.RU

Возрождение - Предмет философии


Возрождение
Возрождение – «весна человечества», «новый прорыв» - мировоззренческая эпоха в рамках Средневековья; началось в XIV веке и было ознаменовано развитием светского знания и гуманистического движения. Центром нового мироощущения стала Флоренция. Предвосхищали эту эпоху «Божественная комедия» Данте и «Де камерон» Боккаччо.
^ Характеристика исторического периода
1440-е гг. – изобретение Гуттенбергом печатного станка. Одна из первых печатных книг – басни Эзопа (на древнегреческом) – это знак возврата к культуре, языку

1453 – падение Константинополя

80-е гг. – активизируется деятельность инквизиции. Призыв папы Иннокентия VIII к массовому уничтожению ведьм. «Молот ведьм»

1486 г. – Пино делла-Мирандоло «О достоинстве человека» - своеобразная программа Ренессанса

1492 – открытие Америки

1499 – начало путешествия Америго Веспуччи в Новый Свет

1494 – начало серии итальянских войн, которые вели французские короли начало знакомства Франции с итальянским искусством. Преемственность идей: Италия Франция Германия Испания.

Рубеж XIV и XV веков – расцвет пластического искусства: «Тайная вечеря» Леонардо да Винчи, «Джоконда», «Св. семейство» Микеланджело, собор Св. Петра в Риме.

1517 – начало борьбы между католиками и протестантами – 95 тезисов против католицизма Лютера

1532 – «Гаргантюа и Пантанрюэль» Рабле

1535 – казнь Томаса Мора, одного из самых ярких представителей эпохи Ренессанса.

Время укрепления Ордена Иезуитов в Испании и усиление его влияния на культуру из-за школ.

XVI век – время Тициана, Веронезии, Чилини Тинторетто

1572 – Варфоломеевская ночь

90-е гг. – начало творчества Шекспира

1600 – казнь Жордано Бруно в Риме

1601 – издание первой части «Дон Кихота»

1620 – Френсис Бэкон «Новый Органон»  переход от Возрождения в Новое время.

1633 - публичное покаяние Галилея.
^ Подход к человеку

Средневековье

Возрождение

Человек – родовое существо (следствие теоцентрического мировоззрения)

Созерцательный, а не творческий тип личности

Принцип антропоцентризма: человек – индивидуальность. Духовное начало неотъемлемо от телесного. В своей творческой мощи человек уподобляется Богу. Он – творец цивилизации и культуры.

Активный тип личности. Возрождается этика эпикурейства.
^ Николо Кузанский «Об учёном неведении»
демократичность – обращение ко всей аудитории

единство Бога и мира; мир не греховен, а прекрасен

в центре внимания оказываются вопросы познания

появляется идея человека как микрокосма, человек воспроизводит окружающий мир природы
^ Франциск Ассизский
ФА – один из первых святых католической церкви. «Блаженный неуч», юродивый. Он нёс любовь к реальному миру, одновременно пребывая душой в мире ином. В этом вся сложность: не отказываясь от этого мира, принадлежать миру духа. Своим поведением ФА отвечает аскетизму средневековья, который приводит к религии без человека в его реальном существе. Суть приближения к Христу – следование Ему в повседневной жизни (без посредников). Он стремился охватить жизнь во всех её проявлениях.

Природа – божье детище, Бог творец всех прекрасных вещей. Таким образом, в философии ФА выражен номинализм: Бог – творец не идей и типов, а вещей. (Позже это тяготение к индивидуальному будет главенствовать в возрождении).


В целом, культура Возрождения направлена на истолкование природы. Обожествление природы – пантеизм. Бог и мир тождественны, Бог разлит в мире, весь мир одушевлён (панпсихизм). Сенсуализм – доверие к человеческим чувствам в познании природы, именно чувственный опыт – критерий познания. Это ответ средневековью с его абстрактным способом познания. Возвращение к античности (в культуре и языке) и античной философии (особенно к атомистам и эпикурейцам).
^ Открытие Джордано Бруно
Новое отношение к материи. Это понятие использовалось ещё Аристотелем, но у него материя – это нечто пассивное, испытывающее воздействие преводвигателя как источник активности и многообразия.

У Бруно «материя есть божественное бытие в вещах» - это начало, которое всё производит, само по себе источник многообразия бытия. Источник форм – не Бог (перводвигатель), а сама материя.

Со времён Аристотеля существовало геоцентрическое представление о мире: в центре мира – Земля, вокруг – система звёзд, а за этим перводвигатель. Этот мир в центре, так как он создан Богом. Бруно развивает гелиоцентрическую идею: Земля рядовая планета, она не неподвижна, а вращается вокруг своей оси; а Солнце – одна из бесчисленных звёзд возникает идея о бесконечности вселенной, о множественности систем, что подготовило почву для развития идей Нового времени.

^ Новое время Характеристика времени
XVII век – эпоха революций.

Развитие мануфактур, торговли возникает практическая потребность в научном знании. Вся эпоха стремится получить практически действенные истины.

На смену органистическому материализму (пантеизм + панпсихизм – сенсуализм) приходит механистический материализм. Развиваются точные науки, на целое смотрят как на сумму механических частей, а части наделяют свойствами целого.

«Человек – слуга, интерпретатор природы, он действует и понимает настолько, насколько может установить устройство природы путём наблюдения за вещами и работой ума» - Бэкон. Учёные собирают и классифицируют факты чтобы обосновать методы научного познания.

Именно эта эпоха даёт толчок атеистическому мировоззрению: разделение церкви и светской жизни, секуляризация общественной жизни идея веротерпимости – ответ на разгул инквизиции.

Великое восстановление наук: книгопечатание, изобретение компаса, пороха.
^ Френсис Бэкон (1561 – 1626)
Закончил Кембридж, яркий политик, служил в дипломатической миссии в Париже. С обрывом политической карьеры развёртывает литературную деятельность. Произведения: «Новый органон», «Новая Атлантида», трактат « О достоинстве и приумножении наук».

Б. подхватывает идею об установлении царства человека. Социальный прогресс зависит от экономического, а следовательно, от развития науки («Новая Атлантида»).

В центре философии Б. – проблема путей познания. Происходит изменение отношения к проблеме истины. В средние века наиболее важными считались науки отдалённые от бренного человеческого мира. В эпоху гуманизма выдвигаемся новый критерий – достоверность, ценность истины определялась её обоснованностью и объективностью Эта эпоха демократизирует истину: то, что достойно для бытия, достойно и для познания, второе есть изображение бытия. Критерием оценки познания оказывается практический результат.

Начало познания – опыты.

Опыты плодоносные

Опыты светоносные

Направлены на немедленный практический результат. Необходимы в науке, но имеют частное значение

Наиболее важны, так как проливают свет на глубинные закономерности природы.



Принцип невмешательства религии и науки.

Естественная философия

физика

метафизика

Две категории причин

Материальные причины, то есть ближайшие причины всего происходящего в природе

Формальные – целевые причины


Физика и метафизика связаны общим изучением природы. Человек исследуется как индивидуум и как член общества.

Познание начинается с освобождения от идолов:

  1. Призраки рынка (толпа),

  2. пещеры (мнение человека),

  3. театра (авторитеты учёных, философов),

  4. рода (представления рода).

Индуктивный метод своей задачей имеет истолкование фактов движение от частного к общему. В познании одновременно участвуют и чувства, и разум наблюдение + эксперимент, активное вмешательство в процесс. Таким образом, эмпирический подход связан с аналитическим.

Б. настаивает на опыте исследования природы. Наука должна истолковывать факты, добытые опытом, а затем делать заключения. Важен эксперимент – активное вмешательство. Учёный анатомирует мир, обращается к постижению конкретных истин. Б. противопоставляет свой метод методу чистых эмпириков и рационалистов. Метод Б. включает в себя оба этих метода:

аналитическое исследование

опыт, подтверждённый экспериментом

чувственный опыт
^ Рене Декарт(1596 – 1650)
Родился в семье французского дворянина, получил хорошее образование. Увлекался математикой и медициной. Но вскоре наука начала его утомлять: «Подлинную науку можно найти или в самом себе, или в Великой книге мира». Для постоянного жительства Д. едет в Нидерланды, где и будут написаны его основные труды:

«Рассуждение о методе»

«Правило о руководстве ума»

«Метафизические размышления»

Многие из трудов философа при его жизни были запрещены.

«Человеку доступно многое. Главное правильно пользоваться своим умом».

«Философия должна способствовать единству знания»  Цель: познать механизм познания

Вся философия подобна древу: ствол её составляет физика, а крону этика, математика и медицина.

Декарт утверждает, что метафизика стоит выше физики (противоречие с Бэконом и сходство с Аристотелем). Однако Д. ,как и Бэкон, противопоставляет умозрительную философию практической.

Знание необходимо человеку, чтобы стать властелином природы. Путь познания: от общего к частному.

Фактически Декарт весь познаваемый мир связывает с всеобщей математикой  мир математически сконструирован.

В «Рассуждении о методе» Д. предлагает методы, лежащие в основе процесса познания. Главное понятие: интуиция – «усмотрение ума», некий интеллектуальный свет, не зыбкое свидетельство чувств, «очевидность и отчётливость истины». Интуиция – это первая ступень в познании, начальный пункт дедуктивной цепочки.

Принципы построения дедуктивной цепочки:

все истины вводятся опосредованно

непрерывность цепочки

должна напрягаться память, так как для познания необходим опыт, но не чувственный. Чувственный опыт мешает достижению чистого знания.

Сомнение есть путь к истине, всё можно подвергнуть сомнению. Сомнение – форма мысли.

В целом, метод Д. выступает против характерного для средневековья скептицизма. Размышления Д. наполнены верой в возможности человека.

Истина находится у человека в самом себе. Она глубже, чем в книге мира.

«Я мыслю, следовательно, я существую»

«Есть некая сила, пытающаяся обмануть меня, … пусть обманывает меня, она никогда не сможет превратить меня в ничто до тех пор, пока я буду думать…» («Метафизические размышления»)

Наивысшая причина мысли – Бог. В Нём Д. обнаруживает интеллектуализирующую структуру (связь с Августином). «Бог мог создать бесконечное множество миров, а создал наш мир». Следовательно, наш мир - «оконченный мир», где существуют истины математики, метафизики и физики.

Для Д. важен принцип развития во времени. Обращаясь к главным принципам метафизики, он выделяет две субстанции:

телесную

Главный принцип - протяжённость

духовную

Главный принцип - мышление

Мыслительное начало противостоит телесному, оно единственно истинно. Душа мыслит непрерывно.

Существуют два типа качеств:

Первичные (для них характерна протяжённость)

Вторичные: цвет, вкус, запах, вес и т. д. (их нельзя считать объективными, так как они возникли как реакция нервной системы).

Первичными являются логическое мышление и познание. Д. не уравнивает факты мышления и сознания. Человек в процессе познания вырабатывает три класса идей:

  1. «Приобретённые идеи» - при непосредственном контакте чувств человека с миром.

  2. «Сотворённые идеи» - образуются на основе приобретённых, к которым мы примысливаем что-то своё. (Пример: идея химер, идея Солнца для астронома влияние понятия идей у Платона!)

  3. «Врождённые идеи» - не зависят от чувственного опыта. Они неизменны, независимы от воли, ясны, отчётливы, просты.

Первичнее врождённых идей – идея Бога. С понятием врождённых идей связано понятие врождённых аксиом, которые выполняют функцию связи между различными понятиями в нашем мышлении.

^ Томас Гоббс (1588 – 1679)
Предмет философии по Гоббсу:

Главная область философии – социальная концепция. Г. поддерживает сенсуализм, то есть чувственный опыт в процессе познания. «Нет ни одного понятия в человеческом уме, которое было бы порождено первоначально целиком или частично в органах ощущений». Наука связана с всеобщностью знания, что невозможно почерпнуть только от чувственного опыта.

Г. приближается к Декарту, но с некоторыми акцентами.

Особую роль он отводит языку и отождествляет с ним мышление. Язык – разновидность опыта, он переводит нашу внутреннюю речь во внешнюю. Г. развивает знаковую концепцию языка: «Общее – это языковой знак, закреплённый в слове». Язык возникает в результате социального общения. Основа знания – дефиниция – точное определение слов, которое фиксирует общее значение.

^ Механистическая концепция мира. Главное свойство – внешняя протяжённость Пространство – конечная протяжённость конечного тела. Время – образ движения. Реально же существует только движение единичных тел. А время существует только в мышлении.

^ Понимание человека также связано с механистической моделью мира. «Жизнь – лишь движение членов» механистический материализм, отказ от декартовой идеи «разумной души».
^ Пьер Гассенди (1592 – 1655)
Вводит понятие относительных истин. Опытно-индуктивный путь познания. «Нет ничего в уме, чего бы не было в чувстве». «Всякое знание выходит из опыта» Не признаёт врождённые идеи.
^ Джон Локк (1632 – 1704)
За активное участие ев борьбе с абсолютизмом был изгнан из страны. Именно в изгнании он создал свои основные труды: «Трактат о государственном управлении», «Письма о веротерпимости», «Опыт о человеческом разуме».

Л. оспаривает идею врождённых идей. Он обращается к тому, как разум доходит до истины:

Первый этап познания – ощущение, так включается абстрагирующая способность ума. Источник идеи – ощущения (на основании опыта) или рефлексии (ум исследует приобретённые идеи, то есть деятельность ума внутри самого себя).

Существуют простые и сложные идеи. При формировании простых идей (пример: идея тепла) ум пассивен, но на их основе формируются сложные, и тогда ум активен.

Идея – то, что является объектом мышления. Ощущения и образы фантазии – тоже идеи по сути своей. В процессе познания участвует внешний и внутренний опыт.

Первичные качества: протяженность, форма, число, плотность, движение или покой – это свойства всех тел. Вторичные качества – то, что доводится до нашего сознания органами чувств. Вторичные качества зависят от первичных. Первичные качества являются более важными, так как постигаются более, чем одним чувством и, следовательно, наделены большей объективностью.

Познание: первая ступень – интуитивное познание, вторая ступень – демонстративное познание. В познании участвуют интуиция и доказательство. Говоря о познании, Локк обращается к Богу: «В нашем познании участвует божественное откровение, добрая воля и благость Творца».

Л. противостоит Декарту в мысли об активном мышлении в познании:

Декарт

Локк

Мышление – главное в познании. «Наша разумная душа мыслит непрерывно».

Мышление всегда конкретно, прерывисто



^ Джордж Беркли (1685 – 1753)
Родился на юге Ирландии. Главная работа – «Трактат о принципах человеческого знания».

Б. упраздняет материю, отрицает её существование. Идея эмпиризма у Б. выражена в простом тезисе: «Существовать – значит быть воспринятым». Б. отталкивается от идеи о первичных и вторичных качествах.

Возражение Локку: невозможно образовать абстрактные идеи, отвлекаясь от какого-либо конкретного предмета (пытаясь представить движение мы представляем нечто движущееся). Это положение ложиться в основу эмпиризма Б. Наше познание начинается с конкретного предмета. Такое отрицание общего и признание единичного, конкретного – номинализм, признание относительности пространства, движения и времени, они не абсолютны (позже это проявилось в позитивизме и физике Эйнштейна).

Посредством чувств мы воспринимаем идеи и ощущения. Идея, также как и вещь, не может существовать, если она никем не воспринята. Объект и ощущение не могут быть оторваны друг от друга, они являются одним и тем же все вещи не имеют существования вне духа, они должны быть восприняты. Если же что-то не воспринимается людьми, то оно всё равно воспринимается Богом: «Бог воспринимает всё». Не чувствующей субстанции не существует первичные идеи тоже существуют в духе.

Связь первичных и вторичных качеств. Например, протяжённость может быть обозначено различными числовыми отношениями, а число зависимо от человеческого сознания, оно не имеет существования вне духа первичные качества тоже могут существовать только в духе, они должны быть восприняты.

Невозможно представить себе такое понятие как субстанция (сущее вообще). Его можно представить как комбинацию внутренних качеств, но понимания субстанции как чего-либо лежащего вне сознания не существует. Таким образом, Б. делит весь мир на существующее в духе и существующее реально. Последнее он отвергает эмпиризм Б. – крайний идеализм: вне сознания ничего не существует. Всё существующее – сущность духовная, одно-природная с нашим сознанием. (отсюда берёт своё начало идея познания Канта) Такой взгляд приводит к скептицизму: как можно доказать реальность чего-либо, существующего вне сознания?

Что же такое дух? Дух = душа = я. Это слово, обозначающее то, что воспринимает идеи, деятельное существо в нас. Ум производит идеи, а воля производит действие над идеями. Мы можем наблюдать не действие ума, а результат: «Природа духа такова, что он не может быть воспринят сам по себе, но лишь по производимым им действиям». Душа неделима и бестелесна, она неподвластна природе и, следовательно, бессмертна. Эта идея связана с мыслью о Боге: «Дух высший творит всё во всём,… и которым всё существует». Наша душа подотчётна только Богу Сила Бога проявляется в чудесах, которые и существуют для того, чтобы внушать людям уверенность в бытии Бога. Но о Его мудрости и благости говорит уже сама гармония мира.

Существуют пассивные идеи и активные духи. Природа, физический мир – тоже совокупность идей. Бог порождает идеи внешних вещей и порождает в нас ощущения. Объекты науки исходят из ощущений. Таким образом, наука упорядочивает ощущения. Закон природы – это порядок и связь идей, порождённых Богом, выявляемый в процессе познания.
^ Давид Юм (1711 – 1776)
Родился в Шотландии, работал библиотекарем во Франции. Произведения: «Трактат о человеческой природе», «Естественная история религии».

Юм отталкивается от теории познания Беркли. Он обращается к исследованию человеческой природы, так как наука о человеке – основание для всех наук. Юм стремится объяснить происхождение мышления и чувства. Всё, что воспринимает наш ум – это либо впечатления, либо идеи. Впечатления – это, то что получено органами чувств, эмоции. Идеи – это образы наших впечатлений в мышлении и рассуждении. Таким образом, идеи вторичны по отношению к впечатлениям. И впечатления, и идеи бывают простыми и сложными. Простые впечатления неделимы и влекут простые идеи. Сложные впечатления составлены из нескольких простых. Впечатления делятся на ощущения и рефлексии, возникающие из идей.

Цепочка познания:

  1. Впечатление порождает чувство (при этом мы испытываем что-либо)

  2. Ум снимает копию с этого впечатления (включается память)

  3. На основании этой копии возникает идея

  4. Эта идея может быть источником новых впечатлений – рефлексий

  5. Эти рефлексии опять копируются и становятся идеями… и т. д.

Таким образом, в процессе познания участвуют помять и воображение. Идеи, возникшие на основании памяти немного ярче идей воображения. Воображение в состоянии комбинировать простые идеи и составлять более сложные. Юм выделяет общие принципы такого соединения идей принципы ассоциации идей:

  1. Сходство

  2. Смежность во времени и пространстве

  3. Причина и действие

Эмпиризм в лице Юма доходит до мысли о невозможности подлинного познания. Дело в том, что по мере создания новых копий, мы теряем связь с причиной этих впечатлений. Поэтому особое внимание Юм уделяет анализу третьего типа ассоциаций. Обращаясь к причине, мы выходим за пределы ума, в область объективного знания. Заключение о связи между причиной и действием мы делаем на основе опыта. Однако при этом мы можем выйти за пределы того, что мы наблюдаем или можем вспомнить. Эта связь может быть установлена либо с помощью собственного опыта, либо с помощью цепочки других причин, которые нас приведут к объекту, доступному для нашего восприятия. «Последняя причина наших чувств может быть совершенно необъяснима для человеческого разума»  Невозможно решить, происходят ли наши впечатления непосредственно от объекта, порождаются ли они воображением или же обязаны своим происхождением Творцу нашего бытия. Таким образом, Юм признаёт, что мы ничего не можем знать о мире, кроме нашего опыта это и есть эмпиризм, который приводит к предельному скептицизму. Рассуждение о причинности приводит теорию познания из сферы объективного в сферу субхективного: «Человек не может знать никакой действительности кроме собственных состояний».

^ Характеристика эпохи Просвещения
Демократичность: влиятельными в обществе становятся не богатые, а оригинальные люди.

В центре внимания – идеальное общественное устройство

Вера в силу разума. Знание – ключ к человеческому счастью. Популярность Философии Декарта.

Исторический оптимизм, вера в прогресс. Идея линейного развития общества.

В науках господствует идея развития. Это начинает с идеи Каспара Вольфа в биологии, а затем переходит в историю и культуру.

^ Иоганн Гердер (повлиял на Карамзина, Радищева, Гоголя) «Идея философии истории человечества» - зарождается историософия. Теория происхождения языка Гердера – связь между развитием языка и мышления. Мышление же обусловлено развитием общества. Развитие каждого человека связано с развитием общества мысль о закономерных изменениях, происходящих в обществе. Появляется идея коллективного разума как начала, являющегося источником развития человечества. Вся культура представляет собой целостную систему.
^ Иманнуил Кант (1726 – 1804)
Первый философ на университетской кафедре. Творческую биографию К. можно разделит на два периода:

  1. до 1770 г. – докритический период:

связан с материализмом

Интерес к механике, географии, антропологии

Влияние Ньютона и Юмаà именно скептицизм Юма пробудил сознание канта о сна. Он ставит перед собой задачу спасти науку от этого скептицизма

  1. 1770 – 1804 – критический период

«Критика чистого разума» 1771

«Критика практического разума» 1778

«Критика способности суждения» 1779

Трансцендентальная философия Канта исследует границы нашего разума:

  1. способность познания

  2. способность желания (этическая способность)

  3. способность к чувству удовольствия (эстетическая способность)

+ исследование взаимосвязи между этими способностями

Основные вопросы философии:

Что я могу знать?

Что я должен знать?

На что я смею надеяться?

Все эти вопросы служат объяснением ответу на вопрос, что есть человек. Осознание себя как свободно мыслящего Я делает человека человеком. К. ставит и практическую задачу научиться свободно и оригинально применять свой разум. Философия К. является неким рубежом: после практически ориентированной философии Декарта и Бэкона он помимо вопросов, связанных с познанием ставит вопрос о том, что есть человек. Человек – не средство, а сама цель. Философия Канта уясняет положения человека по отношению к сущему и его отношение к самому себе.

Задача Канта сходна с задачей Декарта: исследовать разум, чтобы верно его направлять в поиске истины в науках.

^ Структура опыта в процессе познания:

  1. Созерцание – объект нам даётся

  2. Мышление – мы формулируем понятие, которое выявляет общее в объекте созерцания

Таким образом, наш рассудок производит такую операцию: «акт соединения многообразия содержания, данного в созерцании, сообразно синтетическому единству сознания». Кант, опираясь на позицию эмпириков, признаёт, что любая вещь познаваема на уровне обычных человеческих возможностей. Следовательно, ощущения зависимы от наших органов чувств и от условий являемости среды. Эти субъективные условия и являются препятствием на пути познания сущности вещей. Эти субъективные условия – новый вид реальности, они достаточны для практических нужд. Без созерцания невозможно мышление: через созерцание вещь воспринимается в качестве объекта; через понятие она становится объектом мысли.

Логика – один из основных разделов, связанный с вопросом о сущности суждения, и следовательно, с вопросами познания, так как свою способность рассудок раскрывает в суждениях. Суждение – объективное отношение к изучаемому предмету. Рассудок – это способность к знаниям. Знания заключены в определённых отношениях данных представлений к объекту. Объект – это то, в понятии чего объединено многообразие, охватываемое данным созерцанием.

^ Перцепция и апперцепция

Перцепция – это восприятие, которым воспринимается объективное. В понятии апперцепции учитывается, что в восприятии участвует и наше Я, оно мыслит и судит об объекте. Таким образом, в понятии апперцепции подчёркивается связь между субъектом и объектом. Апперцепция – это Я-отношение, постигаемое вместе с объектом.

Кант выдвигает два типа суждений:

Аналитические

Синтетические

Это поясняющие суждения, не прибавляющие ничего нового к содержанию познания

Умножают данное познание

Знание начинается с чувств, переходит к рассудку и заканчивается в разуме. В разуме заключено некое высшее единство мышления. Разум – безусловная сфера, его всегда влечёт к бесконечному à Разум внутренне противоречив, так как всегда стремится выйти за собственные границы.

Нужно проникнуть в область чистого мышления, не связанного с обыденным рассудком. Апелляция к здравому смыслу – обращение к суждению толпы; иной путь – путь критического разума. Есть ряд понятий, возникших не из опыта, а из чистого рассудкаà есть познание из чистого разума, лежащее за пределами опыта. Для доказательства этого К. обращается к чистой математике: она опирается на положения, не зависящие от опыта.

Пространство и время определяются чистым созерцанием. Способность созерцать априори касается не материи, а только формы явления. Следовательно, пространство и время – формальные условия нашей чувственности. Предмет является нашим внешним чувствам в форме пространства, а внутренним чувствам – в форме времени.

Благодаря созерцанию объект нам является и у нас возникает представление о нём. Однако наше чувственное представление не есть представление о сущности вещи, это лишь представление о том, каким образом эта вещь является в нашем сознании. Дело чувств – созерцать, дело рассудка – мыслить, то есть соединять представления в сознании. Соединение представлений=суждениеà мыслить - значит составлять суждения.

Можем ли мы познать мир? Закон – частное, закономерность – общее. Посредством опыта мы можем узнать разные законы природы, то есть её частные явления. Но мы не можем из опыта узнать закономерности связи явлений. Опыт также нуждается в законах, которые бы априори формулировали его возможностиà необходимо знать, что управляет самим опытом. Основание опыта суть сами законы природыà мы можем знать природу как совокупность знаний и умений в нас. Высшее законодательство природы должно находится в нашем рассудке.

Мы должны различать эмпирические законы (связанные с нашим восприятием) и всеобщие законы природы (которые не основываются на особых восприятиях, а содержат лишь условия их необходимого соединения в опыте). «Закономерность зиждется на необходимости связи явлений в опыте, то есть на первоначальных законах рассудка. Рассудок не черпает законы из природы, а предписывает их ей».

Созерцание + опыт = представления о законах природы в их частном проявленииà они и складываются в суждения. Таким образом, мы знаем только частное, а совокупность природы создаём в своём рассудке. Это деятельность чистого разума. Понятие разума – собирательная деятельность всего возможного опыта. Тем самым эти понятия выходят за пределы конкретного опыта и становятся трансцендентными (выходящими за собственные пределы).

Трансцендентность – выход за пределы понятий, составляющих структуру Я. Разум всегда стремится к познанию бесконечного.

Размышления о чистом разуме связаны с понятием свободного человека, и соответственно, с понятием необходимости. Поступки всех живых существ подчинены естественной необходимости, но по отношению к человеку эти поступки свободны. Разум свободен, так как он не зависит от чувственности, в этом подлинная свобода человека. Поступки совершаются по принципам разума, но могут совершаться и вопреки ему, по закону чувственности. Чувственный мир – мир явлений, не имеющий самостоятельности. Это не есть мир сущности, это область мнения, а не истины. Разум же стремится познать истину, движение разума – от явления к сущностям.


vremya-v-kotoroe-mi-zhivem-epoha-peremen-nashe-obshestvo-osushestvlyaet-isklyuchitelno-trudnuyu-vo-mnogom-protivorechivuyu-no-istoricheski-neizbezhnuyu-i-neobhodimuyu.html
vremya-velikogo-knyazya-ivana-iii-polnij-kurs-lekcij-po-russkoj-istorii-petrograd-5-avgusta-1917-g.html
vremya-vipolneniya-zadanij-4-chasa-uchebnaya-programma-disciplini-modeli-i-metodi-analiza-proektnih-reshenij-specialnosti.html
vremya-zolotoe.html
vremyavospriyatie-pri-poyavlenii-nlo-spravochnik-stalkera-azbuka-vizhivaniya.html
vrezultatae-osvoeniya-programmi-disciplini-student-dolzhen-znat-stranica-3.html
  • institute.bystrickaya.ru/geografiya-i-ekonomika-velikobritanii-chast-2.html
  • essay.bystrickaya.ru/efirnoe-telo-prodolzhenie-vremya-v-mentale-vashi-tochki-sborki-otveti-na-voprosi-17.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/referat-dolzhen-sostoyat-iz.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/metodi-i-pokazateli-ocenki-effektivnosti-investicij.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/predmet-psihologii.html
  • abstract.bystrickaya.ru/1-zarubezhnaya1-evropa.html
  • writing.bystrickaya.ru/bessmertie-dushi-syachu-tomov-russkih-ved-pochemu-ih-ne-publikovali-pitalis.html
  • testyi.bystrickaya.ru/a-n-ivanov-rekviziti-dokumenta-otdelyayut-drug-ot-druga-2-3-mezhstrochnimi-intervalami.html
  • lecture.bystrickaya.ru/4-preodolenie-bolot-orientirovanie-opredelenie-koordinat-obnaruzhennih-obektov-celeukazanie-92.html
  • testyi.bystrickaya.ru/aciklicheskie-i-aliciklicheskie-soedineniya-rabochaya-programma-po-discipline-organicheskaya-himiya-dlya-napravleniya.html
  • desk.bystrickaya.ru/otvette-na-voprosi-kak-raskrivaetsya-lichnost-veri-pavlovni-v-roditelskom-dome.html
  • urok.bystrickaya.ru/posle-suda-tri-mesyaca-cherez-buhariyu-i-hivu-na-reku-indus-vskore-tridcat-tisyach-kazakov-peresekut-volgu-i-uglubyatsya.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/rekomendacii-50-slushaniya-po-problemam-bezopasnosti-voennoj-sluzhbi-i-preduprezhdeniya-gibeli-voennosluzhashih-54-rekomendacii-54-stranica-9.html
  • writing.bystrickaya.ru/dermatologiya-venerologiya-svodnij-ukazatel.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/termicheskaya-obrabotka-i-termomehanicheskaya-obrabotka-obsadnih-trub-iz-stali-36g2s-chast-2.html
  • institute.bystrickaya.ru/fenomen-zabveniya-v-razvitii-kulturi-09-00-13-religiovedenie-filosofskaya-antropologiya-filosofiya-kulturi.html
  • doklad.bystrickaya.ru/vnutrishkolnij-kontrol-plan-raboti-na-2010-2011uchebnij-god-soderzhanie.html
  • report.bystrickaya.ru/kniga-kotoruyu-vi-derzhite-v-rukah-voznikla-blagodarya-telefonnomu-stranica-6.html
  • desk.bystrickaya.ru/organizaciya-raboti-po-formirovaniyu-zozh-u-detej-prozhivayushih-v-usloviyah-gorodskoj-i-selskoj-mestnosti.html
  • learn.bystrickaya.ru/federalnij-fond-obyazatelnogo-medicinskogo-strahovaniya.html
  • urok.bystrickaya.ru/pozharskij-municipalnij-rajon-plan-meropriyatij-po-profilaktike-terrorizma-i-ekstremizma-provodimih-v-municipalnih.html
  • shpora.bystrickaya.ru/zapadnoevropejskoe-iskusstvo-ot-dzhotto-do-rembrandta.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/commonwealth-of-independent-states.html
  • spur.bystrickaya.ru/magisterrskaya-programma-kafedra-ekologii-cheloveka-ekologicheskogo-fakulteta-nazvanie-kursa.html
  • knigi.bystrickaya.ru/sekciya-4-metodiki-kontrolya-znanij-obuchaemih-stranica-3.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/kak-pomoch-raskritsya-muzhchine-kotorogo-vi-lyubite.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/referat-po-socialnoj-filosofii-filosofiya-istorii-g-gegelya.html
  • tests.bystrickaya.ru/kormovie-dobavki-kotorie-ispolzuyutsya-v-pticevodstve-ssha-britsman-d-lekcii-po-proizvodstvu-kombikormov-samara-1996-71-s.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/metodika-provedeniya-konkursa-na-zameshenie-vakantnoj-dolzhnosti-municipalnoj-sluzhbi-v-administracii-hanti-mansijskogo-rajona.html
  • books.bystrickaya.ru/deracii-ona-nositel-i-hranitel-osoboj-teatralnoj-kulturi-gde-cel-i-zadacha-berezhnoe-posledovatelnoe-sohranenie-bogatogo-tvorcheskogo-naslediya-osnovat-stranica-8.html
  • diploma.bystrickaya.ru/vozbuzhdenie-grazhdanskogo-dela-chast-6.html
  • klass.bystrickaya.ru/ao-nezavisimoe-agentstvo-independent-marketing-marketing-i-konsalting-consulting-agency-jsc.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/razdel-1-istoriya-bibliografii-v-rossii-i-za-rubezhom-bibliotechno-informacionnaya-deyatelnost.html
  • urok.bystrickaya.ru/programma-o-bilij-d-f-n-institut-filosofii-nanu-voennaya-dominanta-rossijskoj-civilizacii-i-krah-sssr-yu-ya-tereshenko-k-i-n-istoricheskij-fakultet-mgu-istoriya-rossijsko-ukrainskogo-razvoda.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-4-urok-kadetov-stolipin-otec-russkoj-revolyucii.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.