«Возрастная физиология и здоровый образ жизни»
.RU

«Возрастная физиология и здоровый образ жизни»

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное

учреждение высшего профессионального образования

«Уральский государственный педагогический университет»

Институт специального образования
Кафедра анатомии, физиологии и валеологии

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по дисциплине «Возрастная физиология и здоровый образ жизни»

для ОП «44.03.01 Педагогическое образование»

Профиль: «Математика». Б1. ВО.Д.20


Екатеринбург 2016
Рабочая учебная программа по дисциплине

«Возрастная физиология и здоровый образ жизни»
Составитель (составители):

Петрова Людмила Григорьевна, кан. пед. наук, доцент кафедры анатомии, физиологии и валеологии Института специального образования УрГПУ

подпись ____________________
Рабочая учебная программа обсуждена на заседании кафедры

анатомии, физиологии и валеологии УрГПУ

Протокол от 31.03.2016 г. № 8




Зав. кафедрой _____________________________________ С.Н. Малафеева



Руководитель учебного подразделения __________________ И.А. Филатова


  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА




Обучение и воспитание детей, подготовка их к разнообразной деятельности, требует от педагога определённых знаний возрастных особенностей организма в процессе его роста и развития и умения эффективно использовать эти знания в педагогической деятельности. Учёт анатомо-физиологических особенностей развития ребёнка в различные возрастные периоды позволяет грамотно строить учебно-воспитательный процесс, адекватно возрасту подбирать учебный материал, методы и средства обучения. Оптимально подобранная возрасту умственная, и физическая нагрузка способствует нормальному развитию детей и не нарушает их физического и психического здоровья.

Важность изучения данной дисциплины заключается и в том, что в процессе индивидуального развития организм претерпевает ряд непрерывных и неодновременных преобразований морфологического, физиологического, биохимического характера. Происходящие изменения определяют степень биологической зрелости организма и функциональной готовности его к учебной деятельности и устойчивости к воздействию неблагоприятных факторов со стороны окружающей среды.
1.1. Наименование дисциплины

В учебном плане подготовки бакалавра для ОП «44.03.01 Педагогическое образование» Профиль: «Математика» предусматривается изучение дисциплины общепрофессиональной подготовки Б1.ВО.Д.20. «Возрастная физиология и Здоровый образ жизни».

В данном курсе рассматриваются вопросы анатомии, физиологии нервной системы, вегетативных и сенсорных систем, опорно-двигательного аппарата человека и развитие этих систем с возрастом, методы и средства по укреплению и сохранению здоровья, нормы здорового образа жизни учащейся молодёжи.

Содержание основных разделов курса акцентируется на физиолого-психологическом обосновании умственных и физических нагрузок возрастным возможностям организма человека, с учётом их функциональных и двигательных способностей, а также рассматриваются здоровьесберегающие технологии, активные методы и средства для сохранения и укрепления здоровья и формирования здорового образа жизни студентов.
1.2. Цели и задачи дисциплины.
Цель дисциплины. Изучение теоретических и практических основ строения и функционирования организма в период его роста и развития. Обучение будущего специалиста знаниям, умениям и навыкам рационально и физиологически обосновано строить учебно-воспитательный процесс с учётом возрастных особенностей организма в различные возрастные периоды, а также вооружить будущего учителя практическими знаниями соблюдения гигиенических требований учебного процесса и знаниями формирования, укрепления и сохранения здоровья школьников.
Задачи дисциплины:


  1. овладение студентами научными знаниями о строении и функционирование организма в различные возрастные периоды;

  2. изучение анатомо-физиологических особенностей организма на различных этапах его развития;

  3. изучение механизмов сохранения гомеостаза во всех сферах биопсихосоциальной системы человека;

  4. освоение методов оценки уровня физического развития, определения функциональных возможностей основных систем организма;

  5. формирование представлений о связи здоровья человека с окружающей средой и образом жизни.

  6. овладения технологиями здоровьесбережения.


1.3. Место дисциплины в структуре ОП
Рабочая учебная программа дисциплины Б1. Б1.ВО.Д.20. «Возрастная физиология и здоровый образ жизни» составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ФГОС ВО) по направлению подготовки бакалавра «44.03.01 – Педагогическое образование» профиль: «Математика».

Для освоения дисциплины «Возрастная физиология и здоровый образ жизни» необходимы знания, умения, компетенции, полученные студентами в средней общеобразовательной школе. Студент должен иметь представление о строении и функциях человеческого тела; уметь работать с литературой, использовать знания о современной естественнонаучной картине мира при освоении новых знаний. Студент должен владеть культурой мышления, навыками восприятия, анализа и фиксации информации, устной и письменной речью.

Изучение дисциплины «Возрастная физиология и здоровый образ жизни» обеспечивает студентам необходимый уровень знаний для изучения дисциплин педагогического профиля, вооружает педагога научными знаниями о возрастных анатомо-физиологических особенностей организма и дифференцированного подхода в развитии детей и подростков, позволяет грамотно оценивать и прогнозировать физическое и функциональное их состояние.

Пререквизитом дисциплины «Возрастная физиология и здоровый образ жизни» является курс школьных предметов «Биология», «Химия», «Физика»,

«Физическая культура».

Дисциплина предназначена для студентов 2 курса, изучается в 1-ом семестре.
1.4. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине соотнесённых с планируемыми результатами освоениями образовательной программы:
Требования к результатам освоения дисциплины:
Процесс изучения дисциплины «Возрастная физиология и здоровый образ жизни» направлен на формирование следующих компетенций:
Общекультурные компетенции (ОК):
ОК–3 – способностью использовать естественнонаучные и математические знания для ориентирования в современном информационном пространстве;
ОК–8–готовностью поддерживать уровень физической подготовки, обеспечивающий полноценную деятельность.
Общепрофессиональные компетенции (ОПК):
ОПК – 2 –способностью осуществлять обучение, воспитание и развитие с учётом социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся;
ОПК-6 – готовностью к обеспечению охраны жизни и здоровья обучающихся
Образовательные методики (формы проведения занятий)

информации по проблеме

Форма проверки развития (степени овладения) компетенции

Письменные работы (ПР)

Технические формы контроля.

В результате изучения дисциплины бакалавр должен:

Знать:

факторов окружающей среды на состояние здоровья детей и подростков;

Уметь:

соответствие с потребностями и возможностями детей и подростков;

Владеть:


1.5. Объем дисциплины и виды учебной работы
Общая трудоёмкость дисциплины составляет 2 зачётные единицы, 72 (количество часов).
1.6 Особенности реализации дисциплины (модуля).
Дисциплина преподаётся на русском языке с применением электронных образовательных ресурсов. Для организации индивидуальной и самостоятельной работы студентов используется учебный портал УрГПУ: http://e-portal.uspu.ru Реализуется в сетевой дистанционной форме.
2. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
2.1. Учебно-тематический план очной формы обучения




vramkah-programmi-na-2011-god-bilo-zaplanirovano-provedenie-sleduyushih-meropriyatij-razgranichenie-gosudarstvennoj-sobstvennosti-na-zemlyu-na-summu-013-mln-rub.html
vramkah-programmi-prometej-pavlodar-2007-udk-bbk-63-35kaz-i-69-stranica-22.html
vramkah-programmi-prometej-pavlodar-2007-udk-bbk-63-35kaz-i-69-stranica-31.html
vramkah-programmi-prometej-pavlodar-udk-94574-25075-8-bbk-63-35kazya73.html
vramkah-realizacii-nacionalnoj-programmi-rossiya-protiv-kontrafakta-nekommercheskoe-partnerstvo-nacionalnij-proekt-s-dekabrya-etogo-goda-provodit-v-moskve.html
vramkah-seminara-budet-prochitan-ryad-lekcij-projdut-press-konferenciya-plenarnie-zasedaniya-i-kruglij-stol-priglashennie-uchastniki-seminara.html
  • letter.bystrickaya.ru/mezhdunarodnaya-nauchno-prakticheskaya-konferenciya-novie-informacionnie-tehnologii-v-obrazovanii-bajkal.html
  • student.bystrickaya.ru/3-raspredelenie-osnovnih-obyazannostej-mezhdu-pravila-organizacii-puskonaladochnih-rabot-na-teplovih-elektricheskih.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/shpargalki-po-estestvoznaniyu.html
  • credit.bystrickaya.ru/okonchanie-tabl-perspektivnoe-planirovanie-uchebno-vospitatelnogo-processa-na-god-poyasnitelnaya-zapiska.html
  • teacher.bystrickaya.ru/geografiya-odna-iz-drevnejshih-nauk-chelovechestva-vot-uzhe-pochti-5000-let-zanimaetsya-ona-opisaniem-stran-morej-i-okeanov-stranica-19.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/literatura-istoriya-zarubezhnoj-sociologii-dobrenkov-v-i-kravchenko-a-i.html
  • universitet.bystrickaya.ru/temi-referatov-k-seminaru-na-03-03-2012-po-predmetu-dokumentnie-resursi.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/upravlenie-proektom-asoiu-modelirovanie-biznes-processov-specifikaciya-trebovanij-na-osnove-strukturnogo-podhoda.html
  • education.bystrickaya.ru/1-funkcii-gosudarstva-po-regulirovaniyu-rinochnoj-ekonomiki-3.html
  • znanie.bystrickaya.ru/analiz-deyatelnosti-kraevogo-gosudarstvennogo-obrazovatelnogo-uchrezhdeniya-srednego-professionalnogo-obrazovaniya-habarovskij-pedagogicheskij-kolledzh-za-2009-2010-uchebnij-god.html
  • holiday.bystrickaya.ru/miasteniya-moj-opit-izlecheniya.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/soderzhanie-n-d-galskova-sovr-metodika-obuch-iya.html
  • tasks.bystrickaya.ru/22-informacionnaya-spravka-o-shkole-municipalnoe-obsheobrazovatelnoe-uchrezhdenie-srednyaya-obsheobrazovatelnaya-shkola-5-adres-shkoli-rm-g-ruzaevka-ul-k-marksa-d-15.html
  • uchit.bystrickaya.ru/svedeniya-ob-avtorah-zakonodatelnaya.html
  • composition.bystrickaya.ru/personalnij-menedzhment.html
  • grade.bystrickaya.ru/nevidumannie-istorii-iz-zhizni-vrachej-stranica-6.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-po-biologicheskoj-himii-biohimii-polosti-rta-dlya-specialnosti-060201-stomatologiya.html
  • gramota.bystrickaya.ru/zaklyuchenie-osnovi-borbi-s-aktami-terrorizma-i-piratstva-na-more.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/metodicheskie-ukazaniya-i-kontrolnie-zadaniya-dlya-studentov-zaochnogo-fakulteta-ekonomicheskih-specialnostej.html
  • letter.bystrickaya.ru/nenavidet-nenavidel-slishat-slishal.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/opredelenie-osvyashennogo-arhierejskogo-sobora-russkoj-pravoslavnoj-cerkvi-2-4-fevralya-2011-goda-moskva-hram-hrista-spasitelya-o-vnesenii-izmenenij-i-dopolnenij-v-ustav-russkoj-pravoslavnoj-cerkvi.html
  • nauka.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskoe-obespechenie-disciplini-uchebno-metodicheskij-kompleks-dlya-studentov-specialnosti-050601-65.html
  • composition.bystrickaya.ru/pesni-kompozitorov-klassikov-dlya-detej-hrestomatiya-muzikalno-literaturnoe-izdatelstvo-soyuz-hudozhnikov.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/otveti-na-voprosi-po-viboram-v-organi-mestnogo-samoupravleniya-v-chuvashskoj-respublike.html
  • klass.bystrickaya.ru/a-i-kosareva-srednyaya-shkola-13-g-astana-respublika-kazahstan.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/mvd-podvergnut-obshestvennomu-kontrolyu-novij-glava-fss-prioritetnoe-napravlenie-deyatelnosti-fonda-realizaciya.html
  • crib.bystrickaya.ru/kniga-v-poiskah-potoka.html
  • learn.bystrickaya.ru/glava-6-vidi-atak-na-set-razrabotka-nastroek-otvechayushih-za-bezopasnost-seti-k-diplomnomu-proektu.html
  • tasks.bystrickaya.ru/17-explain-listen-watch-and-speak-dlya-studentov.html
  • credit.bystrickaya.ru/osnovnoe-soderzhanie-dissertacii-otrazheno-v-sleduyushih-publikaciyah-kognitivno-smislovoe-prostranstvo-narodnoj-primeti.html
  • universitet.bystrickaya.ru/uchebnij-plan-povisheniya-kvalifikacii-po-programme-byudzhetnaya-sistema-byudzhetnij-process-uchastniki-byudzhetnogo-processa-cel-obucheniya.html
  • institut.bystrickaya.ru/spravochnik-tom-1.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/razdel-3-gosudarstvennaya-podderzhka-razvitiya-selskohozyajstvennoj-potrebitelskoj-kooperacii-penzenskoj-oblasti.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/tema-chtenij-stranica-3.html
  • institut.bystrickaya.ru/tematicheskoe-planirovanie-2-klass-68-ch-5-anglijskij-yazik-poyasnitelnaya-zapiska-poslednie-desyatiletiya-xx-i.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.



    п/п

    Наименование

    раздела, темы


    Трудоёмкость

    Аудиторные занятия



    Самостоятельная

    работа



    Всего



    лекции

    Практические

    лабораторные




    1

    Введение. Общее представление об организме. Механизмы регуляции организма.

    4

    1

    1

    -

    -

    3

    2

    Закономерности роста и развития организма.

    8

    3

    1

    2

    -

    5

    3

    Железы внутренней секреции

    6

    4

    2

    2




    2

    4

    Развитие нервной системы

    8

    4

    2

    2




    4

    5

    Высшая нервная деятельность

    6

    2

    -

    2




    4

    6

    Развитие и становление опорно-двигательного аппарата в онтогенезе.

    8

    4

    -

    4

    -

    4

    7

    Возрастные особенности развития функциональных систем: кровь, сердечно-сосудистая, дыхательная

    8

    6

    2

    4




    2

    8

    Сенсорные системы. Развитие и возрастные особенности органов чувств.

    6

    4

    2

    2

    -

    2

    9


    Особенности развития пищеварительной системы в онтогенезе.

    6

    2




    2




    4

    10

    Мочевыделительная система. Развитие и возрастные особенности органов мочевой системы.

    4

    -

    -




    -

    4

    11

    Обмен веществ и энергии как основная функция живого организма.

    4










    -

    4

    12

    Физиолого-гигиенические основы питания, режима дня, закаливание

    4




    -







    4




    Итого


    72

    30

    10

    20

    0

    42