.RU

Возникновение развития психоло­гической подготовки - Обязательное изучение педагогики во всех высших образо­вательных...


^ Возникновение развития психоло­гической подготовки
Элементы психологической подготовки в обу­чении полицейских имели место с самого на­чала введения обязательной профессиональной подготовки для сотрудников полиции, что было связано с профессиональной необходимостью: проведением сложных оперативных действий, напрямую зависящих от психологических знаний сотрудников, принятия важных управленческих решений. Концептуальные основы психологической подготовки сотрудников американской полиции закладывались с начала XX в. Научное ос­мысление проблем, с которыми связана психологическая подготовка, началась в 1931 г., когда в США исследовательская группа комис­сии Вихершема осуществила первое систематизированное изучение американской системы уголовного правосудия. Исследователи оп­рашивали сотрудников, собирали демографические данные об их этнической принадлежности, роде деятельности родителей, размере и структуре семьи, образовательном уровне, социальном окружении в детском возрасте. Вторая волна научного интереса к личности по­лицейского обнаружилась в конце 50-х годов и достигла пика в на­чале 70-х публикацией книги Альберта Риса «Полиция и население». Было констатировано, что ключом к решению проблемы улучшения действий полиции является многокомпонентный профессионализм и уровень образования.

Гуманистические концепции профессиональной подготовки ока­зались востребованы в конце 60-х годов, когда полиция многих ка­питалистических стран столкнулась с необходимостью вмешательства в массовые беспорядки, обусловленные социальной напряженно­стью, в том числе межнациональными, этническими и религиозными конфликтами. Актуализация социального начала в деятельности по­лиции потребовала организации и соответствующей подготовки.

Повышение внимания к психолого-педагогическим аспектам профессиональной подготовки сотрудников полиции в последние 20—30 лет XX в. потребовалось в связи с изменениями в концеп­ции полицейской деятельности и смещением акцентов ее на функ­цию социального обслуживания населения. Возникла необходи­мость вооружения полицейских глубокими психологическими зна­ниями, касающимися взаимодействия с населением и разрешения конфликтов, методами оказания оперативной психологической по­мощи при вмешательстве в семейно-бытовые конфликты, способа­ми сохранения индивидуальной выдержки полицейских и борьбы со стрессами и др.
^ Педагогическая система психологической подготовки
Психологическая подготовка сотрудников полиции имеет уровневые различия. Так, на началъном уровне ее характеризуют прежде всего следующие направления:

• развитие профессионально-значимых качеств личности: вни­мания, наблюдательности, памяти и т.д.;

• обучение общению с населением, коллегами (в том числе дру­гих служб), средствами массовой информации;

• обучение умению снимать стрессы, которые отрицательно влияют на самочувствие и состояние здоровья.

На уровне первоначальной подготовки сотрудникам дается инфор­мация о сложности и динамике данного социального пространства и о месте в нем полиции. Продвинутый уровень психологической подготовки предполагает развитие у полицейских социально-орга­низационных умений, способности к согласованному взаимодейст­вию с населением. Психологическое обучение направлено на при­обретение навыков, которые должны помочь полицейскому избе­жать конфликтов в процессе общения с гражданами и правильно вести себя в конфликтных ситуациях. Учат и налаживать контакты с различными группами населения (детьми, женщинами, нацио­нальными и секс-меньшинствами и др., представителями средств массовой информации и государственными служащими).

^ Подготовка управленческого звена полиции включает развитие уме­ний руководить, принимать решения, координировать действия со­трудников, планировать материальные, финансовые и людские ре­сурсы, организовывать действия населения для поддержания общест­венного порядка.

Лиц, занимающих руководящие посты в высшем «эшелоне» по­лицейской иерархии, готовят по принципу: только высокообразо­ванный, профессионально-компетентный человек может руково­дить полицейскими органами, включающими не только громадные материально-технические ресурсы, но и самый сложный и значи­мый «человеческий ресурс». Их обучают создавать благоприятный морально-психологический климат среди персонала, строить опти­мальные деловые взаимоотношения с сотрудниками, предупреждать и разрешать конфликты. Человековедческие психологические и пе­дагогические знания и умения обязательны для управленца. Они составляют менталитетную основу его деловых успехов, устойчиво­го профессионального рейтинга и людского признания.

Многие исследователи считают, что не следует выделять взаимоот­ношения с населением в отдельный предмет, лучше вводить элементы этого курса во все части программ полицейской подготовки. В то же время большинство применяемых на практике программ психологиче­ской подготовки сотрудников полиции за рубежом построено на осно­ве специальных курсов занятий семинаров самостоятельной подготов­ки, что позволяет добиться углубленного и качественного их обучения. Кроме того, в некоторых странах (Франция) считается, что психология должна преподаваться не узкими специалистами-психологами, а спе­циально подготовленными юристами, которые смогут адаптировать содержание к потребностям права.


18.7. Проблема ресоциализации осужденных за рубежом
^ Пенитенциарная педагогика за рубежом
Пенитенциарная педагогика в большинстве западных стран сложилась не столько как отрасль научных знании, сколько как система узко­прагматических практических приемов и мето­дов воздействия на заключенных в местах лишения свободы. При этом широко применяются альтернативные меры исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных423. В последнее время в западной науке и практике все большую популярность приобретает идея о необходимости ресоциализирующего, некарательного воздей­ствия на них424.

Основную причину совершения преступлений большинство веду­щих зарубежных криминологов видят в недостаточной социализа­ции личности, а сами преступления трактуются как инфантильные в социальном и незрелые в личностном плане формы поведения. Так, Н. Кристи считает, что многие «отклоняющиеся» поступки пред­ставляют собой экспрессивную, неадекватную попытку что-то ска­зать, а поэтому преступление должно стать исходным пунктом для диалога с человеком, его совершившим, а не вызывать столь же не­адекватный ответ со стороны общества425.

Процесс воспитательного воздействия на осужденных, получив­ший название «ресоциализация», основан на «Минимальных стан­дартных правилах обращения с заключенными» и «Европейских тю­ремных условиях», действующих в Европейском сообществе уже три десятилетия. К средствам ресоциализации относятся:

• организация режима и создание благоприятных условий со­держания как важнейших факторов оказания позитивного воздей­ствия на осужденных;

• организация времени, проводимого осужденными вне камер (труд, занятия спортом, получение образования, культурные меро­приятия и т.д.);

• религиозно-нравственное воспитание;

• социально-психологический тренинг;

• добровольное лечение от алкоголизма и наркомании и др.

В настоящее время на Западе предпочтение отдается различным методам воздействия на осужденных в условиях сохранения свобо­ды. Многочисленные эксперименты, проводимые на Западе над за­ключенными, не дали положительных результатов. Так, например, в США для несовершеннолетних осужденных была организована исправительная школа «Уильтуик», где применялись передовые ме­тоды реабилитации, старались избегать наказаний, воспитывать са­моконтроль и чувство собственного достоинства. В течение первых пяти лет после отбытия наказания уровень рецидива выпускников данной школы был намного меньше, чем у подростков, отбывающих наказание в обычных условиях, но еще через несколько лет он почти полностью восстановился. На основании этого и многих дру­гих экспериментов был сделан вывод, что даже кажущиеся эффек­тивными меры воздействия не смогли сильно повлиять на рециди­визм, хотя и задерживали его проявление. Существует целый ряд причин, по которым различные реабилитационные программы не работают в условиях заключения. К ним, в первую очередь, отно­сятся изоляция и искусственность среды, в которой находятся за­ключенные, недостаточное общение со своей семьей и социально положительным окружением, в результате чего десоциализация лич­ности усиливается; заключенные полностью лишены возможности проявлять какую-либо инициативу; идет процесс стигматизации426 преступника, что сильно ослабляет чувство собственного достоин­ства, убивает веру в свои силы и возможность противостоять повто­рению десоциализации жизни после отбытия наказания. Кроме то­го, сама тюрьма или любое другое исправительное заведение при­званы жестоко регламентировать жизнь осужденного и принимать строгие меры по соблюдению порядка, что слабо согласуется с по­ставленной целью развития и формирования цельной личности. Поэтому было решено, что по-настоящему эффективное воздейст­вие в условиях закрытого исправительного заведения невозможно ни в правовом, ни в организационном плане. Реабилитация осуж­денных неосуществима в условиях изоляции и потому, что эконо­мические, социальные реалии в обществе все время меняются, по­стоянно появляется что-то новое, и осужденный оказывается от­ставшим, «выпавшим» из развития нормальной жизни.

Отмечается, что чаще всего персонал исправительных заведений не обладает необходимым уровнем психологической и педагогиче­ской квалификации, чтобы оказывать положительное воспитатель­ное воздействие на заключенного.


18.8. Новации в современной зарубежной уголовно-исправительной практике

В уголовно-исправительной практике зарубежных стран все ши­ре применяются альтернативные меры наказания:

• уголовный надзор и надзор во время испытательного срока. Этот вид наказания исполняется в условиях свободы, однако предусмат­ривает некоторые ограничения. Например, осужденный должен ре­гулярно встречаться с надзирателем. Степень интенсивности надзора определяется судом. Данная процедура особенно широко приме­няется в США, Польше, Финляндии и некоторых других странах;

• общественная служба. Обычно это выполнение осужденными каких-либо общественно-полезных работ по благоустройству улиц, уборке территорий или других, которые иначе никто не выполнил бы. В Англии подобную меру назвали наказанием позором, так как посчитали, что работа заключенного на глазах населения унижает достоинство человека, ведет к его стигматизации. Однако преобла­дает мнение, что эта мера способствует социализации преступника и исключает вредные последствия тюремной изоляции и пр.;

• примирение и достижение соглашения между преступником и его жертвой. В полном смысле слова примирение не является аль­тернативной мерой наказания, так как в случае его достижения де­ло, как правило, не доводится до суда. Однако это один из возмож­ных способов, доказавших свой высокий воспитательный эффект427.

В 70-х годах XX в. в США в рамках модели социальной реаби­литации начали активно разрабатываться и применяться «общинные» методы воздействия на делинквентных подростков, а также различ­ные отвлекающие программы. Суть в том, что подростка в случае совершения им правонарушения или преступления направляют в специальный центр, где выясняют причины его противоправного поведения, а затем помещают в социально-конформную среду, где бы он смог усвоить положительные образцы поведения и взаимо­действия с социальным окружением, научиться выходить из кон­фликтных ситуаций. Это могут быть молодежные общины, цен­тры, лагеря и т.д., в которых ведут занятия профессиональные со­циальные педагоги, психологи, а также попечительские семьи, где подростки находятся постоянно. Эти общины контролируются различными общественными организациями. Целью данных мето­дик является стремление не допустить контакта несовершеннолет­него с системой уголовной юстиции, так как считается, что уже сам факт судебного разбирательства, осуждение и судебный при­говор способны оказать на подростка пагубное влияние.

По этой же причине в США в качестве эксперимента решили заменить предварительное заключение интенсивным наблюдением за подростком, которое осуществляли социальные педагоги в его семье и ближайшем окружении. Выяснилось, что данная мера может впол­не успешно выполнять функцию предварительного заключения.

Однако перечисленные альтернативные методы исполнения уго­ловных наказаний пока не смогли заменить необходимость тюремной изоляции и являются дополнительными. Есть опасение, что они лишь расширяют сеть контрольных аппаратов. В то же время при­знается и их экономическая выгода (содержание преступников на свободе обходится гораздо дешевле государству), то, что они не уве­личивают уровень рецидивизма и, кроме того, помогают избежать вредных последствий тюремного заключения (стигматизации, при­общения к тюремной субкультуре, передачи криминального опыта).

vozvishenie-konstantinopolskogo-patriarha-istoriya.html
vozviste-iisusa-troica-polnocennaya-bozhestvennost-iisusa-i-svyatoj-duh-kak-lichnost.html
vozvrashenie-bludnoj-docheri-valentina-mihajlovna-hodasevich.html
vozvrashenie-cheloveka-dejstvuyushego.html
vozvrashenie-geroya-ili-sinij-jod-50-let-spustya-stranica-2.html
vozvrashenie-inzhenera-vechernyaya-moskva-olga-nikolskaya-29112008-220-str-1-2.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/spisok-obyazatelnoj-literaturi-uchebno-metodicheskij-kompleks-po-kursu-psihologi-ya-032100-00-matematika-s-dopolnitelnoj.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/programma-po-discipline-inostrannij-yazik-evropejskij.html
  • learn.bystrickaya.ru/glava-iv-kochevniki-predislovie-k-russkomu-izdaniyu.html
  • assessments.bystrickaya.ru/dokumentaciya-ob-aukcione-otkritij-aukcion-v-elektronnoj-forme-stranica-29.html
  • lecture.bystrickaya.ru/avtoreferat-razoslan-24-fevralya-2012-g.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-disciplini-teoreticheskie-osnovi-tovarovedeniya-rekomenduetsya-dlya-napravleniya-podgotovki-100700-torgovoe-delo.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/programma-razvitiya-federalnogo-gosudarstvennogo-avtonomnogo-obrazovatelnogo-uchrezhdeniya-visshego-professionalnogo-stranica-7.html
  • learn.bystrickaya.ru/glavah-psihoticheskij-opit-bolezn-ili-transpersonalnij-krizis.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/metodika-ocenki-effektivnosti-realnih-investicij.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/urok-po-tvorchestvu-turgeneva-celi-uroka-analiz-epizodov-povestej-asya.html
  • lecture.bystrickaya.ru/6-sistema-monitoringa-obsheobrazovatelnaya-programma-municipalnogo-doshkolnogo-obrazovatelnogo-uchrezhdeniya-detskij.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/v-p-zhelihovskaya-e-p-blavatskaya-i-sovremennij-zhrec-istini-stranica-5.html
  • klass.bystrickaya.ru/6-10-dekabrya-2010g-13-148-stipendii-posolstva-francii-v-ukraine-posolstvo-francii-v-ukraine-predlagaet.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/prilozhenie-1-shemi-specialnoj-apparaturi-rasskazivaetsya-v-knige.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/religioznaya-segregaciya.html
  • urok.bystrickaya.ru/prepodobnij-ieroshimonah-iosif-litovkin-optinskij-paterik.html
  • essay.bystrickaya.ru/dzhordano-bruno-i-germeticheskaya-tradiciya.html
  • tests.bystrickaya.ru/metodi-ekologicheskoj-melioracii-okruzhayushej-sredi-i-ih-vozmozhnosti-konspekt-lekcij-k-kursu-modeli-upravleniya-prirodopolzovaniem.html
  • thescience.bystrickaya.ru/isk-chast-6.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/istoricheskaya-obuslovlennost-sovremennih-tendencij-razvitiya-nogajskogo-etnosa-chast-9.html
  • letter.bystrickaya.ru/nado-rassuzhdat-sergej-georgievich-kara-murza-oppoziciya-vibor-est.html
  • occupation.bystrickaya.ru/o-trebovaniyah-k-bezopasnosti-moloka-i-molochnih-produktov-stranica-18.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/programma-dlya-obsheobrazovatelnih-uchrezhdenij-s-uglubleniem-russkij-yazik-5-9-klass-v-v-babajceva-m-drofa-2008-5-b-v-klass.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-1-klichki-i-prozvisha-otto-kreger-dzhenet-tyuson.html
  • tests.bystrickaya.ru/lichnost-kak-subekt-i-obekt-obshestvennih-otnoshenij.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/8-na-rodine-mao-czeduna-rossijskogo-uchenogo.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/v-i-ilyuhin-poyasnitelnaya-zapiska.html
  • doklad.bystrickaya.ru/vliyanie-samoocenki-na-uroven-uspeshnosti-professionalnoj-deyatelnosti-chast-3.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/kursovaya-rabota-po-predmetu-tehnologiya-proizvodstva-i-remonta-dorozhnih-mashin-tema-proektirovanie-remontnogo-predpriyatiya-po-kapitalnomu-remontu-stroitelnih-i-dorozhnih-mashin.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/tema-13-klassifikaciya-vidov-turizma-bkro-mezhdunarodnogo-molodezhnogo-turizma-sputnik.html
  • klass.bystrickaya.ru/47-prioritetnie-napravleniya-deyatelnosti-shkoli-doklad-municipalnogo-obrazovatelnogo-uchrezhdeniya-srednyaya-obsheobrazovatelnaya.html
  • abstract.bystrickaya.ru/18-3-51443-protokol-rassmotreniya-i-ocenki-kotirovochnih-zayavok-po-zaprosu-kotirovok-cen-tolko-dlya.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/raspisanie-zanyatij-studentov-3-goda-obucheniya-vechernie-gruppi.html
  • credit.bystrickaya.ru/po-risovaniyu-programma-vospitaniya-i-obucheniya-detej-starshego-doshkolnogo-vozrasta.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glava-minekonomrazvitiya-german-gref-vistupil-v-gosdume-v-ramkah-pravitelstvennogo-chasa.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.