.RU

«Возрастная физиология и здоровый образ жизни»

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное

учреждение высшего профессионального образования

«Уральский государственный педагогический университет»

Институт специального образования
Кафедра анатомии, физиологии и валеологии

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по дисциплине «Возрастная физиология и здоровый образ жизни»

для ОП «44.03.01 Педагогическое образование»

Профиль: «Математика». Б1. ВО.Д.20


Екатеринбург 2016
Рабочая учебная программа по дисциплине

«Возрастная физиология и здоровый образ жизни»
Составитель (составители):

Петрова Людмила Григорьевна, кан. пед. наук, доцент кафедры анатомии, физиологии и валеологии Института специального образования УрГПУ

подпись ____________________
Рабочая учебная программа обсуждена на заседании кафедры

анатомии, физиологии и валеологии УрГПУ

Протокол от 31.03.2016 г. № 8




Зав. кафедрой _____________________________________ С.Н. Малафеева



Руководитель учебного подразделения __________________ И.А. Филатова


  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА




Обучение и воспитание детей, подготовка их к разнообразной деятельности, требует от педагога определённых знаний возрастных особенностей организма в процессе его роста и развития и умения эффективно использовать эти знания в педагогической деятельности. Учёт анатомо-физиологических особенностей развития ребёнка в различные возрастные периоды позволяет грамотно строить учебно-воспитательный процесс, адекватно возрасту подбирать учебный материал, методы и средства обучения. Оптимально подобранная возрасту умственная, и физическая нагрузка способствует нормальному развитию детей и не нарушает их физического и психического здоровья.

Важность изучения данной дисциплины заключается и в том, что в процессе индивидуального развития организм претерпевает ряд непрерывных и неодновременных преобразований морфологического, физиологического, биохимического характера. Происходящие изменения определяют степень биологической зрелости организма и функциональной готовности его к учебной деятельности и устойчивости к воздействию неблагоприятных факторов со стороны окружающей среды.
1.1. Наименование дисциплины

В учебном плане подготовки бакалавра для ОП «44.03.01 Педагогическое образование» Профиль: «Математика» предусматривается изучение дисциплины общепрофессиональной подготовки Б1.ВО.Д.20. «Возрастная физиология и Здоровый образ жизни».

В данном курсе рассматриваются вопросы анатомии, физиологии нервной системы, вегетативных и сенсорных систем, опорно-двигательного аппарата человека и развитие этих систем с возрастом, методы и средства по укреплению и сохранению здоровья, нормы здорового образа жизни учащейся молодёжи.

Содержание основных разделов курса акцентируется на физиолого-психологическом обосновании умственных и физических нагрузок возрастным возможностям организма человека, с учётом их функциональных и двигательных способностей, а также рассматриваются здоровьесберегающие технологии, активные методы и средства для сохранения и укрепления здоровья и формирования здорового образа жизни студентов.
1.2. Цели и задачи дисциплины.
Цель дисциплины. Изучение теоретических и практических основ строения и функционирования организма в период его роста и развития. Обучение будущего специалиста знаниям, умениям и навыкам рационально и физиологически обосновано строить учебно-воспитательный процесс с учётом возрастных особенностей организма в различные возрастные периоды, а также вооружить будущего учителя практическими знаниями соблюдения гигиенических требований учебного процесса и знаниями формирования, укрепления и сохранения здоровья школьников.
Задачи дисциплины:


  1. овладение студентами научными знаниями о строении и функционирование организма в различные возрастные периоды;

  2. изучение анатомо-физиологических особенностей организма на различных этапах его развития;

  3. изучение механизмов сохранения гомеостаза во всех сферах биопсихосоциальной системы человека;

  4. освоение методов оценки уровня физического развития, определения функциональных возможностей основных систем организма;

  5. формирование представлений о связи здоровья человека с окружающей средой и образом жизни.

  6. овладения технологиями здоровьесбережения.


1.3. Место дисциплины в структуре ОП
Рабочая учебная программа дисциплины Б1. Б1.ВО.Д.20. «Возрастная физиология и здоровый образ жизни» составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ФГОС ВО) по направлению подготовки бакалавра «44.03.01 – Педагогическое образование» профиль: «Математика».

Для освоения дисциплины «Возрастная физиология и здоровый образ жизни» необходимы знания, умения, компетенции, полученные студентами в средней общеобразовательной школе. Студент должен иметь представление о строении и функциях человеческого тела; уметь работать с литературой, использовать знания о современной естественнонаучной картине мира при освоении новых знаний. Студент должен владеть культурой мышления, навыками восприятия, анализа и фиксации информации, устной и письменной речью.

Изучение дисциплины «Возрастная физиология и здоровый образ жизни» обеспечивает студентам необходимый уровень знаний для изучения дисциплин педагогического профиля, вооружает педагога научными знаниями о возрастных анатомо-физиологических особенностей организма и дифференцированного подхода в развитии детей и подростков, позволяет грамотно оценивать и прогнозировать физическое и функциональное их состояние.

Пререквизитом дисциплины «Возрастная физиология и здоровый образ жизни» является курс школьных предметов «Биология», «Химия», «Физика»,

«Физическая культура».

Дисциплина предназначена для студентов 2 курса, изучается в 1-ом семестре.
1.4. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине соотнесённых с планируемыми результатами освоениями образовательной программы:
Требования к результатам освоения дисциплины:
Процесс изучения дисциплины «Возрастная физиология и здоровый образ жизни» направлен на формирование следующих компетенций:
Общекультурные компетенции (ОК):
ОК–3 – способностью использовать естественнонаучные и математические знания для ориентирования в современном информационном пространстве;
ОК–8–готовностью поддерживать уровень физической подготовки, обеспечивающий полноценную деятельность.
Общепрофессиональные компетенции (ОПК):
ОПК – 2 –способностью осуществлять обучение, воспитание и развитие с учётом социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся;
ОПК-6 – готовностью к обеспечению охраны жизни и здоровья обучающихся
Образовательные методики (формы проведения занятий)

информации по проблеме

Форма проверки развития (степени овладения) компетенции

Письменные работы (ПР)

Технические формы контроля.

В результате изучения дисциплины бакалавр должен:

Знать:

факторов окружающей среды на состояние здоровья детей и подростков;

Уметь:

соответствие с потребностями и возможностями детей и подростков;

Владеть:


1.5. Объем дисциплины и виды учебной работы
Общая трудоёмкость дисциплины составляет 2 зачётные единицы, 72 (количество часов).
1.6 Особенности реализации дисциплины (модуля).
Дисциплина преподаётся на русском языке с применением электронных образовательных ресурсов. Для организации индивидуальной и самостоятельной работы студентов используется учебный портал УрГПУ: http://e-portal.uspu.ru Реализуется в сетевой дистанционной форме.
2. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
2.1. Учебно-тематический план очной формы обучения




vramkah-programmi-na-2011-god-bilo-zaplanirovano-provedenie-sleduyushih-meropriyatij-razgranichenie-gosudarstvennoj-sobstvennosti-na-zemlyu-na-summu-013-mln-rub.html
vramkah-programmi-prometej-pavlodar-2007-udk-bbk-63-35kaz-i-69-stranica-22.html
vramkah-programmi-prometej-pavlodar-2007-udk-bbk-63-35kaz-i-69-stranica-31.html
vramkah-programmi-prometej-pavlodar-udk-94574-25075-8-bbk-63-35kazya73.html
vramkah-realizacii-nacionalnoj-programmi-rossiya-protiv-kontrafakta-nekommercheskoe-partnerstvo-nacionalnij-proekt-s-dekabrya-etogo-goda-provodit-v-moskve.html
vramkah-seminara-budet-prochitan-ryad-lekcij-projdut-press-konferenciya-plenarnie-zasedaniya-i-kruglij-stol-priglashennie-uchastniki-seminara.html
  • studies.bystrickaya.ru/ekonomicheskaya-ocenka-effektivnosti-proizvodstva-produkcii-rastenievodstva-v-oao-alyans.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/nalogovij-kodeks-rf-chast-1.html
  • kanikulyi.bystrickaya.ru/xviii-cherez-parizh-volonter-devyanosto-vtorogo-goda.html
  • klass.bystrickaya.ru/aleks-orlov-brosok-salamandri-stranica-60.html
  • learn.bystrickaya.ru/gorshkova-l-l-bibliograficheskij-ukazatel-statej-opublikovannih-za-yanvar-mart-2011.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/upotreblenie-deeprichastnih-oborotov-uchebno-metodicheskij-kompleks-po-russkomu-yaziku-i-kulture-rechi-dlya-studentov.html
  • letter.bystrickaya.ru/monografiya-la-tihomirova-monarhicheskaya-gosudarstvennost-chast-7.html
  • laboratory.bystrickaya.ru/zakon-koldovskogo-vozmezdiya-stranica-3.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/realizaciya-strategij-firmi.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/kurs-lekcij-razrabotal-prepodavatel-stazher-kafedri-ekonomika-i-organizaciya-proizvodstva-klimuk-vladimir-vladimirovich-baranovichi-2010.html
  • letter.bystrickaya.ru/n-g-baranec-metamorfozi-etosa-stranica-10.html
  • znanie.bystrickaya.ru/7-podgotovka-nauchno-pedagogicheskih-i-nauchnih-kadrov-i-povishenie-kvalifikacii-nauchno-pedagogicheskih-rabotnikov.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/otravlyayushie-veshestva.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/opdf05-osnovi-marketinga-1-obshaya-harakteristika-specialnosti-071401-053100-socialno-kulturnaya-deyatelnost.html
  • occupation.bystrickaya.ru/obmen-uglevodov-i-ego-vzaimosvyazi-klinicheskaya-himiya-v-diagnostike-i-lechenii.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/410opredelenie-pobeditelya-konkursa-otkritij-odnoetapnij-konkurs-bez-predvaritelnogo-kvalifikacionnogo-otbora.html
  • lecture.bystrickaya.ru/5-1-chleni-predlozheniya-uchebnika-klassicheskogo-tibetskogo-pismennogo-yazika.html
  • control.bystrickaya.ru/doklad-mou-bolshesosnovskaya-srednyaya-obsheobrazovatelnaya-shkola.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/bd-biniti-elektrotehnika-2004-07-obuchayushie-programmi-uchebno-metodicheskie-kompleksi-kompyuternie-tehnologii-v-laboratornom.html
  • student.bystrickaya.ru/3programma-disciplini-uchebno-metodicheskij-kompleks-po-kursu-finansi-organizacij-predpriyatij-dlya-studentov.html
  • testyi.bystrickaya.ru/6-elektroprovodnost-rastvorov-elektrolitov-praktikum-po-fizicheskoj-himii-ekaterinburg-2003-g.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/m-v-lomonosov-sluchilis-vmeste-dva-astronoma-v-piru-i-a-krilov-volk-na-psarne.html
  • education.bystrickaya.ru/-rassuzhdal-petya-dalshe-sofiya.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/arhtektura-rus-v-15-16-st-chast-5.html
  • student.bystrickaya.ru/4-izmerenie-stoimosti-zhizni-tema-makroekonomicheskaya-nauka-2.html
  • literature.bystrickaya.ru/ekspertnoe-zaklyucheniek-proektu-zakona-respubliki-kazahstano-vnesenii-dopolnenij-v-nekotorie-zakonodatelnie-akti-respubliki-kazahstan-po-voprosu-obespecheniya-deyatelnosti-upolnomochennogo-po-pravam-cheloveka.html
  • reading.bystrickaya.ru/kvecheru-oblaka-kuda-to-devalis-s-neba-i-k-tomu-vremeni-kogda-svetilo-pokinulo-nebosvod-nichto-ne-meshalo-zvezdochkam-vspihnut-yarkimi-tochkami-gde-to-tam-visok-stranica-22.html
  • klass.bystrickaya.ru/4-ukazaniya-po-vipolneniyu-kontrolnoj-raboti-metodicheskie-rekomendacii-studentam-specialnosti-marketing-po.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/programma-vstupitelnih-ispitanij-po-obshestvoznaniyu-obrazovatelnij-standart-srednego-polnogo-obshego.html
  • report.bystrickaya.ru/kniga-pyataya-ladimirova.html
  • znanie.bystrickaya.ru/areglament-mne-mozhno-osvezhit-chtobi-ya-ponimal-kak-u-nas-vremya-raspredelyaetsya-segodnya-skolko-u-menya-est-na-izlozhenie-stranica-4.html
  • tasks.bystrickaya.ru/20-23-maya-2009-g-samarskaya-oblast-fgu-sanatorij-volzhskij-utyos-upravleniya-delami-prezidenta-rossijskoj-federacii.html
  • holiday.bystrickaya.ru/o-nacionalnoj-protivopolozhnosti-v-filosofii-shelling-f-v-j-sh44-sochineniya-v-2-t-per-s-nem-t-2sost-red.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glava-v-osnovi-teorii-argumentacii-1-dokazatelstvo-obshaya-harakteristika-ponyatiya-6-vidi-ponyatii-9.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glava-xi-pervaya-emigraciya-predislovie.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.



    п/п

    Наименование

    раздела, темы


    Трудоёмкость

    Аудиторные занятия



    Самостоятельная

    работа



    Всего



    лекции

    Практические

    лабораторные




    1

    Введение. Общее представление об организме. Механизмы регуляции организма.

    4

    1

    1

    -

    -

    3

    2

    Закономерности роста и развития организма.

    8

    3

    1

    2

    -

    5

    3

    Железы внутренней секреции

    6

    4

    2

    2




    2

    4

    Развитие нервной системы

    8

    4

    2

    2




    4

    5

    Высшая нервная деятельность

    6

    2

    -

    2




    4

    6

    Развитие и становление опорно-двигательного аппарата в онтогенезе.

    8

    4

    -

    4

    -

    4

    7

    Возрастные особенности развития функциональных систем: кровь, сердечно-сосудистая, дыхательная

    8

    6

    2

    4




    2

    8

    Сенсорные системы. Развитие и возрастные особенности органов чувств.

    6

    4

    2

    2

    -

    2

    9


    Особенности развития пищеварительной системы в онтогенезе.

    6

    2




    2




    4

    10

    Мочевыделительная система. Развитие и возрастные особенности органов мочевой системы.

    4

    -

    -




    -

    4

    11

    Обмен веществ и энергии как основная функция живого организма.

    4










    -

    4

    12

    Физиолого-гигиенические основы питания, режима дня, закаливание

    4




    -







    4




    Итого


    72

    30

    10

    20

    0

    42