/associanizm-otnositsya-k-obektnomu-podhodu-obektnij-podhod-yavlyaetsya-mehanisticheskim-i-v-nem-obekt-aktiven-specialnih-issledovanij-po-mishleniyu-ne-bilo-no.html
  • uchit.bystrickaya.ru/sravnitelnaya-harakteristika-zhenskogo-i-korovego-moloka-detskogo-pitaniya.html
  • control.bystrickaya.ru/chast-tretya-vsem-kto-uchastvoval-v-proyavlenii-togo-chto-za-etim-tekstom-nahoditsya.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/uroki-tema-uroka-kolichestvo-chasov-tip-uroka-elementi-soderzhaniya-osnovnie-ponyatiya-trebovaniya-k-urovnyu.html
  • testyi.bystrickaya.ru/48-slobodskoj-meridian-1-2006-v-m-voskobojnikov.html
  • studies.bystrickaya.ru/hose-silva-robert-stoun-stranica-2.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/andrej-belij-simvolizm-kak-miroponimanie-stranica-27.html
  • abstract.bystrickaya.ru/35-0000-2-produkciya-kabelnaya-obsherossijskij-klassifikator-produkcii-ok-005-93-moskva.html
  • student.bystrickaya.ru/2-trebovaniya-k-urovnyu-osvoeniya-soderzhaniya-disciplini-uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline.html
  • knigi.bystrickaya.ru/reglament-dokladi-na-plenarnom-zasedanii-15-min.html
  • desk.bystrickaya.ru/p-l-a-n-informacionnij-byulleten-profsoyuza-1100-2010-g.html
  • knigi.bystrickaya.ru/socialno-psihologicheskij-praktikum.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/programma-seminara-10-30-11-00-privetstvennij-kofe-registraciya-uchastnikov-i-vidacha-materialov-11-00-11-10.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/raspredelennaya-vo-vremeni-i-prostranstve-konferenciya-mmtt-24-budet-prohodit-21-24-aprelya-2011g-v-saratove-na-baze-saratovskogo-gosudarstvennogo-tehnicheskogo-universiteta.html
  • urok.bystrickaya.ru/pravitelstvo-astrahanskoj-oblasti-postanovlenie-stranica-3.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskoe-posobie-moskva-2003-udk-06-81-12-bbk-65-050-9224-stranica-5.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/prilozhenie-6resursnoe-obespechenie-realizacii-gosudarstvennoj-programmi-za-schet-sredstv-federalnogo-byudzheta.html
  • bystrickaya.ru/zagadki-odissei.html
  • universitet.bystrickaya.ru/svojstva-voli-bozhiej-arhiep-makarij-dogm-bogoslovie-ponyatie-dogmaticheskogo-bogosloviya.html
  • notebook.bystrickaya.ru/izveshenie-o-provedenii-zaprosa-kotirovok-ot-14-10-2010g-648-stranica-5.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.