.RU

«Возрастная физиология и здоровый образ жизни»

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное

учреждение высшего профессионального образования

«Уральский государственный педагогический университет»

Институт специального образования
Кафедра анатомии, физиологии и валеологии

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по дисциплине «Возрастная физиология и здоровый образ жизни»

для ОП «44.03.01 Педагогическое образование»

Профиль: «Математика». Б1. ВО.Д.20


Екатеринбург 2016
Рабочая учебная программа по дисциплине

«Возрастная физиология и здоровый образ жизни»
Составитель (составители):

Петрова Людмила Григорьевна, кан. пед. наук, доцент кафедры анатомии, физиологии и валеологии Института специального образования УрГПУ

подпись ____________________
Рабочая учебная программа обсуждена на заседании кафедры

анатомии, физиологии и валеологии УрГПУ

Протокол от 31.03.2016 г. № 8




Зав. кафедрой _____________________________________ С.Н. Малафеева



Руководитель учебного подразделения __________________ И.А. Филатова


  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА




Обучение и воспитание детей, подготовка их к разнообразной деятельности, требует от педагога определённых знаний возрастных особенностей организма в процессе его роста и развития и умения эффективно использовать эти знания в педагогической деятельности. Учёт анатомо-физиологических особенностей развития ребёнка в различные возрастные периоды позволяет грамотно строить учебно-воспитательный процесс, адекватно возрасту подбирать учебный материал, методы и средства обучения. Оптимально подобранная возрасту умственная, и физическая нагрузка способствует нормальному развитию детей и не нарушает их физического и психического здоровья.

Важность изучения данной дисциплины заключается и в том, что в процессе индивидуального развития организм претерпевает ряд непрерывных и неодновременных преобразований морфологического, физиологического, биохимического характера. Происходящие изменения определяют степень биологической зрелости организма и функциональной готовности его к учебной деятельности и устойчивости к воздействию неблагоприятных факторов со стороны окружающей среды.
1.1. Наименование дисциплины

В учебном плане подготовки бакалавра для ОП «44.03.01 Педагогическое образование» Профиль: «Математика» предусматривается изучение дисциплины общепрофессиональной подготовки Б1.ВО.Д.20. «Возрастная физиология и Здоровый образ жизни».

В данном курсе рассматриваются вопросы анатомии, физиологии нервной системы, вегетативных и сенсорных систем, опорно-двигательного аппарата человека и развитие этих систем с возрастом, методы и средства по укреплению и сохранению здоровья, нормы здорового образа жизни учащейся молодёжи.

Содержание основных разделов курса акцентируется на физиолого-психологическом обосновании умственных и физических нагрузок возрастным возможностям организма человека, с учётом их функциональных и двигательных способностей, а также рассматриваются здоровьесберегающие технологии, активные методы и средства для сохранения и укрепления здоровья и формирования здорового образа жизни студентов.
1.2. Цели и задачи дисциплины.
Цель дисциплины. Изучение теоретических и практических основ строения и функционирования организма в период его роста и развития. Обучение будущего специалиста знаниям, умениям и навыкам рационально и физиологически обосновано строить учебно-воспитательный процесс с учётом возрастных особенностей организма в различные возрастные периоды, а также вооружить будущего учителя практическими знаниями соблюдения гигиенических требований учебного процесса и знаниями формирования, укрепления и сохранения здоровья школьников.
Задачи дисциплины:


  1. овладение студентами научными знаниями о строении и функционирование организма в различные возрастные периоды;

  2. изучение анатомо-физиологических особенностей организма на различных этапах его развития;

  3. изучение механизмов сохранения гомеостаза во всех сферах биопсихосоциальной системы человека;

  4. освоение методов оценки уровня физического развития, определения функциональных возможностей основных систем организма;

  5. формирование представлений о связи здоровья человека с окружающей средой и образом жизни.

  6. овладения технологиями здоровьесбережения.


1.3. Место дисциплины в структуре ОП
Рабочая учебная программа дисциплины Б1. Б1.ВО.Д.20. «Возрастная физиология и здоровый образ жизни» составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ФГОС ВО) по направлению подготовки бакалавра «44.03.01 – Педагогическое образование» профиль: «Математика».

Для освоения дисциплины «Возрастная физиология и здоровый образ жизни» необходимы знания, умения, компетенции, полученные студентами в средней общеобразовательной школе. Студент должен иметь представление о строении и функциях человеческого тела; уметь работать с литературой, использовать знания о современной естественнонаучной картине мира при освоении новых знаний. Студент должен владеть культурой мышления, навыками восприятия, анализа и фиксации информации, устной и письменной речью.

Изучение дисциплины «Возрастная физиология и здоровый образ жизни» обеспечивает студентам необходимый уровень знаний для изучения дисциплин педагогического профиля, вооружает педагога научными знаниями о возрастных анатомо-физиологических особенностей организма и дифференцированного подхода в развитии детей и подростков, позволяет грамотно оценивать и прогнозировать физическое и функциональное их состояние.

Пререквизитом дисциплины «Возрастная физиология и здоровый образ жизни» является курс школьных предметов «Биология», «Химия», «Физика»,

«Физическая культура».

Дисциплина предназначена для студентов 2 курса, изучается в 1-ом семестре.
1.4. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине соотнесённых с планируемыми результатами освоениями образовательной программы:
Требования к результатам освоения дисциплины:
Процесс изучения дисциплины «Возрастная физиология и здоровый образ жизни» направлен на формирование следующих компетенций:
Общекультурные компетенции (ОК):
ОК–3 – способностью использовать естественнонаучные и математические знания для ориентирования в современном информационном пространстве;
ОК–8–готовностью поддерживать уровень физической подготовки, обеспечивающий полноценную деятельность.
Общепрофессиональные компетенции (ОПК):
ОПК – 2 –способностью осуществлять обучение, воспитание и развитие с учётом социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся;
ОПК-6 – готовностью к обеспечению охраны жизни и здоровья обучающихся
Образовательные методики (формы проведения занятий)

информации по проблеме

Форма проверки развития (степени овладения) компетенции

Письменные работы (ПР)

Технические формы контроля.

В результате изучения дисциплины бакалавр должен:

Знать:

факторов окружающей среды на состояние здоровья детей и подростков;

Уметь:

соответствие с потребностями и возможностями детей и подростков;

Владеть:


1.5. Объем дисциплины и виды учебной работы
Общая трудоёмкость дисциплины составляет 2 зачётные единицы, 72 (количество часов).
1.6 Особенности реализации дисциплины (модуля).
Дисциплина преподаётся на русском языке с применением электронных образовательных ресурсов. Для организации индивидуальной и самостоятельной работы студентов используется учебный портал УрГПУ: http://e-portal.uspu.ru Реализуется в сетевой дистанционной форме.
2. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
2.1. Учебно-тематический план очной формы обучения




vramkah-programmi-na-2011-god-bilo-zaplanirovano-provedenie-sleduyushih-meropriyatij-razgranichenie-gosudarstvennoj-sobstvennosti-na-zemlyu-na-summu-013-mln-rub.html
vramkah-programmi-prometej-pavlodar-2007-udk-bbk-63-35kaz-i-69-stranica-22.html
vramkah-programmi-prometej-pavlodar-2007-udk-bbk-63-35kaz-i-69-stranica-31.html
vramkah-programmi-prometej-pavlodar-udk-94574-25075-8-bbk-63-35kazya73.html
vramkah-realizacii-nacionalnoj-programmi-rossiya-protiv-kontrafakta-nekommercheskoe-partnerstvo-nacionalnij-proekt-s-dekabrya-etogo-goda-provodit-v-moskve.html
vramkah-seminara-budet-prochitan-ryad-lekcij-projdut-press-konferenciya-plenarnie-zasedaniya-i-kruglij-stol-priglashennie-uchastniki-seminara.html
  • vospitanie.bystrickaya.ru/vtoraya-promezhutochnaya-faza-vvedenie.html
  • nauka.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-po-speckursu-problemi-novejshej-istorii-stran-evropi-i-ameriki-v-otechestvennoj-istoriografii.html
  • desk.bystrickaya.ru/ponyatie-samoaktualizaciya-v-psihologii.html
  • control.bystrickaya.ru/ekonomko-matematichne-modelyuvannya-ta-prognoz-harakteristik-cnnih-paperv.html
  • studies.bystrickaya.ru/fabrika-ekonomicheskih-grez-radio-9-mayak-07-02-2005-novosti-17-00-00-maksimova-9.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/vidi-samostoyatelnoj-raboti-rabochej-programmi-uchebnoj-disciplini-modulya-b-1-matematika.html
  • pisat.bystrickaya.ru/spravochnik-po-upravleniyu-personalom-7-2007-g.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/razdelno-slitno-intensivnij-kurs-povisheniya-gramotnosti-na-osnove-nlp.html
  • lesson.bystrickaya.ru/plan-osnovnih-organizacionnih-meropriyatij-upravleniya-federalnoj-sluzhbi-po-nadzoru-v-sfere-zashiti-prav-potrebitelej-i-blagopoluchiya-cheloveka-po-respublike-hakasiya-na-2010-god-stranica-5.html
  • thesis.bystrickaya.ru/potencial-ispolzovaniya-dendrohronologicheskoj-informacii-v-lesnoj-nauke-i-praktike-03-02-08-ekologiya.html
  • school.bystrickaya.ru/hubiev-vi-nelzya-li-videlyat-sredstva-pod-garantiyu-mestnogo-byudzheta-urinson-yam.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/analiz-investicionnoj-privlekatelnosti-predpriyatij-v-otraslevom-razreze-puti-eyo-povisheniya-chast-4.html
  • studies.bystrickaya.ru/-9-prinyatie-rukovoditelem-neobosnovannogo-resheniya-prekrashenie-trudovogo-dogovora-kommentarij-k-glave-13-trudovogo-kodeksa-rf.html
  • essay.bystrickaya.ru/d-m-kejns-obshaya-teoriya-zanyatosti-procenta-i-deneg-stranica-19.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/razdel-1-spisok-inzhenerno-tehnicheskogo-personala-konkursnaya.html
  • reading.bystrickaya.ru/metodi-integralnoj-ocenki-analiza-i-monitoringa-socialno-ekonomicheskogo-razvitiya-municipalnih-obrazovanij.html
  • knigi.bystrickaya.ru/reshenie-o-razrabotke-iso-14000-yavilos-rezultatom-urugvajskogo-raunda-peregovorov-po-vsemirnomu-torgovomu-soglasheniyu-i-vstrechi-na-visshem-urovne-po-okruzhayushej-srede-i-razvitiyu-v-rio-de-zhanejro-v-1992-godu.html
  • thesis.bystrickaya.ru/priglashenie-k-podache-predlozhenij-posobie-prednaznacheno-dlya-tovarishestv-sobstvennikov-zhilya-i-iniciativnih-sobstvennikov.html
  • university.bystrickaya.ru/glava15-kniga-prednaznachena-dlya-psihiatrov-i-specialistov-smezhnih-disciplin.html
  • credit.bystrickaya.ru/otchet-o-rezultatah-samoobsledovaniya-orehovo-zuevskogo-filiala-stranica-6.html
  • shkola.bystrickaya.ru/stradanie-svyatoj-muchenici-miropii-zhitiya-svyatih.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/n-47-nepravitelstvennie-nekommercheskie-organizacii-i-obshestvennoe-prosvetitelskoe-dvizhenie-rossii-stranica-7.html
  • occupation.bystrickaya.ru/modeli-kollektivnogo-vibora.html
  • lecture.bystrickaya.ru/7-stepeni-zashiti-ot-dostupa-k-opasnim-chastyam-oboznachaemie-dopolnitelnoj-bukvoj-gost-14254-96-mek-529-89.html
  • lecture.bystrickaya.ru/arheologiya-v-izmenyayushejsya-rossii.html
  • grade.bystrickaya.ru/myword-ru-chast-pervaya-obshie-voprosi-defektologii-stranica-22.html
  • bukva.bystrickaya.ru/regionalnaya-i-etnokulturnaya-politika-v-orenburzhe.html
  • composition.bystrickaya.ru/p-p-lebedev-o-konstantine-simonove-lichnoe.html
  • write.bystrickaya.ru/eta-kniga-rezultat-mnogoletnego-issledovaniya-problem-isterii-osnovannogo-kak-na-klinicheskom-opite-nakoplennom-mnoyu-za-vremya-lechebnoj-i-nauchnoj-raboti-v-psi-stranica-22.html
  • urok.bystrickaya.ru/pro-x-2011.html
  • reading.bystrickaya.ru/kontrolnaya-rabota-tema-antichnaya-filosofiya.html
  • student.bystrickaya.ru/23-odnostoronnie-i-dvuhstoronnie-znacheniya-veroyatnostej-konspekt-lekcij-dlya-specialnostej-ua-fk-1995-g-i-kornilov.html
  • znanie.bystrickaya.ru/assambleya-mezhdunarodnoj-morskoj-organizacii-imo-na-svoej-odinnadcatoj-sessii-v-1979-rassmotrela-sushestvuyushie-metodi-morskoj-svyazi-pri-bedstvii-i-dlya-obespech.html
  • credit.bystrickaya.ru/osennyaya-pesnya-travi-avstralijskaya-pegaya.html
  • doklad.bystrickaya.ru/uchebnoe-posobie-dlya-studentov-ii-kursa-bakalavriata-napravleniya-521500-menedzhmentenglish-for-travel-2-e-izd-ispr-i-dop-m-rmat-1998-162-s-a.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.



    п/п

    Наименование

    раздела, темы


    Трудоёмкость

    Аудиторные занятия



    Самостоятельная

    работа



    Всего



    лекции

    Практические

    лабораторные




    1

    Введение. Общее представление об организме. Механизмы регуляции организма.

    4

    1

    1

    -

    -

    3

    2

    Закономерности роста и развития организма.

    8

    3

    1

    2

    -

    5

    3

    Железы внутренней секреции

    6

    4

    2

    2




    2

    4

    Развитие нервной системы

    8

    4

    2

    2




    4

    5

    Высшая нервная деятельность

    6

    2

    -

    2




    4

    6

    Развитие и становление опорно-двигательного аппарата в онтогенезе.

    8

    4

    -

    4

    -

    4

    7

    Возрастные особенности развития функциональных систем: кровь, сердечно-сосудистая, дыхательная

    8

    6

    2

    4




    2

    8

    Сенсорные системы. Развитие и возрастные особенности органов чувств.

    6

    4

    2

    2

    -

    2

    9


    Особенности развития пищеварительной системы в онтогенезе.

    6

    2




    2




    4

    10

    Мочевыделительная система. Развитие и возрастные особенности органов мочевой системы.

    4

    -

    -




    -

    4

    11

    Обмен веществ и энергии как основная функция живого организма.

    4










    -

    4

    12

    Физиолого-гигиенические основы питания, режима дня, закаливание

    4




    -







    4




    Итого


    72

    30

    10

    20

    0

    42