.RU

«Возрастная физиология и здоровый образ жизни»

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное

учреждение высшего профессионального образования

«Уральский государственный педагогический университет»

Институт специального образования
Кафедра анатомии, физиологии и валеологии

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по дисциплине «Возрастная физиология и здоровый образ жизни»

для ОП «44.03.01 Педагогическое образование»

Профиль: «Математика». Б1. ВО.Д.20


Екатеринбург 2016
Рабочая учебная программа по дисциплине

«Возрастная физиология и здоровый образ жизни»
Составитель (составители):

Петрова Людмила Григорьевна, кан. пед. наук, доцент кафедры анатомии, физиологии и валеологии Института специального образования УрГПУ

подпись ____________________
Рабочая учебная программа обсуждена на заседании кафедры

анатомии, физиологии и валеологии УрГПУ

Протокол от 31.03.2016 г. № 8




Зав. кафедрой _____________________________________ С.Н. Малафеева



Руководитель учебного подразделения __________________ И.А. Филатова


  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА




Обучение и воспитание детей, подготовка их к разнообразной деятельности, требует от педагога определённых знаний возрастных особенностей организма в процессе его роста и развития и умения эффективно использовать эти знания в педагогической деятельности. Учёт анатомо-физиологических особенностей развития ребёнка в различные возрастные периоды позволяет грамотно строить учебно-воспитательный процесс, адекватно возрасту подбирать учебный материал, методы и средства обучения. Оптимально подобранная возрасту умственная, и физическая нагрузка способствует нормальному развитию детей и не нарушает их физического и психического здоровья.

Важность изучения данной дисциплины заключается и в том, что в процессе индивидуального развития организм претерпевает ряд непрерывных и неодновременных преобразований морфологического, физиологического, биохимического характера. Происходящие изменения определяют степень биологической зрелости организма и функциональной готовности его к учебной деятельности и устойчивости к воздействию неблагоприятных факторов со стороны окружающей среды.
1.1. Наименование дисциплины

В учебном плане подготовки бакалавра для ОП «44.03.01 Педагогическое образование» Профиль: «Математика» предусматривается изучение дисциплины общепрофессиональной подготовки Б1.ВО.Д.20. «Возрастная физиология и Здоровый образ жизни».

В данном курсе рассматриваются вопросы анатомии, физиологии нервной системы, вегетативных и сенсорных систем, опорно-двигательного аппарата человека и развитие этих систем с возрастом, методы и средства по укреплению и сохранению здоровья, нормы здорового образа жизни учащейся молодёжи.

Содержание основных разделов курса акцентируется на физиолого-психологическом обосновании умственных и физических нагрузок возрастным возможностям организма человека, с учётом их функциональных и двигательных способностей, а также рассматриваются здоровьесберегающие технологии, активные методы и средства для сохранения и укрепления здоровья и формирования здорового образа жизни студентов.
1.2. Цели и задачи дисциплины.
Цель дисциплины. Изучение теоретических и практических основ строения и функционирования организма в период его роста и развития. Обучение будущего специалиста знаниям, умениям и навыкам рационально и физиологически обосновано строить учебно-воспитательный процесс с учётом возрастных особенностей организма в различные возрастные периоды, а также вооружить будущего учителя практическими знаниями соблюдения гигиенических требований учебного процесса и знаниями формирования, укрепления и сохранения здоровья школьников.
Задачи дисциплины:


  1. овладение студентами научными знаниями о строении и функционирование организма в различные возрастные периоды;

  2. изучение анатомо-физиологических особенностей организма на различных этапах его развития;

  3. изучение механизмов сохранения гомеостаза во всех сферах биопсихосоциальной системы человека;

  4. освоение методов оценки уровня физического развития, определения функциональных возможностей основных систем организма;

  5. формирование представлений о связи здоровья человека с окружающей средой и образом жизни.

  6. овладения технологиями здоровьесбережения.


1.3. Место дисциплины в структуре ОП
Рабочая учебная программа дисциплины Б1. Б1.ВО.Д.20. «Возрастная физиология и здоровый образ жизни» составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ФГОС ВО) по направлению подготовки бакалавра «44.03.01 – Педагогическое образование» профиль: «Математика».

Для освоения дисциплины «Возрастная физиология и здоровый образ жизни» необходимы знания, умения, компетенции, полученные студентами в средней общеобразовательной школе. Студент должен иметь представление о строении и функциях человеческого тела; уметь работать с литературой, использовать знания о современной естественнонаучной картине мира при освоении новых знаний. Студент должен владеть культурой мышления, навыками восприятия, анализа и фиксации информации, устной и письменной речью.

Изучение дисциплины «Возрастная физиология и здоровый образ жизни» обеспечивает студентам необходимый уровень знаний для изучения дисциплин педагогического профиля, вооружает педагога научными знаниями о возрастных анатомо-физиологических особенностей организма и дифференцированного подхода в развитии детей и подростков, позволяет грамотно оценивать и прогнозировать физическое и функциональное их состояние.

Пререквизитом дисциплины «Возрастная физиология и здоровый образ жизни» является курс школьных предметов «Биология», «Химия», «Физика»,

«Физическая культура».

Дисциплина предназначена для студентов 2 курса, изучается в 1-ом семестре.
1.4. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине соотнесённых с планируемыми результатами освоениями образовательной программы:
Требования к результатам освоения дисциплины:
Процесс изучения дисциплины «Возрастная физиология и здоровый образ жизни» направлен на формирование следующих компетенций:
Общекультурные компетенции (ОК):
ОК–3 – способностью использовать естественнонаучные и математические знания для ориентирования в современном информационном пространстве;
ОК–8–готовностью поддерживать уровень физической подготовки, обеспечивающий полноценную деятельность.
Общепрофессиональные компетенции (ОПК):
ОПК – 2 –способностью осуществлять обучение, воспитание и развитие с учётом социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся;
ОПК-6 – готовностью к обеспечению охраны жизни и здоровья обучающихся
Образовательные методики (формы проведения занятий)

информации по проблеме

Форма проверки развития (степени овладения) компетенции

Письменные работы (ПР)

Технические формы контроля.

В результате изучения дисциплины бакалавр должен:

Знать:

факторов окружающей среды на состояние здоровья детей и подростков;

Уметь:

соответствие с потребностями и возможностями детей и подростков;

Владеть:


1.5. Объем дисциплины и виды учебной работы
Общая трудоёмкость дисциплины составляет 2 зачётные единицы, 72 (количество часов).
1.6 Особенности реализации дисциплины (модуля).
Дисциплина преподаётся на русском языке с применением электронных образовательных ресурсов. Для организации индивидуальной и самостоятельной работы студентов используется учебный портал УрГПУ: http://e-portal.uspu.ru Реализуется в сетевой дистанционной форме.
2. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
2.1. Учебно-тематический план очной формы обучения




vramkah-programmi-na-2011-god-bilo-zaplanirovano-provedenie-sleduyushih-meropriyatij-razgranichenie-gosudarstvennoj-sobstvennosti-na-zemlyu-na-summu-013-mln-rub.html
vramkah-programmi-prometej-pavlodar-2007-udk-bbk-63-35kaz-i-69-stranica-22.html
vramkah-programmi-prometej-pavlodar-2007-udk-bbk-63-35kaz-i-69-stranica-31.html
vramkah-programmi-prometej-pavlodar-udk-94574-25075-8-bbk-63-35kazya73.html
vramkah-realizacii-nacionalnoj-programmi-rossiya-protiv-kontrafakta-nekommercheskoe-partnerstvo-nacionalnij-proekt-s-dekabrya-etogo-goda-provodit-v-moskve.html
vramkah-seminara-budet-prochitan-ryad-lekcij-projdut-press-konferenciya-plenarnie-zasedaniya-i-kruglij-stol-priglashennie-uchastniki-seminara.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/prilozhenie-8-publichnij-doklad-po-itogam-2010-2011-uchebnogo-goda.html
  • writing.bystrickaya.ru/administrativnaya-zhaloba-kak-sredstvo-zashiti-prav-grazhdn-ot-nezakonnih-dejstvij-bezdejstviya-dolzhnostnih-lic-i-specifika-ee-pravovogo-regulirovaniya-v-tamozhennih-organah-chast-2.html
  • credit.bystrickaya.ru/pod-redakciej-n-m-nazarovoj-stranica-4.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/v-p-pazilovoj-oformlenie-perepleta-hudozhnika-e.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/nauchno-obrazovatelnij-kompleks-irkutskoj-oblasti-vzaimovigodnoe-sotrudnichestvo-s-kitaem.html
  • lecture.bystrickaya.ru/82-profilaktika-i-preventivnie-meropriyatiyapreduprezhdeniya-rasstrojstv-golosa-lavrova-e-v-logopediya-osnovi-fonopedii.html
  • abstract.bystrickaya.ru/37-0000-6-armatura-promishlennaya-truboprovodnaya-obsherossijskij-klassifikator-produkcii-ok-005-93-moskva.html
  • turn.bystrickaya.ru/otkuda-v-kabardinskom-yazike-obilie-tyurkskih-slov-prichem-dovolno-arhaichnih.html
  • control.bystrickaya.ru/edmaya-chast-upanishadi-perevod-i-predislovie-a-ya-sirkina.html
  • textbook.bystrickaya.ru/ii-iii-zhne-iv-sanatti-nisandar-shn-orshaan-ortani-emissiyasina-rsat-beru-memlekettk-izmet-ii-iii-zhne-iv-sanatti-nisandar-shn-orshaan-ortani-emissiyasina-rsat-beru.html
  • tests.bystrickaya.ru/mchs-predupredilo-o-vozmozhnih-chrezvichajnih-situaciyah-v-krasnodarskom-krae-iz-za-silnih-dozhdej-grada-i-shkvalistogo-vetra-informacionnoe-agentstvo-itar-tass-16082011.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/nejtronnie-zvyozdi-pulsari-chast-2.html
  • reading.bystrickaya.ru/marina-pugacheva-topiki-16-12-2011.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/opravdanie-detstva-kak-fenomena-kulturi.html
  • uchit.bystrickaya.ru/turali-azastan-respublikasini-kmet-auli-eted.html
  • college.bystrickaya.ru/25-sposobov-zavoevat-raspolozhenie-lyudej-stranica-6.html
  • assessments.bystrickaya.ru/delam-yunesko-mid-rossii-pri-sodejstvii-byuro-yunesko-v-moskve-moskva-noyabr-2003g-rossiya-yunesko.html
  • lesson.bystrickaya.ru/obraz-delovoj-zhenshini-v-sredstvah-massovoj-informacii.html
  • report.bystrickaya.ru/izmenenie-zayavok-i-ih-otziv-tendernaya-dokumentaciya-po-zakupke-rabot-po-remontu-tehnicheskomu-uhodu-i-obsluzhivaniyu.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/radiozhurnalistika-v-voprosah-i-otvetah-programma-uchebno-oznakomitelnoj-praktiki-i-kurs-i-proizvodstvennoj-praktiki.html
  • diploma.bystrickaya.ru/vospitanie-i-obuchenie-v-drevnerusskom-gosudarstve-hi-xv-vv-chast-24.html
  • university.bystrickaya.ru/gendernij-aspekt-mestoimennoj-referencii.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glava-10-principi-i-prakticheskoe-primenenie.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/tema-opita-proektno-issledovatelskaya-deyatelnost-uchashihsya-na-osnove-kraevedcheskih-materialov-kak-sredstvo-povisheniya-motivacii-k-izucheniyu-anglijskogo-yazika.html
  • bukva.bystrickaya.ru/planirovaniya-lipeckoj-oblasti-stranica-12.html
  • predmet.bystrickaya.ru/sintez-nauki-religii-i-filosofii-stranica-17.html
  • credit.bystrickaya.ru/osnovnie-vivodi-avtonomnie-elektronnie-stimulyatori-organov-i-tkanej.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/chem-blizki-mne-nravstvennie-ideali-novih-lyudej-po-romanu-chernishevskogo-chto-delat.html
  • tasks.bystrickaya.ru/325-svedeniya-o-nalichii-u-emitenta-licenzij-620010-rossiya-gorod-ekaterinburg-hibinogorskij-pereulok-33-informaciya.html
  • znanie.bystrickaya.ru/administraciya-taseevskogo-rajona-krasnoyarskogo-kraya-postanovlenie-stranica-2.html
  • composition.bystrickaya.ru/otchet-o-funkcionirovanii-sistemi-menedzhmenta-kachestva-i-neobhodimosti-uluchsheniya-naimenovanie-podrazdeleniya.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/posle-vihoda-v-svet-moej-knigi-v-plenu-illyuzij-posvyashennoj-borbe-s-potrebleniem-alkogolya-proshlo-nemnogim-bolee-pyati-let-chto-zhe-zastavlyaet-menya-snova-vzyat-stranica-9.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/raskol-v-socialnoj-sisteme-a-dzh-tojnbi-postizhenie-istorii.html
  • composition.bystrickaya.ru/politika-mezhdunarodnogo-valyutnogo-fonda-v-latvii.html
  • notebook.bystrickaya.ru/gosudarstvennaya-adresnaya-socialnaya-pomosh-naseleniyu-vdoklade-otrazheni-meri-prinimaemie-gosudarstvom-po-realizacii.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.



    п/п

    Наименование

    раздела, темы


    Трудоёмкость

    Аудиторные занятия



    Самостоятельная

    работа



    Всего



    лекции

    Практические

    лабораторные




    1

    Введение. Общее представление об организме. Механизмы регуляции организма.

    4

    1

    1

    -

    -

    3

    2

    Закономерности роста и развития организма.

    8

    3

    1

    2

    -

    5

    3

    Железы внутренней секреции

    6

    4

    2

    2




    2

    4

    Развитие нервной системы

    8

    4

    2

    2




    4

    5

    Высшая нервная деятельность

    6

    2

    -

    2




    4

    6

    Развитие и становление опорно-двигательного аппарата в онтогенезе.

    8

    4

    -

    4

    -

    4

    7

    Возрастные особенности развития функциональных систем: кровь, сердечно-сосудистая, дыхательная

    8

    6

    2

    4




    2

    8

    Сенсорные системы. Развитие и возрастные особенности органов чувств.

    6

    4

    2

    2

    -

    2

    9


    Особенности развития пищеварительной системы в онтогенезе.

    6

    2




    2




    4

    10

    Мочевыделительная система. Развитие и возрастные особенности органов мочевой системы.

    4

    -

    -




    -

    4

    11

    Обмен веществ и энергии как основная функция живого организма.

    4










    -

    4

    12

    Физиолого-гигиенические основы питания, режима дня, закаливание

    4




    -







    4




    Итого


    72

    30

    10

    20

    0

    42