.RU

Возражение: задания личностных опросников по существу бессмысленны - Е. П. Савченко научная редакция, предисловие и комментарии


^ Возражение: задания личностных опросников по существу бессмысленны
Это становится очевидным из приведенных выше примеров Г и Д. Рассчитывать на то, что испытуемые-интеллектуалы будут отвечать быстро, — это не только оскорбительно для испытуемых (так утвер­ждает Alice Heim в связи с обсуждением некоторых тестов интересов; Heim and Watts, 1966), но более того, у таких испытуемых появляют­ся серьезные сомнения в том, что такие задания могут вообще что-либо измерять.

На эти критические замечания получен эмпирический ответ: ана­лиз заданий любого рода показывает, что наше множество заданий измеряет однородный фактор, в то время как исследования валидности демонстрируют, что же это за фактор. Тот факт, что задания имеют сомнительное значение, становится несущественным, если ответы на эти задания фактически являются эффективно дискриминативными или коррелируют с внешним критерием. Вышеприведенная критика, хотя и может показаться серьезной, не имеет, таким образом, большого значения.

Таковы правила формулирования заданий, описанные Guilford (1959), и они способствуют обеспечению того, что подготовленные вопросы будут обеспечивать решение тех задач, которые стоят перед ними. Автору этой книги при конструировании собственных заданий для личностных тестов всегда удавалось создать надежные и, как я полагаю, валидные методики, когда он следовал этим правилам. Удалось ли бы ему это без уже известной нам методологии, неизвестно.
^ Устранение влияния установок на ответ
Кроме того, что при разработке заданий следует всегда помнить о вышеперечисленных правилах, необходимо, конечно, ослабить, на­сколько это возможно, влияние наиболее существенных установок на ответ. Ниже описано, как это следует делать.

^ Установка на согласие (acquiescence)

Установки на ответы (response sets) были определены Кронбахом (Cronbach, 1946) как стилистическая последовательность, стимули­руемая формой ответов на задания личностного опросника. Как ука­зывалось ранее, одной из наиболее существенных является установка на согласие (см. Messick, 1962), то есть тенденция соглашаться утверждением независимо от его содержания.
^ СБАЛАНСИРОВАННЫЕ ШКАЛЫ
Messick (1962) утверждает, что сбалансированная шкала — это один из способов минимизации влияния установки на согласие. Сба­лансированной называется такая шкала, для которой равное или примерно равное количество заданий имеют ключевые ответы "да" или "нет", "верно" или "неверно".

Однако, здесь заслуживают внимания два момента. Во-первых, сбалансированная шкала не устраняет полностью тенденцию: уста­новка на согласие все же может проявиться, но, как указывает Know-les (I963), такая шкала не позволит спутать "соглашающегося" ис­пытуемого с тем, у кого реально высокие показатели, а это важно. Конечно, можно возразить, что "соглашающийся" испытуемый с потенциально высокими показателями не будет выявлен при сбалан­сированной шкале. Если это происходит чаше, чем в нескольких отдельных случаях, то последующее исследование валидности теста будет обречено на неудачу.

Во-вторых, искажающего влияния этой установки на показатели по тесту можно избежать только в том случае, если будут сформули­рованы в равной степени содержательные, недвусмысленные и по­буждающие к определенному ответу задания, имеющие как положительные, так и отрицательные ключевые ответы. Если вы сможете сформулировать лишь очень небольшое количество заданий с ключевым ответом "нет", то эти задания будут способствовать низкой валидности шкалы. Несколько примеров пояснят это.

Пример 1. Рассмотрим вопрос на экстравертированность: "Вам нравятсятся вечеринки?" Обратной формой этого вопроса будет: "Вам не нравятся вечеринки?"* В этих заданиях стилистические обороты языка удовлетворительны, потому что принято говорить, что вечеринки нравятся или не нравятся. Они также удовлетворительны, потому что, как это и случается, испытуемому с высоким показате­лем по параметру экстраверсии нравятся вечеринки, а испытуемому с низким показателем — не нравятся. Таким образом, полярность этих заданий эффективна. Однако, часто попытка получить обрат­ную форму вопроса становится источником ошибок.

Пример 2. Следующее задание было создано, чтобы выявить удов­летворение, получаемое от статистики — как утверждают, оно отно­сится к чертам навязчивости: "Являетесь ли вы одним из тех людей, кто находит статистические данные и таблицы совершенно скучны­ми?" Это обратная форма вопроса с ключевым ответом "нет". Одна­ко, очевидно, (прежде чем первое испытание теста показало, что этот вопрос не работает), можно не считать статистику скучной, но и не восхищаться ею. Таким образом, обращение вопросов, когда они относятся к некоторым крайним проявлениям в поведении, вероят­нее всего не даст результата в силу континуальности, лежащей в основе многих ответов на задания. Обращение вопросов обычно пред­полагает дихотомичность ответа. Другими словами, если ответ на вопрос является дихотомическим, то обращение вопроса для сбалан­сированной шкалы возможно; если же используются крайние (гра­ничные) значения из континуума, обращение не будет удачным.

Пример 3. Аналогично, можем рассмотреть вопрос о том, нравится. ли испытуемым отдавать распоряжения. Обратная форма вопроса, такая как: "Вы не испытываете удовольствия, когда вам вменяется в обязанность отдавать распоряжения?" — не может быть удачной, потому что возможны случаи, когда отрицание неприязни к распоря­жениям, приказам вовсе не означает получение удовольствия от этого. В основе этого ответа лежит континуум, а не дихотомия. Этот вопрос не может быть обращен.

* Данный пример показывает, как в результате непосредственного перевода вопрос стал звучать крайне неудачно — испытуемые будут в затруднении, как следует отвечать: "Да, не нравятся" или "Нет, не нравятся". В англ. варианте таких трудностей не возникало (Вопросы звучали так: 'Do you enjoy parties?' и 'Do you dislike parties?'). На этом примере видно, что при адаптации зарубежных тестов важно не только выполнить все процедуры валидизации и стандартизации, но также при переводе необходимо уделить внимание тщательной формулировке адекватных заданий (Прим.перев.)

Пример 4. В данном задании рассматривается аккуратность: "В школах сильно преувеличивают значение аккуратности". Можно утверждать, что навязчиво аккуратный индивидуум будет считать, что значение этой особенности поведения невозможно преувеличить. Следовательно, данное задание было написано так, чтобы отрица­тельный ответ действительно выявлял исследуемую черту. Таким образом, с точки зрения разработки заданий, это жизнеспособное "негативное" задание.

В этих примерах проиллюстрированы два наиболее важных мо­мента в формулировании заданий с отрицательными ключевыми ответами: они могут быть сформулированы, во-первых, если отрица­тельный ответ соответствует реальному поведению, и во-вторых, если в основе ответов лежит дихотомия, а не континуум, как в при­веденном выше примере 1.
^ ПОНЯТНЫЕ, НЕДВУСМЫСЛЕННЫЕ УТВЕРЖДЕНИЯ
Имеющий значение в контексте нашей работы вопрос был поднят Guilford (1959) при попытке устранить установку на согласие из личностных опросников. Он утверждает, что согласие наименее ве­роятно тогда, когда задания понятны, недвумысленны и относятся к конкретному поведению. Поскольку эти качества уже были указаны среди тех, которые, по моему предположению, должны быть присущи разрабатываемым заданиям, я не буду более говорить о них, а лишь проиллюстрирую это положение несколькими примерами.

Так, вопрос: "Играете ли вы на каком-либо музыкальном инстру­менте?",— является настолько конкретным, что индивидуум должен был бы иметь предельно выраженную установку на согласие, чтобы утвердительно ответить на этот вопрос, если это не соответствует истине. С другой стороны, вопрос: "Нравится ли вам музыка?"— настолько неопределенный (в том, где же критерий того, что музыка нравится?), что согласие вероятно будет фактором, влияющим на положительные ответы в этом вопросе. В последнем примере есть две особенности. Прежде всего, обратите внимание, что данный вопрос НЕ сравним с вопросом: "Нравятся ли вам вечеринки?" В этом воп­росе критерий того, нравятся ли вечеринки, известен каждому: час­тые посещения с желанием и энтузиазмом. Следовательно, этот воп­рос — практически сокращенная форма вопроса: "Посещаете ли вы много вечеринок?" Таким образом, для него вероятность подверг­нуться влиянию установки на согласие меньше, чем для вопроса: "Любите ли вы музыку?"

К этой особенности относится и неопределенное утверждение "нравится музыка". Это выражение бесполезно в задании. Так, слово "нравится может соответствовать разнообразным чувствам: от тех, которые испытывают великие композиторы и исполнители, когда слушают, пишут или исполняют музыку, до чувств человека, который любит слушать популярные песенки, совершая субботние покуп­ки. Подобно этому, термин "музыка" означает огромное разнообра­зие различных направлений: например, джаз, поп, народная музыка, рок, барокко, доклассическая, классика, романтизм, модерн, нео­классицизм, — а, кроме того, может иметь отношение к слушанию и исполнению, так что идентичные ответы на вопрос могут отражать совершенно различное поведение. Например, "да" для испытуемого 1 может отражать наслаждение от пения контр-тенора в ранней пол­ифонической венецианской церковной музыке. А для испытуемого 2 это может отражать удовольствие прослушивания мотивчика типа "Танцуй со мной", когда он сидит за рулем своей машины. Любое задание, в результате оценки которого оказывается, что столь разные области поведения будут отнесены к одному и тому же классу, с очевидностью является бесполезным.
^ ПРОВЕРКА ВЛИЯНИЯ УСТАНОВКИ НА СОГЛАСИЕ
До сих пор все наши усилия были направлены — при помощи сбалансированных шкал и формулирования предельно ясных и кон­кретных заданий — на уменьшение влияния установки на согласие или на то, чтобы сделать менее вероятным получение за счет тенден­ции к согласию высоких показателей по переменной, для измерения которой предназначен тест. Однако, как уже говорилось, действие этой установки возможно даже при сбалансированных шкалах, и далеко не всегда можно создать настолько понятные вопросы, чтобы быть уверенным, что влияние установки устранено. Поэтому разработаны методики, предназначенные для проверки того, была ли установка на согласие фактором, влияющим на ответы. Эти методики будут описаны в главе 6.
^ Социально одобряемые ответы
Edwards (1957) показал на материале с заданиями MMPI, что наблюдается высокая положительная корреляция между степенью социальной желательности утверждений, оценивавшейся экспертами, количеством реальных социально одобряемых ответов на них испытуемыми. Поэтому он утверждает, что данная установка должна детерминировать ответы на задания и, следовательно, является основным источником невалидности тестов. Хотя, очевидно, невоз______________________-


этого. В основе этого ответа лежит континуум, а не дихотомия. Этот вопрос не может быть обращен.

Пример 4. В данном задании рассматривается аккуратность: "В школах сильно преувеличивают значение аккуратности". Можно утверждать, что навязчиво аккуратный индивидуум будет считать, что значение этой особенности поведения невозможно преувеличить. Следовательно, данное задание было написано так, чтобы отрица­тельный ответ действительно выявлял исследуемую черту. Таким образом, с точки зрения разработки заданий, это жизнеспособное

"негативное" задание.

В этих примерах проиллюстрированы два наиболее важных мо­мента в формулировании заданий с отрицательными ключевыми ответами: они могут быть сформулированы, во-первых, если отрица­тельный ответ соответствует реальному поведению, и во-вторых, если в основе ответов лежит дихотомия, а не континуум, как в при­веденном выше примере 1.

ПОНЯТНЫЕ, НЕДВУСМЫСЛЕННЫЕ УТВЕРЖДЕНИЯ Имеющий значение в контексте нашей работы вопрос был поднят Guilford (1959) при попытке устранить установку на согласие из личностных опросников. Он утверждает, что согласие наименее ве­роятно тогда, когда задания понятны, недвумысленны и относятся к конкретному поведению. Поскольку эти качества уже были указаны среди тех, которые, по моему предположению, должны быть присущи разрабатываемым заданиям, я не буду более говорить о них, а лишь проиллюстрирую это положение несколькими примерами.

Так, вопрос: "Играете ли вы на каком-либо музыкальном инстру­менте?",— является настолько конкретным, что индивидуум должен был бы иметь предельно выраженную установку на согласие, чтобы утвердительно ответить на этот вопрос, если это не соответствует • истине. С другой стороны, вопрос: "Нравится ли вам музыка?"— настолько неопределенный (в том, где же критерий того, что музыка нравится?), что согласие вероятно будет фактором, влияющим на положительные ответы в этом вопросе. В последнем примере есть две особенности. Прежде всего, обратите внимание, что данный вопрос НЕ сравним с вопросом: "Нравятся ли вам вечеринки?" В этом воп­росе критерий того, нравятся ли вечеринки, известен каждому: час­тые посещения с желанием и энтузиазмом. Следовательно, этот воп­рос — практически сокращенная форма вопроса: "Посещаете ли вы много вечеринок?" Таким образом, для него вероятность подверг­нуться влиянию установки на согласие меньше, чем для вопроса: "Любите ли вы музыку?"

К этой особенности относится и неопределенное утверждение "нравится музыка". Это выражение бесполезно в задании. Так, слово "нравится может соответствовать разнообразным чувствам: от тех, которые испытывают великие композиторы и исполнители, когда слушают, пишут или исполняют музыку, до чувств человека, кото- рый любит слушать популярные песенки, совершая субботние покуп­ки. Подобно этому, термин "музыка" означает огромное разнообра­зие различных направлений: например, джаз, поп, народная музыка, рок, барокко, доклассическая, классика, романтизм, модерн, нео­классицизм, — а, кроме того, может иметь отношение к слушанию и исполнению, так что идентичные ответы на вопрос могут отражать совершенно различное поведение. Например, "да" для испытуемого 1 может отражать наслаждение от пения контр-тенора в ранней пол­ифонической венецианской церковной музыке. А для испытуемого 2 это может отражать удовольствие прослушивания мотивчика типа "Танцуй со мной", когда он сидит за рулем своей машины. Любое задание, в результате оценки которого оказывается, что столь разные области поведения будут отнесены к одному и тому же классу, с очевидностью является бесполезным.

ПРОВЕРКА ВЛИЯНИЯ УСТАНОВКИ НА СОГЛАСИЕ До сих пор все наши усилия были направлены — при помощи сбалансированных шкал и формулирования предельно ясных и кон­кретных заданий — на уменьшение влияния установки на согласие или на то, чтобы сделать менее вероятным получение за счет тенден­ции к согласию высоких показателей по переменной, для измерения которой предназначен тест. Однако, как уже говорилось, действие этой установки возможно даже при сбалансированных шкалах, и далеко не всегда можно создать настолько понятные вопросы, чтобы быть уверенным, что влияние установки устранено. Поэтому разра-ботаны методики, предназначенные для проверки того, была ли ус-тановка на согласие фактором, влияющим на ответы. Эти методики будут описаны в главе 6.

Социально одобряемые ответы

Edwards (1957) показал на материале с заданиями MMPI, что наблюдается высокая положительная корреляция между степенью социальной желательности утверждений, оценивавшейся эксперта-ми, количеством реальных социально одобряемых ответов на них испытуемыми. Поэтому он утверждает, что данная установка должна детерминировать ответы на задания и, следовательно, является ос-новным источником невалидности тестов. Хотя, очевидно, невоз-

______________________________


57

________________________________

Пример 1. Задание для измерения скупости. Поскольку (см. утверждение 8 выше) прямой подход не годится, я утверждал при разработке теста Aі3Q, что скупой человек вполне мог бы думать, что содержащиеся в народной мудрости высказывания о бережливости очень разумны, тоща как на менее скупого они не произвели бы впечатления. Следовательно, я попытался сформулировать задание следующим образом: "Каждый ребенок должен знать, что бережли­вость лучше богатства." Похоже, что в этом задании ответы как "да" так и "нет", не имеют отношения к социальной желательности (не являются социально одобряемыми). Действительно, этот вопрос ока­зался удачным по всем результатам анализа заданий.

Пример 2. Задание для выявления мстительности. Мало кто под­твердит утверждение: "Я мстителен." Однако, как уже говорилось, мстительные индивидуумы обычно проецируют свою мстительность на других, т.е. действуют механизмы защиты. Таким образом, я сконструировал утверждение: "Поступками большинства революционеров руководит мстительная жестокость." Я подумал, что мало кого из испытуемых можно было бы действительно причислить к революционерам, так что мнения обследуемых будут отражать их собственные защитные реакции и стремления. Это задание оказалось удачным, и я полагаю, что проекция — это механизм, действие кото­рого может быть использовано в формулировании вопросов, которые слишком социально нежелательны, чтобы задавать их прямо.

Пример 3. Задание для выявления лености. Если опираться на механизм проекции, то можно сформулировать утверждение так: "Промышленность сегодня находится в плачевном состоянии, пото­му что рабочие в основном ленивы." Следует заметить, что если это утверждение рассматривается некоторыми испытуемыми как факт, то есть не "включает" проективный механизм, то анализ заданий полностью выявит это: вопрос не будет работать.

^ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ШКАЛЫ ЛЖИ

Некоторые авторы (например, Айзенк в тестах EPI и EPQ) вводят особую группу заданий для выявления тех лиц, которые склонны давать социально одобряемые ответы. Они состоят из вопросов, каса­ющихся незначительных проступков, которые, увы, иногда соверша­ются большинством людей. Набравший наибольшее количество бал­лов по такой шкале рассматривается как дающий социально одобря­емые ответы, а поэтому его показатели по тесту могут быть проигно­рированы. Хотя Eysenck и Eysenck (1976), исходя из факторного анализа заданий теста EPQ утверждают, что шкала лжи измеряет определенную личностную переменную, для практического тестирования со значительным потоком испытуемых этот прием для обнаружения установки на социально одобряемые ответы весьма полезен.

Вот некоторые типичные утверждения шкалы лжи: "Я никогда не лгу"; "Я всегда прихожу вовремя на встречи и свидания"; "Я всегда влачу за проезд на транспорте".

vremya-nazvanie-kinoteatr-kinoteka-pyatnica-6-oktyabrya.html
vremya-novostej-avtor-ne-ukazan-14042008-063-str-4-gosduma-rf-monitoring-smi-12-14.html
vremya-novostej-moskva-15-30012009-kazahstan-mozhet-snizit-nalogi-na-gornyakov.html
vremya-novostej-moskva-n013-2812009-proisshestviya-anonsi-sobitij-na-sredu-28-yanvarya-2009-g-3.html
vremya-novostej-moskva-n019-522009-melnikov-kirillsitnina-veradubnov-arkadij-ivanov-v-pomosh.html
vremya-novostej-moskva-n056-342009-melnikov-kirill-zarubezhneft-vistraivaet-vertikal.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/uchrezhdenij-oblasti-finansiruemih-iz-oblastnogo-byudzheta.html
  • report.bystrickaya.ru/iz-vsego-chto-vechno-samij-kratkij-srok-u-lyubvi-takov-lejtmotiv-evropejskogo-bestsellera-ya-vishnevskogo-geroi-odinochestva-v-seti-vstrechayutsya-v-internetch-stranica-15.html
  • esse.bystrickaya.ru/programma-seminarskih-zanyatij-zachetnie-voprosi-temi-referatov-trebovaniya-k-referativnoj-kontrolnoj-rabote-metodicheskie-rekomendacii-po-vipolneniyu-referata-kontrolnoj-raboti.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/pravit-polyot-v-kosmos-gagarin-yurij-alekseevich.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/7-semestr-dnevnoe-otdelenie-6-semestr-zaochnoe-otdelenie-razdel-1-obshie-voprosi-metodiki-prepodavaniya-literaturi.html
  • books.bystrickaya.ru/dramaturgiya-kak-osnovopolagayushij-zhanr-tvorchestva-a-dyuma-otca-kandidatskaya-dissertaciya.html
  • tests.bystrickaya.ru/krilovskij-rajon-stanica-krilovskaya.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/haos-i-poryadok-poryadok-i-besporyadok-v-prirode-chast-4.html
  • college.bystrickaya.ru/2-obosnovanie-vibora-sredstv-kontrolya-i-avtomatizacii-istoriya-razvitiya-predpriyatiya.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/kratkij-konspekt-programmi-po-fiziologicheskomu-ochisheniyu-organizma-reabilitacii-i-vosstanovleniyu-zdorovya.html
  • report.bystrickaya.ru/i-v-fomenko-l-p-fomenko-hudozhestvennij-mir-i-mir-v-kotorom-zhivet.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/ob-infrastrukture-innovacionnoj-deyatelnosti.html
  • lesson.bystrickaya.ru/organizaciya-i-soprovozhdenie-zashishennoj-seti-peredachi-dannih-obedinyayushej-centralnij-apparat-rosreestra-i-territorialnie-organi-rosreestra-a-takzhe-territorialnie-stranica-2.html
  • college.bystrickaya.ru/1-zakonodatelstvo-o-vidah-zhivotnih-zanesennih-v-krasnie-knigi-krasnoknizhnih-vidah.html
  • znanie.bystrickaya.ru/412-teplovie-seti-pridnestrovskoj-moldavskoj-respubliki.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/referatov-po-discipline-ekologicheskij-audit.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/otchet-o-vistuplenii-na-konferencii-alternativi-v-energetike-i-avtomobilestroenii-problemi-i-perspektivi-prohodyashej-v-obshestvennoj-palate-rf.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-po-kursu-istoriya-drevnego-mira-5-klass.html
  • write.bystrickaya.ru/glava-10-protivorechie-zadachi-i-uprazhneniya-moskva-2005-balashov-l-e-filosofiya.html
  • doklad.bystrickaya.ru/vi-ne-smozhete-sdvigat-kartu-v-sluchayah-oziexplorerce-rabotaet-na-pocketpc-i-windows-ce-ustrojstvah-no-vam-ponadobitsya.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/sovremennoe-ispolzovanie-i-arhitekturno-planirovochnaya-organizaciya-territorii-8-stranica-3.html
  • reading.bystrickaya.ru/konkursa-detskogo-tvorchestva-zolotoj-lotos.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/son-scipiona-jen-pirs-stranica-8.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/uchenij-sekretar-nyusaveleva-prilozhenie-1-ya-i-kuzminov-uchenij-sekretar.html
  • school.bystrickaya.ru/46-znaj-svoi-vozmozhnosti-40-ustanovi-menya.html
  • shkola.bystrickaya.ru/rinok-zemli-5.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/primernaya-programma-naimenovanie-disciplini-mirovaya-agrarnaya-ekonomika-rekomenduetsya-dlya-napravleniya-podgotovki-080200-menedzhment.html
  • laboratory.bystrickaya.ru/velikaya-hartiya-volnostej.html
  • tasks.bystrickaya.ru/12-profilaktika-dorozhno-transportnogo-travmatizma-doklad-direktora-mou-sosh-1.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glava-6-organizaciya-i-metodika-individualnoj-kulturno-prosvetitelnoj-raboti.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/v-karelii-otkrilsya-pervij-centr-sestrinskogo-dela-na-istoricheskoj-scene-bolshogo-teatra-v-mezhdunarodnij-den-zashiti.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/pravila-blagoustrojstva-i-soderzhaniya-territorii-goroda-berezniki-v-red-reshenij-bereznikovskoj-gorodskoj-dumi-ot-30-12-2008-n-559-ot-25-08-2009-n-636-stranica-7.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/programma-disciplini-dpp-ds-07-dekorirovanie-interera-tomsk-2011-cel-i-zadachi-disciplini.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/referendumu-skazali-net-argumenti-i-fakti-olga-doronina-09042008-015-str-2.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/lekciya-ponyatie-i-sushnost-gosudarstvennogo-upravleniya-ponyatie-i-dialektika-upravleniya-sovremennaya-upravlencheskaya-paradigma.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.