.RU

Возрастные изменения ассоциативных связей (на материале полей «простой», «легкий», «трудный», «тяжелый», «сложный»)

Е.В. Маркова, Саратовский государственный университет, кафедра теории, истории языка и прикладной лингвистики

Отношения антонимии выступают одним из важнейших видов системно-семантических отношений между единицами языка. В настоящее время имеется большое количество работ, посвященных лексической антонимии и выполненных на материалах ассоциативного теста1.

Предметом исследования настоящей работы является анализ реакций на стимулы-антонимы.

Специфика настоящего исследования заключается в том, что работа была выполнена на большом материале «Ассоциативного словаря школьников города Саратова и Саратовской области» (АСШС). Ассоциативные поля анализировались в динамическом аспекте.

Наша работа проводилась в следующих направлениях:

1) исследование ассоциативных полей проводилось по отдельности по следующему плану: рассматривались главные ассоциаты (реакции, доля которых не меньше 5% среди всех полученных реакций на стимул2); рассматривалась доля нулевых реакций; исследовалась встречаемость членов других ассоциативных полей в рассматриваемом поле; изучались доли антонимических реакций; изучалась доля реакций-синонимов; 2) привлекались данные «Толкового словаря русского языка» С.И. Ожегова, Н.Ю. Шведовой.

Ассоциативное поле «легкий»

На стимул легкий было проанализировано 665 реакций учеников со II по XI классы. В «Толковом словаре русского языка» выделяется несколько значений слова «легкий». Реакции школьников II–XI классов, представленные в АСШС, соответствуют двум из них: «незначительный по весу» и «без больших усилий, труда».

На стимул легкий дано большое количество антонимических реакций (табл. 1).

Таблица 1


vremennaya-instrukciya-po-rabote-s-elektronnim-uchebno-metodicheskim-kompleksom-obshie-polozheniya.html
vremennaya-probnaya-ploshad-planirovanie-sanitarno-ozdorovitelnih-meropriyatij-som-provedenie-sanitarnih-rubok.html
vremennie-dannie-pismennih-istochnikov-i-metodi-datirovki-istoricheskih-faktov-specialnost-07-00-09-istoriografiya-istochnikovedenie-i-metodi-istoricheskogo-issledovaniya-v-moskovskom-gosudarstvennom-universitete-im-m-v-lomonosova.html
vremennie-harakteristiki-informacionnoj-aktivnosti-predprinimatelej-k-teorii-setevoj-ekonomiki.html
vremennie-normi-vremeni-dlya-rascheta-obema-uchebnoj-raboti-vipolnyaemoj-professorsko-prepodavatelskim-sostavom-ugntu-pri-realizacii-obrazovatelnih-programm-visshego-i-poslevuzovskogo-professionalnogo-obrazovaniya.html
vremennie-rekomendacii-po-organizacii-karaulnoj-sluzhbi-v-podrazdeleniyah-pozharnoj-ohrani-obsherossijskoj-obshestvennoj-organizacii.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/volonter-v-invalidnoj-kolyaske-blagotvoritelnaya-deyatelnost-v-rossii-imeet-znachitelnie-vozmozhnosti-pri-nebezuprechnoj.html
  • essay.bystrickaya.ru/byudzhetnij-process-kak-forma-upravleniya-byudzhetnimi-otnosheniyami.html
  • institute.bystrickaya.ru/esli-bi-teoriya-i-praktika-gosudarstvennogo-perevorota-moskva-2002.html
  • tasks.bystrickaya.ru/14-uchastie-obuchayushihsya-shkoli-v-npk-razlichnogo-urovnya-analiz-metodicheskoj-raboti-mou-sosh-51-za-2009-2010-uchebnij-god.html
  • tasks.bystrickaya.ru/25nablyudatel-kto-on-koncepciya-obshestvennoj-bezopasnosti-kob-1-ponyatie-o-konceptualnoj-vlasti-1-ponyatie-ob-elite.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/tema-6-okislitelno-vosstanovitelnie-reakcii-metodicheskoe-posobie-dlya-samopodgotovki-dlya-studentov-2-go.html
  • znanie.bystrickaya.ru/alber-kamyu-zapisnie-knizhki-mart-1951-dekabr-1959-stranica-2.html
  • lecture.bystrickaya.ru/avtomatizirovannij-radiotehnicheskij-post-3-na-o-iskusstvennij-p-53-tehnicheskogo-zadaniya.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/anketa-abiturienta.html
  • doklad.bystrickaya.ru/vizualizatori-algoritmov-kak-element-tehnologii-prepodavaniya-diskretnoj-matematiki-i-programmirovaniya.html
  • holiday.bystrickaya.ru/ob-organizacii-psihologicheskoj-raboti-v-obrazovatelnih-uchrezhdeniyah-visshego-professionalnogo-obrazovaniya-mvd-rossii.html
  • predmet.bystrickaya.ru/samostoyatelnaya-rabota-metodicheskie-ukazaniya-k-vipolneniyu-samostoyatelnoj-raboti-po-kursu-informatika-iinformatika-i-programmirovanie-dlya-napravlenij-podgotovki-230700-prikladnaya-informatika.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/na-obshestvennikov-obrushilsya-shkval-gosduma-rf-monitoring-smi-14-marta-2006-g.html
  • uchit.bystrickaya.ru/teosofiya-o-strukture-vselennoj-i-a-dobrosockij-tajni-zhizni-bogi-i-lyudi.html
  • abstract.bystrickaya.ru/10-klass-gumanitarnoe-otdelenie-voprosi-k-seminaram-ii-modul.html
  • esse.bystrickaya.ru/programmi-patrioticheskoe-vospitanie-grazhdan-v-kondinskom-rajone-na-2012-2014-godi.html
  • books.bystrickaya.ru/dinamicheskoe-planirovanie-povedeniya-robota-na-osnove-seti-intellektualnih-nejronov.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/sochineniya-na-svobodnuyu-temu-ne-oshibaetsya-tot-kto-nichego-ne-delaet-2.html
  • nauka.bystrickaya.ru/urok-matematiki-v-1-klasse-tema-svojstva-predmetov-cvet-forma-razmer-material.html
  • shpora.bystrickaya.ru/zdorovij-obraz-zhizni-isbn-5-88782-005-5-stranica-2.html
  • testyi.bystrickaya.ru/analiz-uchebno-vospitatelnoj-raboti-v-2009-2010-uchebnom-god-stranica-4.html
  • learn.bystrickaya.ru/glava-1-vvedenie-v-psihofarmakologiyu-jerrold-rosenbaum-handbook-of-psychiatric-drug-therapy.html
  • znanie.bystrickaya.ru/44-regionalnaya-semejnaya-politika-na-materialah-saratovskoj-oblasti-o-v-besschetnova-priemnaya-semya.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/master-klass-na-domu-stranica-14.html
  • doklad.bystrickaya.ru/v-kreshenie-svyatim-duhom-ego-sushnost-i-dejstvie-ruvim-torrej.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/pravilo-standarta-2-2-b-prodolzhenie-professionalnoj-praktiki-ocenki.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/metodicheskie-ukazaniya-k-laboratornim-rabotam-po-kursu-teoriya-i-raschet-izmeritelnih-preobrazovatelej-i-priborov-moskva-2007.html
  • notebook.bystrickaya.ru/harakteristika-sostoyaniya-rossijsko-yaponskih-vneshneekonomicheskih-svyazej-k-2012-godu.html
  • literature.bystrickaya.ru/chto-takoe-psihologiya-v-2-h-t-t-1-per-s-franc-m-mir-1992-496-s-stranica-33.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/monitoring-sredstv-massovoj-informacii-27-iyulya-2011-goda.html
  • abstract.bystrickaya.ru/-0-o-stranica-8.html
  • grade.bystrickaya.ru/ocenka-kachestva-obrazovaniya-kak-instrument-ocenki-deyatelnosti-vuzov.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/kabinetnaya-sistema-v-usloviyah-raznourovnevogo-obucheniya.html
  • thescience.bystrickaya.ru/kafedra-tehnologiya-proizvodstva-i-ekspertizi-produktov-iz-rastitelnogo-sirya-kafedra-zemledeliya-pochvovedeniya-i-agrohimii-2.html
  • learn.bystrickaya.ru/glava-1-obshie-polozheniya-informacionnij-byulleten-administracii-sankt-peterburga-49-650-21-dekabrya-2009-g.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.