.RU

Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей - страница 9



Психодиагностика

  • Комплексная диагностика развития детей на всех возрастных этапах




Психокоррекция

  • Участие в разработке и реализации коррекционно-развивающих программ работы с детьми или группами:

  • при разработке и реализации комплексной индивидуальной комплексно-развивающей программы работы с ребенком.

  • оказание помощи при затруднениях, связанных с особенностями развития детей или группы:

  • осуществление групповых коррекционно-развивающих программ.




Психоконсультирование

  • Формирование культуры и осведомленности:

  • при подготовке к выступлениям на педагогических советах, семинарах-практикумах;

  • проведении родительских собраний;

  • подготовке и проведении собеседований, анкетирований;

  • проведений консультаций психологом.

  • Оказание помощи в планировании.

  • Оказание психологической помощи:

  • при индивидуальном обращении с запросом.

  • Информирование по вопросам развития детей:

  • при знакомстве с результатами диагностики.




Психопрофилактика

  • Индивидуальная работа с детьми в процессе их адаптации к ДОУ:

  • при консультировании родителей;

  • сопровождении процесса адаптации вновь прибывших детей;

  • анализе взаимодействия воспитателя с ребенком.

  • Организация благоприятного эмоционального климата в группах:

  • организация взаимодействия с детьми в рамках личностно-ориентированной модели общения.












Взаимодействие музыкального руководителя с воспитателем



Обучение через открытый показ занятий


Анализ проведения утренников, праздников


Работа с родителями:

— консультирование

— участие в групповых родительских собраниях

— оформление наглядной информации


Совместная подготовка и проведение культурно-досуговой деятельности


Подготовка к занятию:

—рассматривание иллюстративного и дидакти­ческого материала к созданию образа

—заучивание текстов песен, стихов

—словарная работа по активизации в речи му­зыкальных терминов

—прослушивание музыкальных произведений

—проведение музыкальных, дидактических игр


Знакомство с задачами работы и результатами диагностики


Изучение репертуара к проведению занятий


Консультирование по вопросам:

— создания предметной среды в группе

— музыкального воспитания


Планирование работы



Музыкальный руководитель

Воспитатель



IV. Инклюзивное образование детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья

Основные задачи:

1)обеспечение детей с ограниченными возможностями здоровья возможностью быть

интегрированными в среду нормально развивающихся сверстников;

2) обеспечение родителям возможности получения необходимой консультативной помощи;

3) обеспечение педагогам, работающим с интегрированными детьми постоянную и

квалифицированную методическую помощь.

^ Основные условия:

1) наличие возможности подобрать ребёнку тот вариант организации интегрированного

обучения, который является доступным и полезным для его развития;

2) желание родителей своего ребёнка обучать вместе с нормально развивающимися

сверстниками;

3)стремление и готовность семьи систематически помогать ребёнку в процессе обучения.


В основе построения модели инклюзивного (интегрированного) образования детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья положены следующие принципиальные положения:

- создание условий для удовлетворения образовательных потребностей различных категорий детей;

- взаимодействие воспитателя и специалистов в реализации интегративных подходов к обучению детей с ограниченными возможностями здоровья;

- доступность образования детям при наличии дефектов развития различной тяжести и глубины;

- обеспечение своевременной диагностики отклонений в развитии, направленной на разработку индивидуального образовательного маршрута для каждого ребёнка, предусматривающего обучение и воспитание в наименее ограничивающих условиях;

- индивидуализация обучения детей с ограниченными возможностями здоровья как универсальный механизм, направленный на помощь ребёнку в реализации его индивидуальных образовательных возможностей и потребностей;

- мониторинг процессов, происходящих в системе помощи детям с отклонениями в развитии, прогнозирование перспективных направлений развитии, разработка рекомендаций для педагогов;

В основе построения модели инклюзивного (интегрированного) образования детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья положена базовая модель интегрированного обучения, которая представлена в табл. 1

^ Таблица 1

Базовая модель интегрированного обучения детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья

Название модели

Описание модели

Правила комплектования

Дозировка времени интеграции

Постоянная полная интеграция


эффективна для детей, чей уровень психофизического и речевого развития соответствует или приближается к возрастной норме, кто психологически готов к совместному со здоровыми сверстниками обучению

дети с отклонениями в развитии по 1-3 человека включаются в массовые группы ДОУ

дети в течение дня находятся с нормально развивающимися детьми

д/сада

Качество образовательного процесса в группах, которые посещают дети с ОВЗ во многом определяется согласованными и целенаправленными действиями всех педагогов и специалистов, работающих с детьми. Содержание образовательного процесса, в группе, которую посещают дети с ОВЗ, определяется общеобразовательной программой дошкольного учреждения и специальными (коррекционными) программами с учетом индивидуальных особенностей воспитанников (возраста, структуры нарушения, уровня психофизического развития и т.п.).

Организационными формами работы группы являются фронтальная и подгрупповая образовательная деятельность с воспитанниками, а также образовательная деятельность малыми подгруппами (по 2-3 ребенка), индивидуальная образовательная деятельность. При этом воспитатели проводят совместную образовательную деятельность в первую половину дня как с нормально развивающимися воспитанниками, так и с детьми с ОВЗ (используя дифференцированный подход). По такой же схеме проводятся физкультурное и музыкальное развитие. При необходимости воспитанники с отклонениями в развитии обеспечиваются индивидуальными занятиями с педагогом - психологом и музыкальным руководителем.

^ Обеспечение в ДОУ комплексного подхода к коррекции нарушений в развитии речи у детей дошкольного возраста

(включая детей с ОВЗ с диагнозом - Аллалия)

Устранение речевых нарушений у детей требует комплексного подхода, объединения усилий всех Специалистов ДОУ, поскольку речевые нарушения связаны с целым рядом причин как биологического, так психологического и социального характера.

^ Комплексный подход предполагает сочетание коррекционно-педагогической и лечебно-оздоровительной работы, направленной на нормализацию всех сторон речи, развитие моторики и познавательных психических процессов, воспитание личности ребенка и оздоровление организма в целом. Необходима совместная работа психолога, воспитателя, музыкального работника, специалиста по физическому воспитанию. Эта работа должна носить согласованный комплексный характер. Активно воздействуя на ребенка специфическими профессиональными средствами, педагоги строят свою работу на основе общих педагогических принципов. При этом, определяя объективно существующие точки соприкосновения различных педагогических областей, каждый педагог осуществляет свою работу не обособлено, а дополняя и углубляя влияние других. Поэтому, учитывая индивидуальные особенности каждого ребенка с нарушениями речи, специалисты ДОУ намечают единый комплекс совместной коррекционно-педагогической работы, направленной на формирование и развитие двигательной, интеллектуальной, речевой и социально-эмоциональной сфер развития личности ребенка-дошкольника.


^ Условия эффективности взаимодействия всех специалистов ДОУ в преодолении речевых нарушений у дошкольников


Каждый ребенок, имеющий те или иные отклонения в развитии, нуждается в эффективной и скоростной реабилитации, которая позволяет ему максимально быстро преодолеть нарушения развития. Ребенок должен справиться со своими трудностями в максимально короткие сроки, чтобы «догнать» детей, не имеющих отклонений в развитии. Это возможно лишь при условии формирования в ДОУ вокруг каждого такого ребенка единого коррекционно-развивающего пространства, поддерживать которое призваны не только воспитатели групп, но и в равной степени все взрослые, окружающие его в повседневной жизни и влияющие на его развитие: медицинский персонал, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель, семья.

Но всего лишь задействовать в коррекционно-образовательной работе все перечисленные силы, мало. Самое главное - довести до каждого из звеньев этой цепи смысл предстоящей работы. А заключается он в следующем:

1. Необходимо, чтобы все взрослые, окружающие ребенка, четко представляли цель своей деятельности, которая заключается, с одной стороны, в полноценном развитии ребенка, имеющего отклонения в речевом развитии (или какие-либо другие нарушения), а с другой - в слаженном взаимодействии между собой.

2. Каждый из участников процесса формирования коррекционно-образовательного пространства должен не только иметь верные представления о том, каким необходимо быть этому пространству, но и нести ответственность за свой отрезок этого пространства и осуществлять двухстороннюю связь с другими участниками этого процесса.

3. Очень важно, чтобы педагогический персонал ДОУ и родители были вооружены необходимым инструментарием для предстоящей работы. Основную часть этого инструментария составляют специальные психолого-педагогические знания, необходимые взрослым для понимания важности и механизмов влияния их на развитие ребенка, и практические умения по оказанию ребенку действенной помощи в коррекции его развития (в том числе речевого развития).

4. Не менее важно, чтобы влияние каждого из секторов коррекционно-развивающего пространства ДОУ на развитие ребенка, строилось последовательно и постепенно - от простого к сложному; от исправления недостатка к достаточно длительной автоматизации, являющейся залогом успеха всей коррекционной работы.

Само формирование общего, единого развивающего пространства происходит поэтапно. Сначала осуществляется два параллельных процесса: становление психолого-медико-педагогического консилиума, взаимодействие узких специалистов детского сада и логопеда - с одной стороны, и установление взаимодействия логопеда и родителей - с другой. Затем осуществляется многостороннее взаимодействие всех участников коррекционно-образовательного процесса. Это длительный и сложный этап.


^ Функции воспитателя в коррекции речевых нарушений у детей

(включая детей с диагнозом - Аллалия)

Воспитатель участвует в исправлении у детей речевых нарушений, а также связанных с ними внеречевых познавательных психических процессов. Кроме того, воспитатель должен не только знать характер этих нарушений, но и владеть основными приемами коррекционного воздействия для исправления некоторых из них.

У большинства таких детей есть отклонения и в других компонентах языковой системы: дети испытывают лексические затруднения, имеют характерные грамматические и фонетические ошибки, что отражается в связной речи и сказывается на ее качестве. Для многих детей характерна недостаточная сформированность внимания, памяти, словесно-логического мышления, пальцевой и артикуляционной моторики. Поэтому коррекционно-логопедическая работа не ограничивается только упражнениями в плановой речи. В связи с этим основными задачами в работе воспитателя в преодолении речевых нарушений являются всесторонняя коррекция не только речи, но и тесно связанных с нею неречевых процессов и формирование личности ребенка в целом.


Функции воспитателя:

Перед началом коррекционных занятий проводится диагностическое обследование детей: (в сентябре). Воспитатель осуществляет целенаправленное наблюдение за детьми в группе и на занятиях, выявляет структуру речевого нарушения, особенности поведения, личностные характеристики детей.

^ Основные средства и способы организации в группе индивидуальной коррекционной работы с детьми, имеющими речевые нарушения:

1. Артикуляционная гимнастика (с элементами дыхательной и голосовой): выполняется в течение дня 3-5 раз.

2. Пальчиковая гимнастика выполняется в комплексе с артикуляционной 3-5 раз в день.

3. Корригирующая минигимнастика для профилактики нарушений осанки и стопы: выполняется ежедневно после сна.


^ Требования к проведению индивидуальной коррекционной работы с детьми:

1) работа проводится по схеме: последовательно, поэтапно; с учетом основных дидактических принципов, индивидуальных особенностей; с опорой на сознательность и активность детей; с использованием дидактических пособий, наглядных и технических средств обучения;

2) работа согласовывается с требованиями образовательной программы;

3) во время индивидуальной работы происходит тренировка правильной речи;

5) индивидуальная работа поддерживает у ребенка хорошее настроение, бодрость, уверенность в своих силах;

7) работа проводится на фоне доброжелательного отношения окружающих к ребенку с речевыми нарушениями и правильного его воспитания.

Воспитатель проводит ежедневные занятия с детьми группы, имеющими речевые нарушения. На фронтальных занятиях, предусмотренных образовательной программой, у детей закрепляются навыки пользования самостоятельной речью. В них включены и используются:

1)дидактические игры, игры с пением, элементы игр-драматизиций, подвижные игры с правилами.

2) упражнения на развитие артикуляционного аппарата;

3) упражнения на развитие мелкой моторики пальцев рук;

4) упражнения на автоматизацию и дифференциацию поставленных логопедом звуков, и контроль за ними;

5) работа над речевым дыханием, плавностью и длительностью выдоха;

6) лексико-грамматические задания и упражнения на развитие связной речи.

Опираясь на данную схему индивидуальной работы, воспитатель выстраивает свою работу с учетом речевых проблем каждого ребенка группы. Так, зная, что у ребенка звук [С] находится на этапе автоматизации, воспитатель включает задания с данным звуком (пусть и минимально) во все общеобразовательные области. Например, ребенку предлагается в совместной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений посчитать только посуду, в названии которой есть звук [С] - кастрюли, сковороды, сотейники. А другой ребенок посчитает чайники, чашки, ложки (если он закрепляет «шипящие» звуки).

Во время реализации образовательной области «Коммуникация» каждому ребенку предлагается разобрать слова с теми звуками, которые они в настоящее время отрабатывают.

Воспитатель регулярно отслеживает динамику звукопроизношения у всех детей группы или у какого-то конкретного ребенка. Опираясь на результаты своих наблюдений, педагог предлагает ребенку только тот речевой материал, который ему под силу. Воспитателю становится легче подобрать стихотворения к празднику. Возникает меньше проблем в совместной образовательной деятельности: воспитатель знает, каких ответов он может ожидать от ребенка и не стремится требовать от последнего невозможных усилий. Тем самым у ребенка не провоцируется боязнь отвечать на занятиях; не происходит закрепление неправильного произношения тех звуков, которые ему еще не под силу.

Воспитатель при подборе речевого материала призван помнить о речевых проблемах каждого ребенка. Но у него не всегда есть возможность отследить те моменты, которые могут помешать в работе над правильным закреплением речевого материала.

Немаловажная роль в коррекционной работе отводится и речевому дыханию. Важнейшие условия правильной речи - это плавный и длительный выдох, четкая и ненапряженная артикуляция. В каждом упражнении внимание детей направляется на спокойный, ненапряженный выдох, на длительность и громкость произносимых звуков. Воспитатель следит затем, чтобы при вдохе поза ребенка была свободной, плечи опущены.

Воспитатель предлагает детям потренировать мелкую моторику рук в штриховании, задание на обведение фигур по контуру, вырезание. Тем самым обеспечивается не только отработка общих для всей группы задач по подготовке руки к письму, но и выполняется коррекционно-логопедическая работа по взаимодействию мелкой моторики и артикуляционного аппарата. Речевые навыки закрепляются воспитателем не только во время совместной образовательной деятельности, но и во всех режимных моментах, поскольку воспитатель находится с детьми в самой разной обстановке: в раздевалке, спальне, игровом уголке и др. Он работает с детьми весь день и имеет возможность многократно повторять и закреплять с детьми новые слова, без чего нельзя ввести их в самостоятельную жизнь. В течение дня воспитатель организует в группе такие режимные моменты, как умывание, одевание, прием пищи, и одновременно упражняет детей в кратких или развернутых ответах на вопросы (в зависимости от этапа коррекционно-логопедической работы и индивидуальных речевых возможностей ребенка). Утренние и вечерние прогулки укрепляют физическое состояние детей, обеспечивают полноценный сон.

Продолжительность индивидуального коррекционной работы воспитателя с ребенком, имеющим нарушения в речевом развитии, 10-15 минут.

Воспитатель не должен:

  1. Торопить ребенка с ответом.

  2. Перебивать речь и грубо одергивать ребенка; он должен тактично дать ребенку образец правильной речи.

  3. Заставлять ребенка произносить фразу, насыщенную еще не поставленными у него звуками.

  4. Давать заучивать тексты и стихи, которые ребенок еще не может произносить.

  5. Выпускать на сцену (утренник) ребенка с неправильной речью.

Воспитателю необходимо:

постоянно следить за речью детей, воспитывать у них критическое отношение к своей речи. Если звуки у ребенка поставлены, необходимо требовать от него только правильных ответов, добиваться правильной артикуляции.

Правильная организация детского коллектива, четкое проведение режимных моментов оказывают положительное воздействие на физическое и психическое состояние ребенка и, следовательно, на состояние его речи. Умение правильно подойти к каждому конкретному ребенку, учитывая его индивидуальные психологические особенности, педагогический такт, спокойный, доброжелательный тон - именно эти качества необходимы воспитателю при работе с детьми с речевыми нарушениями.


^ Роль специалистов в коррекционно-образовательном процессе

Что касается медиков и узких специалистов, то, помимо задач формирования правильной речи ребенка в повседневном общении, у каждого из них существует четко очерченный круг влияния на коррекционно-логопедический процесс.



Функции специалистов ДОУ в организации коррекционно-развивающей работы


Взаимодействие воспитателя с родителями

Семья - это то естественное пространство (речевое, воспитательное, развивающее), которое окружает малыша с момента его появления на свет и оказывает решающее влияние на комплексное развитие ребенка. Именно в силу приоритетной роли семьи в процессе воздействия на развитие ребенка логопед и воспитатели ДОУ стараются максимально привлечь родителей в союзники в деле преодоления нарушений речевого развития ребенка.

В ходе проведения совместной образовательной деятельности все специалисты ДОУ стараются варьировать требования к устным ответам воспитанников, стимулируя тем самым формирование у них умения практически использовать разные модели высказывания - от простых до более сложных.


Работа с детьми, имеющими недоразвитие речи, включает в себя, коррекционно-логопедическое воздействие со стороны дошкольного образовательного учреждения и родителей.

В начале учебного года по результатам проведенной стартовой психолого- педагогической диагностики с родителями детей, у которых были выявлены речевые нарушения, проводятся индивидуальные консультации, на которых в очень деликатной форме родителям разъясняется речевой диагноз ребенка; даются подробные рекомендации о том, к кому из специалистов необходимо обратиться дополнительно.

В индивидуальных беседах с родителями воспитатель доступным языком родителям рассказывается об особенностях речевого нарушения именно их ребенка, как нужно с ним заниматься и на что следует в первую очередь обращать внимание. Анализ совместно проведенных мероприятий с родителями на конец учебного года показывает, насколько важно учитывать условия жизни каждой семьи, ее состав и культурный уровень, количество детей, для того, чтобы советы учителя-логопеда не оказались для семьи трудновыполнимыми и у родителей не возникало чувство вины перед ребенком и собственной беспомощности.

Взаимодействие с семьей важно не только для педагогов, но, прежде всего, для родителей, чьи дети посещают дошкольное образовательное учреждение.

I. Коллективные формы работы воспитателя с семьей

1. Групповые родительские собрания проводятся 3 раза в год: в начале, середине и конце учебного года. Родительским собраниям в ДОУ уделяется особое внимание, ведется тщательная подготовка к их проведению, проводится анализ каждого собрания. Тема каждого собрания сообщается заранее, чтобы родители успели с ней ознакомиться и обсудить друг с другом.

Важная задача - включить родителей в ту или иную предложенную им работу. Воспитатель разъясняют родителям необходимость усиленной, ежедневной работы со своим ребенком по заданию педагогов. Только в таком случае возможны наилучшие результаты.

На первом собрании родителям обязательно разъясняется, что именно на взрослых членах семьи лежит ответственность за создание мотивации ребенка к речевым занятиям дома.

2. Консультации и семинары выстраиваются таким образом, чтобы они не были формальными, а, по возможности, привлекали родителей для решения конкретных насущных проблем, развивали дух плодотворного сотрудничества, так как современный родитель не хочет слушать долгих и назидательных докладов. Консультации выстраиваются таким образом, чтобы они были предельно четкими, содержали необходимый родителям конкретный материал и проводились не для «галочки», а для пользы дела. Наиболее актуальными темами для консультаций, семинаров и бесед, которые интересуют родителей, являются следующие:

- «Артикуляционная гимнастика»;

- «Развитие мелкой моторики»;

- «Развитие внимания и мышления»;

- «Речевые игры дома»;

- «Как следить за автоматизацией звука в домашних условиях»;

- «Как учить звуко-буквенному анализу».

К некоторым консультациям готовится специальное оборудование, организовывается выставка дидактических пособий.

III. Индивидуальные формы работы воспитателя с семьей

Проводимая индивидуальная работа с родителями позволяет воспитателю установить более тесный контакт с родителями.

Очень эффективными являются индивидуальные практикумы по обучению родителей совместным формам деятельности, которые носят коррекционно-логопедическую направленность (это различные виды продуктивной деятельности, артикуляционная гимнастика, развитие связной речи, формирование звукопроизношения).

Взаимодействие детского сада и семьи - необходимое условие полноценного речевого развития дошкольников, так как наилучшие результаты отмечаются там, где педагоги и родители действуют согласованно. На сегодняшний день совместная работа с семьей должна носить творческий характер через дифференцированный подход к семье и детям.


^ Психолого-педагогические условия достижения максимального эффекта коррекционно-развивающего занятия

  1. Обязательное создание доброжелательной атмосферы общения педагога с детьми и детей между собой.

  2. Обеспечение каждому ребенку близкой и понятной мотивации деятельности.

  3. Широкое использование игровых приемов обучения, моментов соревнования, дидактических игр с целью поддержания интереса детей к деятельности, а также получения ожидаемого результата.

  4. Обеспечение ребенку возможности переживания радости от преодоленной трудности. В этих целях специально планируется постепенное усложнение заданий.

  5. Поддержка и поощрение любого проявления детской пытливости и инициативы. Благодаря этому у детей развивается способность удивляться, видеть необычное в ближайшем окружении; вызывается желание понять, найти объяснение непонятному, задавать вопросы взрослому.


^ Задачи коррекционно-развивающего обучения решаются в ДОУ также и в процессе организации психолого-педагогической работы по разным направлениям образовательного процесса.

Основная задача образовательной деятельности - расширение кругозора детей; уточнение имеющихся у них образных представлений о предметах и явлениях, природе, социальной действительности. В процессе образовательной деятельности обязательно решаются задачи развития речи, главным образом обогащения словаря, уточнения значений слов. В структуру занятий включаются игры и упражнения, направленные на развитие познавательных психических процессов.

В образовательной деятельности во всех возрастных группах обеспечивается совершенствование лексико-грамматического строя речи. Эта работа осуществляется во взаимосвязи с тематикой по познанию окружающего мира. Отрабатываются модели словообразования, словоизменения, синтаксических конструкций.

Целенаправленная подготовка детей к обучению грамоте начинается в старшей возрастной группе. Первоначально упражнения на развитие фонематического слуха, слухового внимания и памяти, первичного фонемного и слогового анализа и синтеза, формирования графомоторных навыков входят в структуру занятия по развитию речи, а затем, в подготовительной группе, приобретают все более самостоятельное значение.

Дети знакомятся с явлениями языковой действительности – звуками, словами, предложениями. Их знакомят с печатными буквами, способами моделирования звуко-слогового состава слова и предложения.

Особое внимание уделяется подготовке ребенка к письму:

- формированию правильной посадки и навыков захвата карандаша;

- развитию ручной моторики и зрительно-моторной координации;

- формированию умения ориентироваться на нелинованном листе и на линованном (сначала на линованном в клетку, а затем в линейку);

- ознакомлению с образами печатных букв и их графическим начертанием;

- освоению техники написания элементов прописных букв.

Развиваются все функциональные составляющие познавательных психических процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения). Большое внимание уделяется развитию логических операций (анализ – синтез, сравнение, сериация, замещение, классификация, обобщение, абстрагирование – конкретизация) и качеств мышления (самостоятельность, гибкость, оригинальность, широта, глубина, критичность). Формируются навыки само- и взаимоконтроля интеллектуально-познавательной деятельности, механизмы произвольной регуляции, навыки знаково-символической деятельности.

На занятиях по приобщение к социальному миру детям демонстрируют образцы норм социально-правильного поведения; формируют представления о добре и зле, дружбе и взаимопомощи, социальных отношениях и др. С этой целью воспитатель отбирает художественные произведения или их фрагменты, которые затрагивают нравственно-этическую сферу отношений между людьми. Педагог в работе использует драматизации, а также моделирование проблемных ситуаций.

Детей учат слушать музыку, выполнять музыкально-ритмические движения, петь, обучают музыкально-дидактическим играм и игре на музыкальных инструментах в рамках программы детского сада.

Образовательное содержание адаптируется на основе диагностических данных и обогащается коррекционно-развивающими заданиями, направленными на развитие слухового восприятия, ориентировки в пространстве, чувства ритма, двигательных качеств (плавности движений, их координации и др.) Занятия по музыкально-развивающей деятельности проводит музыкальный руководитель преимущественно в первой половине дня.

Кроме традиционных задач по физическому воспитанию, в рамках образовательной деятельности по приобщению к физической культуре реализуются и коррекционно-развивающие задачи: развитие моторной памяти, способности к восприятию и передаче движений (серии движений), совершенствование ориентировки в окружающем пространстве; предлагаются упражнения, требующие выполнения движений по условному сигналу (знаку или слову). Детей учат основным движениям (ходьба, бег, прыжки, лазанье); развивают двигательные качества; включают в занятия общеразвивающие упражнения, подвижные и спортивные игры, упражнения на дыхание.

Образовательное содержание отбирается на основе диагностических данных и индивидуальных достижений в физическом развитии детей. Занятия проводит инструктор по ФИЗО, преимущественно в первой половине дня.

Закрепляются, расширяются, обобщаются и систематизируются имеющиеся у детей образные представления о разнообразных объектах и явлениях окружающего мира. Развивается способность к наблюдению, формируются навыки обследования. Практическая деятельность детей с разнообразными художественными материалами, отличающимися разнообразием изобразительных возможностей и фактур, обеспечивает обогащение сенсомоторного опыта детей, развитие тонкой моторики, формирование кинестетической основы движения, укрепление мускулатуры верхнего плечевого пояса. Развиваются познавательные психические процессы. Формируются навыки само- и взаимоконтроля деятельности, механизмы произвольной регуляции.

1 Образовательная среда – совокупность образовательного процесса, особенностей его организации, а также его программно-методического, учебно-материального, материально-технического, психолого-педагогического, медико-социального обеспечения (в том числе предметно-развивающей среды, ТСО, медицинского сопровождения, питания).

2



3



4



5



vreme-e-da-formulirame-nova-nacionalna-politika-spryamo.html
vremena-goda-obobshenie.html
vremena-goda-v-finlyandii.html
vremena-gruppi-continuous-active.html
vremena-sudej-domashnee-zadanie-16-lekciya-1-17-kniga-bitie-17-vremena-patriarhov-dopotopnoe-vremya-17-period-pervij.html
vremennaya-instrukciya-o-poryadke-ucheta-i-soderzhaniya-zashitnih-sooruzhenij-grazhdanskoj-oboroni-stranica-4.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/tehnicheskoe-zadanie-na-organizaciyu-edinoj-sluzhbi-podderzhki-dalee-esp-po-servisnomu-i-tehnicheskomu-obsluzhivaniyu-informacionno-kommunikacionnoj-sistemi-stranica-8.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/programma-socialno-ekonomicheskogo-razvitiya-irkutskoj-oblasti-na-2011-2015-godi-stranica-22.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/nasha-sportivnaya-komnata-nikitina-l-a-rezervi-zdorovya-nashih-detej-nikitin-b-p-nikitina-l-a-rezervi-zdorovya-nashih-detej.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/mrachnij-zhnec-stranica-12.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/predlagaemaya-chitatelyu-kniga-imeet-svoej-zadachej-osmislenie-i-sistematizaciyu-aktualnih-problem-ritoriki-i-teorii-kommunikacij-v-perspektive-razvitiya-sovremennih.html
  • college.bystrickaya.ru/13-grafik-samostoyatelnoj-raboti-studenta-s-prepodavatelem-programma-obucheniya-studentov-syllabus-po-discipline.html
  • textbook.bystrickaya.ru/istoriya-gosudarstva-i-prava-rossii.html
  • studies.bystrickaya.ru/analiz-predpriyatij-odnoj-otrasli-rf.html
  • znanie.bystrickaya.ru/411-kotirovochnaya-zayavka-podaetsya-uchastnikom-zakupki-v-pismennoj-forme-v-srok-i-v-poryadke-ukazannom-v-izveshenii-o-zakupke-i-v-punkte-10-razdela-iii-informacionnaya-karta-zaprosa-cenovih-kotirovok.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-dlya-specialnostej-030501-yurisprudenciya-032401-reklama.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/obshie-svedeniya-proekt-generalnogo-plana-selskogo-poseleniya-selo-shelkanovo-yuhnovskogo-municipalnogo-rajona.html
  • holiday.bystrickaya.ru/nekotorie-stati-ob-otnoshenii-okkultnoj-filosofii-k-zhizni-tajnaya-doktrina.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/ekonomika-torga-chast-2.html
  • report.bystrickaya.ru/k-poeticheskim-istokam-marini-cvetaevoj.html
  • shkola.bystrickaya.ru/optimizaciya-processa-obrabotki-vodi-metodom-ultrafiltracii-chast-2.html
  • reading.bystrickaya.ru/metodicheskaya-razrabotka-dlya-provedeniya-zanyatij-po-pervonachalnoj-medicinskoj-podgotovke-spasatelej-mchs-rossii-v-1145-uchebno-metodicheskom-centre-po-grazhdanskoj-oborone-i-chrezvichajnim-situaciyam-tema-2.html
  • pisat.bystrickaya.ru/triumf.html
  • znanie.bystrickaya.ru/administrativnaya-otvetstvennost-24-chast-2.html
  • gramota.bystrickaya.ru/xxi-veke-materiali-vserossijskoj-konf-s-mezhdunarodnim-uchastiem-posvyashennoj-100-letiyu-enisejskoj-ihtiologicheskoj-laboratorii-fgnu-niierv-2008-krasnoyarsk-ipc-sfu-s-119-121.html
  • writing.bystrickaya.ru/igra-kak-vid-deyatelnosti-u-detej-doshkolnogo-vozrasta.html
  • holiday.bystrickaya.ru/nauchno-tehnicheskaya-konferenciya-v-ramkah-8-mezhdunarodnoj-specializirovannoj-vistavki.html
  • education.bystrickaya.ru/22effektivnost-i-kachestvo-ekonomicheskogo-rosta-uchebno-prakticheskoe-posobie-dlya-distancionnogo-obucheniya-studentov.html
  • textbook.bystrickaya.ru/ii288-sanitarnaya-ochistka-generalnij-plan-municipalnogo-obrazovaniya-tokarevskoe-selskoe-poselenie-gagarinskogo-rajona.html
  • bukva.bystrickaya.ru/puti-i-sposobi-povisheniya-ustojchivosti-raboti-rea.html
  • tests.bystrickaya.ru/materiali-dlya-srs-srsp-po-discipline-mikroekonomika-specialnosti-5v05090-finansi.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/simple-form-simple-pastpast-participle-eksperimentalnij-kurs-lekcij-po-prakticheskoj-grammatike-anglijskogo-yazika-10-lekcij.html
  • bukva.bystrickaya.ru/metodicheskie-i-eticheskie-aspekti-klonirovaniya.html
  • predmet.bystrickaya.ru/shpargalka-na-kazahskom-yazike-po-istorii-kazahstana-ent-pgk-100-m-ashitia-shatin-ora-trzd-ral-bumerang.html
  • college.bystrickaya.ru/32-razvedochnaya-geofizika-programm-a-vstupitelnih-ekzamenov-v-aspiranturu-po-specialnosti-25-00-16-gornopromishlennaya.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/prilozhenie-7-k-regionalnomu-otraslevomu-soglasheniyu-po-obrazovatelnim-uchrezhdeniyam-vologodskoj-oblasti.html
  • tasks.bystrickaya.ru/-vse-kto-znal-o-bukovinskogo-schitayut-ego-svyatim-kak-vi-dumaete-kak-dolgo-budet-dlitsya-process-ego-beatifikacii.html
  • control.bystrickaya.ru/chelovek-kak-tvorec-kulturi-chast-5.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/programma-disciplini-delovie-kulturi-mira-dlya-specialnosti-080102-65-mirovaya-ekonomika-podgotovki-specialista-specializaciya-mezhdunarodnij-biznes.html
  • crib.bystrickaya.ru/grigoreva-n-yu-ld-51-lyuboe-vremya-lyubaya-professiya-lyubaya-novaya-tehnologiya-vsegda-sposobstvuyut-vozniknoveniyu-novih-leksicheskih-plastov-obsheizvestno-chto-mnozhe.html
  • thescience.bystrickaya.ru/ii-obshaya-harakteristika-uchebnogo-predmeta-uchebnie-programmi-oop-noo-maou-licej-4-programma.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.