Возрастные особенности пятиклассников
.RU

Возрастные особенности пятиклассников


Возрастные особенности пятиклассников.

Причины трудностей, возникающих у пятиклассника

Желание хорошо учиться, делать все так, чтобы взрослые были довольны, “не огорчались и не переживали”, “радовались”, “чтобы мама, когда посмотрит дневник, не наказывала и не плакала” – достаточно сильно у пятиклассников. Отмечавшееся к концу начальных классов снижение интереса к учебе, “разочарование” в школе сменяются ожиданием перемен. Дети ждут, что им станет в школе интересно. Однако столкновение с проблемами, трудностями, непонимание может быстро привести к ухудшению успеваемости и погасить это, столь важное желание.

Поэтому важно знать основные причины трудностей, возникающих у пятиклассника в учении и помочь ему преодолеть их.

Это, прежде всего, недостатки учебной подготовки: пробелы в знаниях за предшествующие периоды обучения, неправильно усвоенные и несформированные учебные умения и навыки. Например, трудности понимания дробей могут быть связаны с неправильно сформированным представлением о числе, ошибки правописания - с неумением правильно определять корни слов, а, значит, и подбирать проверочное слово. Поэтому, помогая школьнику в учебе, важно обратить внимание на то, чтобы он досконально понял даже мельчайшие детали выполнения “трудного” задания. Для того чтобы выяснить это, можно попросить школьника выполнить одно-два аналогичных задания, подробно объясняя, что и как он делает.

Поскольку в жизни детей этого возраста значительное место еще занимает игра, развитие этих процессов первоначально лучше проводить на неучебном материале и в ситуации, отличной от учебной, что успешно могут делать и родители.

Хорошо зарекомендовали себя в качестве методов тренировки и коррекции внимания и памяти многочисленные игры по развитию наблюдательности (в сыщика, следопыта), сосредоточенности, зрительной памяти, подсчета на рисунках или в окружении нескольких объектов, объединенных по разным основаниям (например, количества троллейбусов и предметов синего цвета) и т.п. Все эти игры особенно эффективны при включении в них элемента соревнования, что отвечает потребностям детей данного возраста.

Вместе с тем важно иметь в виду, что, во-первых, навыки в игре проявляются при достаточно сильном мотиве и потому оказываются более ярко выраженными, чем в учебной деятельности, а во-вторых, перенос сформированных таким образом навыков на учебную ситуацию составляет отдельную задачу. Поэтому необходимо постепенно, по мере вовлечения школьников в занятия, приблизить ситуации к учебной, поставив это как специальную задачу.

И, наконец, причиной снижения успеваемости может быть слабая произвольность поведения и деятельности – нежелание, «невозможность», по словам школьников, заставить себя постоянно заниматься.

Хотя школьники-пятиклассники могут выполнять достаточно сложную деятельность, преодолевая значительные трудности ради непосредственно привлекательной цели, они испытывают значительные трудности в преодолении и внешних, и тем более внутренних препятствий в тех случаях, когда цель их не привлекает.

Для пятиклассников характерно преимущественно эмоциональное отношение к любой деятельности, которую они выполняют, в том числе и к учебному предмету. Такое отношение создает благоприятные условия для развития способностей, умений, интересов школьника, так как для этого оказывается важным по сути то, чтобы занятие вызывало у десятилетнего школьника положительные эмоциональные переживания (а если вспомнить, что дети в этот период характеризуются в основном жизнерадостным настроением, то задача представляется еще более простой).

Но эта особенность может быть и причиной трудностей в учении. Общее положительное к себе отношение и представление о своих возможностях, не опирающееся на оценку своей реальной успешности, нередко приводит к тому, что дети охотно берутся за многие дела, будучи уверены, что они смогут это сделать, но при первой же трудности бросают, не испытывая при этом особых угрызений совести. Стандартное объяснение этому “разонравилось, не хочется, не смогу” отражает, как это ни странно для взрослых, реальную причину: теряется положительное отношение и, как следствие, снижается самооценка в этой области. При этом из-за преобладания эмоциональной регуляции такие ситуации не влияют на общее положительное отношение школьника к себе. Негативные оценки окружающих, собственные неудачи воспринимаются детьми как ситуативные, временные, а главное – не имеющие прямого отношения к их способностям и возможностям.

Но известно, что слишком сильные или слишком длительные позитивные эмоции могут оказать такое же отрицательное влияние, как сильные и длительные отрицательные, способствовать возникновению своеобразной “эмоциональной усталости”, проявляющейся в раздражении, капризах, “скандалах”, плаче и т.п. Таким образом, чрезмерное увлечение эмоциональной стороной, стремление максимально позитивно окрасить любую деятельность школьника могут привести к обратному эффекту.

В общении с пятиклассниками, при оказании им помощи в учебе важно использовать юмор. Юмор имеет очень большое значение для развития ребенка этого возраста, в том числе и познавательного. В это время дети очень любят шутить, рассказывать анекдоты, которые часто кажутся взрослым несмешными, глупыми и грубыми. Важно, чтобы взрослые понимали значение юмора для развития детей, были терпимыми к детским шуткам и умели использовать юмор в своих целях.

Как известно, многие достаточно сложные вещи запоминаются достаточно легко (иногда на всю жизнь), если они представлены в шутливой форме (“Биссектриса – это такая крыса, которая бегает по углам и делит угол пополам”, “Медиана – это такая обезьяна, которая прыгает на сторону и делит ее поровну). Можно научить детей самим создавать подобные фразы, используя юмор для лучшего запоминания.

Все указанные причины нередко выступают не изолированно, а совместно, объединяясь в достаточно сложные комбинации, и требуют обычно значительных усилий как со стороны родителей, так и самого подростка. Сложности при ее осуществлении связаны с тем, что в подростковом возрасте продолжительная неуспеваемость практически всегда сопровождается определенными личностными нарушениями (низкой или, напротив, защитно высокой самооценкой, прямой или оборонительной агрессивностью, чувством беспомощности и др.).

Поэтому и в учебных, и во всех других занятиях важно помочь школьнику выработать объективные критерии собственной успешности и неуспешности, развить у него стремление проверять свои возможности и находить (с помощью взрослых) пути их совершенствования.

Начать можно с выработки у детей собственных критериев того, насколько полно и хорошо выполнены домашние задания.

^ Рекомендации родителям пятиклассников

Не ограничивайте свой интерес обычным вопросом типа: «Как прошел твой день в школе?» Каждую неделю выбирайте время, свободное от домашних дел, и внимательно беседуйте с ребенком о школе.

Запоминайте отдельные имена, события и детали, о которых ребенок сообщает вам, используйте их в дальнейшем для того, чтобы начинать подобные беседы о школе. Кроме того, обязательно спрашивайте вашего ребенка о его одноклассниках, делах в классе, школьных предметах, педагогах.


Без колебаний побеседуйте с учителем, если вы чувствуете, что не знаете о школьной жизни вашего ребенка или о его проблемах, связанных со школой, или о взаимосвязи его школьных и домашних проблем. Даже если нет особенных поводов для беспокойства, консультируйтесь с учителем вашего ребенка не реже, чем раз в два месяца.

Во время любой беседы с учителем выразите свое стремление сделать все возможное для того, чтобы улучшить школьную жизнь ребенка. Если между вами и учителем возникают серьезные разногласия, прилагайте все усилия, чтобы мирно разрешить их, даже если придется беседовать для этого с директором школы. Иначе вы можете случайно поставить ребенка в неловкое положение выбора между преданностью вам и уважением к своему учителю.



Ваш ребенок должен расценивать свою хорошую успеваемость как награду, а неуспеваемость — как наказание. Если у ребенка учеба идет хорошо, проявляйте чаще свою радость, можно даже устраивать небольшие праздники по этому поводу. Но выражайте свою озабоченность, если у ребенка не все хорошо в школе, и, если необходимо, настаивайте на более внимательном выполнении им домашних и классных заданий. Постарайтесь, насколько возможно, не устанавливать наказаний и поощрений: например, ты на полчаса больше можешь посмотреть телевизор за хорошие отметки, а на полчаса меньше — за плохие. Такие правила сами по себе могут привести к эмоциональным проблемам.


Вам необходимо знать, какова школьная жизнь вашего ребенка. Посещайте все мероприятия и встречи, организуемые родительским комитетом и педагогическим коллективом. Используйте любые возможности, чтобы узнать, как ваш ребенок учится и как его учат.


Источник: материалы газеты «Школьный психолог».

vremennie-trebovaniya-k-osnovnoj-obrazovatelnoj-programme-poslevuzovskogo-professionalnogo-obrazovaniya-po-otrasli-01-00-00-fiziko-matematicheskie-nauki-stranica-2.html
vremennih-trebovanij-k-osnovnim-obrazovatelnim-programmam-poslevuzovskogo-professionalnogo-obrazovaniya-po-otrasli-08-00-00-ekonomicheskie-nauki.html
vremennij-reglament-organizacii-funkcionirovaniya-i-razvitiya-obsherossijskoj-kompleksnoj-sistemi-informirovaniya-i-opovesheniya-naseleniya-v-mestah-massovogo-prebivaniya-lyudej.html
vremenno-ispolnyayushij-obyazannosti-predsedatelya-pravitelstva-respubliki-dagestan-n-kaziev.html
vremennoe-hranenie-tovarov-chast-2.html
vremennoe-polozhenie-o-bezhencah-v-kirgizskoj-respublike.html
  • student.bystrickaya.ru/-zhiteli-predpochitayut-konsultirovatsya-po-voprosam-zhkh-lichno-informacionnij-byulleten-mestnogo-samoupravleniya.html
  • thescience.bystrickaya.ru/gosti-aviasalona-maks-2011-v-podmoskove-uvidyat-pokazatelnie-poleti-samoleta-amfibii-informacionnoe-agentstvo-ria-novosti-16082011.html
  • institut.bystrickaya.ru/svodnaya-tablica-rezultatov-povtornogo-obsledovaniya-materi-otca-rebenka-sotkloneniyami-vrazvitii.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/sensitivnij-period-teoretich-osnovi-nejropsihologii-detskogo-vozrasta-6.html
  • institute.bystrickaya.ru/glava-3-aukcion-po-ponyatiyam-ili-kak-u-nas-nevidimaya-ruka-gosudarstva-podpravlyaet-nevidimuyu-ruku-rinka.html
  • literatura.bystrickaya.ru/rekomendacii-po-uluchsheniyu-raboti-smo-str-21-zaklyuchenie-str-22.html
  • universitet.bystrickaya.ru/tema-11-francuzskaya-istoriografiya-vo-vtoroj-polovine-hh-veka-novoe-istoricheskoe-mishlenie-i-novaya-istoricheskaya-nauka.html
  • diploma.bystrickaya.ru/v-berdske-startuet-chempionat-rossii-po-pauerliftingu-krupnejshij-sportkompleks-v-irkutske-otkroetsya-v-aprele-12-massovij-sport-13.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/programma-disciplini-dpp-f-01-yazikoznanie-2-kurs-fo.html
  • institut.bystrickaya.ru/tema-pyataya-zolotaya-orda-irina-hakamada.html
  • credit.bystrickaya.ru/pervij-kanal-vremena-30042007-pozner-vladimir-1800-gosduma-rf-monitoring-smi-29-aprelya-2-maya-2007-g.html
  • institut.bystrickaya.ru/tema-13-makroekonomika-i-obshestvennoe-vosproizvodstvo-otkritaya-i-zakritaya-ekonomika.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/uchebnoe-posobie-po-diplomnomu-proektirovaniyu-dlya-studentov-napravleniya-podgotovki-radiotehnika-specialnosti-radioelektronnie-sistemi-stranica-3.html
  • writing.bystrickaya.ru/koncpekt-po-marketingu-chast-15.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/skazka-o-truslivom-soldatike-i-snezhnoj-babe-stranica-2.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/udk31633456082-91137531887082bbk-s54621ya43-u042ya43-byulleten-novih-postuplenij-za-mart-2011g.html
  • notebook.bystrickaya.ru/identifikacionnie-priznaki-nekonvertiruemie-procentnie-serii-05-s-obyazatelnim-centralizovannim-hraneniem-vozmozhnost-dosrochnogo-pogasheniya-obligacij-vipuska-ne-predusmotrena.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/ukreplyajte-immunitet-test-d-pirsona-schitaj-do-10-mame-nado-bit-silnoj.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/kognitivno-semanticheskaya-priroda-konversivov-v-kazahskom-i-nemeckom-yazikah-10-02-20-sravnitelno-istoricheskoe-tipologicheskoe-i-sopostavitelnoe-yazikoznanie.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/korpusnaya-lingvistika-v-obuchenii-anglijskomu-yaziku-delovogo-obsheniya-e-n-malyuga-doktor-filologicheskih-nauk-professor.html
  • doklad.bystrickaya.ru/v-f-engalichev-o-kaluzhskoj-nauchnoj-shkole.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/ulica-hachukaeva-nuradilova-1-predislovie.html
  • grade.bystrickaya.ru/oao-setevaya-kompaniya-tatarstan-priznano-odnim-iz-pobeditelej-respublikanskogo-konkursa-blagotvoritel-goda.html
  • books.bystrickaya.ru/doklad-ionovoj-nadezhdi-valentinovni.html
  • notebook.bystrickaya.ru/kniga-rekordov-ginnesa-stranica-2.html
  • predmet.bystrickaya.ru/scenarij-koncerta-posvyashennogo-dnyu-zashitnika-otechestva-iz-opita-raboti-rdk-kolos.html
  • spur.bystrickaya.ru/literatura-po-discipline-informacionnie-tehnologii-v-socialnoj-sfere.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/v-p-ivanova-ostanovim-katastrofu-spasem-budushee-strani.html
  • abstract.bystrickaya.ru/10-polozhenieo-poryadke-organizacii-i-provedeniya-vnutrivuzovskogo-testirovaniya.html
  • reading.bystrickaya.ru/metod-modelirovaniya-kak-sredstvo-razvitiya-ekologicheskoj-kulturi-studentov-na-baze-zoologicheskogo-i-istoriko-kraevedcheskogo-muzeev.html
  • assessments.bystrickaya.ru/domashnee-zadanie-po-istorii-i-obshestvoznaniyu-5-klassi.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/sravnenie-razlichnih-tipov-nakopitelej-informacii.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/rasporyazhenie-ot-19-yanvarya-2012-g-10-p-provideniya.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/rinok-uslug-elektricheskoj-svyazi-mehanizm-gosudarstvennogo-regulirovaniya-na-primere-habarovskogo-kraya-stranica-5.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/pechat-nij-ili-na-pravah-rukopisi.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.