.RU

В.П. Чудинова 9. Чтение в контексте развития информационного общества - В. П. Чудинова Поддержка детского чтения наша общая задача 2


^ В.П. Чудинова
9. Чтение в контексте развития информационного общества
//http://teacher.fio.ru/news.php?n=29324&c=1441


В этой, последней публикации нашего цикла статей «Недетские проблемы детского чтения» мы хотим остановиться на еще одном ракурсе проблемы: роли «Человека читающего» как человека информационно грамотного – подготовленного для жизни в развивающемся информационном обществе. Мы рассмотрим лишь некоторые аспекты проблемы поддержки детского чтения и обучения школьников с точки зрения развития у них культуры чтения – информационной культуры в контексте развития происходящих процессов.
^ Развитие информационного общества и «вызовы» для специалистов
Развитие в России информационного общества – задача настоящего и будущего, но одно совершенно ясно – жить в нем придется тем, кто сегодня является детьми. Именно они – жители будущего глобального мира, который будет состоять из многих информационных обществ разных стран. Строить же это общество придется, прежде всего, тем, кто сегодня работает с ИКТ, но не только тем, кто сегодня создает новую информационную инфраструктуру (инженерам, технологам, программистам), но также и учителям и библиотекарям.

Безусловно, главное при построении информационного общества - это четко оформленная в виде планов и программ государственная политика, однако изменение общества – это и задача самих граждан. С этой точки зрения, необходимо изменение сознания людей в ракурсе понимания происходящих процессов: что может дать информационное общество его гражданам и как можно способствовать его созданию.

Новые технологии кардинально меняют жизнь, и в этом плане информационное общество – это общество, в котором каждый гражданин может улучшить свою жизнь хотя бы тем, что он получает доступ к огромному количеству информации – и тем самым, к образованию и культурным ценностям. Сегодняшний этап развития в России информационного общества, затрагивает всех и каждого, и особенно тех, кто работает с детьми и информацией. Мы остановимся на нескольких главных (с нашей точки зрения) моментах, поскольку от знания их специалистами зависит, насколько они будут включены в происходящее. Именно от педагогов и библиотекарей во многом зависит, как скоро в России будет построено информационное общество и насколько оно будет демократичным и гуманным для его будущих граждан.

В последнее десятилетие многие страны мира демонстрируют новые подходы и политику, которая способна быстро продвинуть общество на новый уровень развития. Это сценарий формирования информационного общества с новой экономикой, которая основана на знаниях, и где акценты сделаны на развитие науки, инноваций, информационной индустрии, образования и культуры.

Построение информационного общества в последнее десятилетие стало стратегической целью для многих стран. Так, в США в 1993 г. был принят план развития глобальной информационной инфраструктуры, в Канаде стала развиваться «Информационная магистраль». В 1994 г. Европейское сообщество поставило в числе приоритетных задач создание в странах Европы информационного общества, для чего был создан проект «Электронная Европа», куда вошли специальные планы по развитию культуры и образования.

В информационном обществе происходит расширение границ общения во всех сферах человеческой деятельности, идет увеличение разнообразия и возможности выбора, расширяются возможности для сотрудничества и кооперации специалистов в различных сферах науки и практики. Главное значение здесь имеют именно люди – их знания и компетентность.

Одним из важнейших направлений деятельности ЮНЕСКО в последние годы также является развитие идей построения такого информационного общества, в котором будет преодолен разрыв между «информационно бедными» и «информационно богатыми» странами, а каждому гражданину планеты гарантирован свободный доступ к сокровищам мировой культуры, информации и знаний. Решению этой глобальной проблемы призвана содействовать Программа ЮНЕСКО «Информация для всех»36. В конце 2000 года в соответствии с поручением Комиссии Российской Федерации по делам ЮНЕСКО был сформирован Российский комитет Программы. В состав Комитета вошли представители органов государственной власти Российской Федерации, учреждений образования, науки, культуры и коммуникаций, общественных объединений и коммерческих структур, участвующих в разработке и реализации российской политики в сфере информатизации, знающие зарубежный и российский опыт по созданию и поддержке сетей учреждений и виртуальных сообществ. Ниже мы будем ссылаться на информацию членов Российского комитета, участвующих в реализации данной программы, - Е.И.Кузьмина и А.А.Демидова37.

Одна из главных целей программы состоит в разработке инструментария и последующей эффективной реализации базовых элементов для построения глобального информационного общества и общества знаний.

Само название новой программы — «Информация для всех» — говорит о том, что мировое сообщество претерпело существенную эволюцию в осознании рассматриваемой проблемы: раньше она воспринималась, прежде всего, как техническая и технологическая, а сегодня, в первую очередь как гуманитарная, социальная и политическая. Те, кто стоит в центре мировой дискуссии и их организует, всё больше понимают, что во главу угла новой мировой информационной политики ставиться не технологии и даже не сама информация, а её создатель и конечный потребитель — человек.

Основной предмет Программы — это информационная политика, ориентированная на человека, развитие его потенциала, ресурсов, навыков и знаний. Новейшие информационные и коммуникационные технологии помогают развитию, в значительной степени являются его залогом, но сами по себе технологии не обеспечивают равноправного доступа к информации для всех. Люди должны быть максимально вовлечены в участие в мировых процессах, поскольку каждый человек должен получить максимум преимуществ от свободного и эффективного доступа к информации. Программа должна содействовать уменьшению разрыва между информационно богатыми и информационно бедными: странами, социальными группами, отдельными людьми.

В соответствии с мандатом ЮНЕСКО, предоставленным Программе “Информация для всех”, она должна сыграть ключевую роль в осуществлении политики ЮНЕСКО — повсеместно способствовать развитию «образования для всех», «свободному обмену информацией и знаниями» и увеличению средств коммуникации между людьми.

Сегодня ряд развитых, а также развивающихся стран мира вкладывают большие инвестиции в программы построения своих информационных обществ.

В 2000 г. Окинавская хартия глобального информационного общества была подписана главами семи ведущих стран мира и Президентом России В. В. Путиным. Подписание этого документа является свидетельством нового курса России на вхождение в информационное общество, изменения в системе экономических приоритетов, а также социальных институтов общества с использованием ИКТ.

Сегодня в России есть государственные и общественные структуры и специалисты, которые являются лидерами и инициаторами происходящих процессов. Однако, несмотря на ряд принятых документов, пока что на всех уровнях власти недостаточно осмыслены и сформулированы стратегические цели, соответствующие тенденциям и законам современного движения страны к информационному обществу.

Вместе с тем, в последние годы в этом процессе возрастает роль государства. Были приняты и реализуются ряд федеральных программ, прежде всего в области образования, совершенствования государственного управления и развития информационной инфраструктуры. Был принят также ряд государственных целевых программ38. Однако, пока что эти программы разрознены и недостаточно скоординированы. Кроме того, во многих из них нет видения новых задач, стоящих перед педагогами и библиотекарями.

По мере развития информационного общества, при постепенном решении проблемы доступа населения к информации, это приводит к возрастанию возможностей в ее выборе. А это, в свою очередь, меняет требования к личностным качествам человека, выдвигая на первый план такие качества, как: умение собрать информацию для решения задачи, способность анализировать и обобщать, умение быстро ориентироваться в глобальном информационном пространстве и др.

Сегодня главной из насущных задач, с нашей точки зрения, является подготовка школьников к жизни в глобальном информационном обществе будущего: обучение их новым видам грамотности (и шире – культуры личности), а именно - читательской и информационной грамотности (а также компьютерной грамотности и медиаграмотности).

В новой, уже развивающейся в России ситуации школьник с помощью новых информационных и телекоммуникационных технологий включается в бескрайнее информационное пространство. Готовы ли к этому наши детей и подростки? Насколько и как учит этому сегодня школа? Где и как создаются условия для того, чтобы школьники могли освоить комплекс знаний и умений работать с информацией?

На основании результатов ряда исследований мы утверждаем, что – нет: школьники к этому не готовы (в преобладающем большинстве), и школа учит этому совершенно недостаточно. Что же касается условий, то пока что в полной мере не осознается простая истина: главная площадка для этой работы – это школьная библиотека - медиацентр, которая при обучении школьников читательской и информационной культуре начинает играть центральную роль. Вместе с учителем чтения и учителем, обучающим школьников информационной культуре, школьный библиотекарь также участвует в этом процессе как библиотекарь-педагог. Помогать ему в этом процессе призваны библиотекари специализированных детских и юношеских библиотек (а также многих других). И такая работа уже ведется во многих регионах страны.

vserossijskaya-nauchno-prakticheskaya-konferenciya-eroshevskie-chteniya-2012-g-samara-29-iyunya-01-iyulya-2012-g.html
vserossijskaya-nauchno-prakticheskaya-konferenciya-krasnodar.html
vserossijskaya-nauchno-prakticheskaya-konferenciya-neinfekcionnie-zabolevaniya-i-zdorove-naseleniya-rossii.html
vserossijskaya-nauchno-prakticheskaya-konferenciya-potencial-i-perspektivi-rossii-v-usloviyah-globalizacii.html
vserossijskaya-nauchno-prakticheskaya-konferenciya-s-mezhdunarodnim-uchastiem-sovremennie-podhodi-k-kompleksnoj-reabilitacii-detej-s-narusheniem-sluha-25-26-apr-2006-g.html
vserossijskaya-nauchno-prakticheskaya-konferenciya-sosudistie-zabolevaniya-nervnoj-sistemi-posvyashennaya-100-letiyu-so-dnya-rozhdeniya-vidayushegosya-otechestvennogo-nevrologa.html
  • crib.bystrickaya.ru/iiscenarii-razvitiya-primorskogo-kraya-nastoyashaya-strategiya-socialno-ekonomicheskogo-razvitiya-primorskogo-kraya-do.html
  • knigi.bystrickaya.ru/shagi-kursa-fotochtenie-kak-sistema-celostnogo-mishleniya-pervaya-uluchshenie-sposobnostej-istoki-fotochteniya.html
  • institute.bystrickaya.ru/etapi-postroeniya-i-realizacii-koncepcii-vospitatelnoj-sistemi-programmi-vospitatelnoj-deyatelnosti-zaharova.html
  • report.bystrickaya.ru/igri-po-pravilam-dorozhnogo-dvizheniya-metodicheskie-razrabotki-po-oznakomleniyu-detej-s-pravilami-dorozhnogo-dvizheniya-g-kachkanar.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/n-m-menkova-vozvishennoe-i-zemnoe.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-specialnost-080502-ekonomika-i-upravlenie-na-predpriyatii-torgovli.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/sushnost-socialno-otvetstvennoj-politiki.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/vneshnyaya-ocenka-kachestva-znanij-uchashihsya-rezultati-mezhdunarodnih-issledovanij-timss-pisa.html
  • universitet.bystrickaya.ru/triada-lesoupravlenie-lesoustrojstvo-i-lesnaya-ekonomika-v-trudah-prof-m-m-orlova-stranica-4.html
  • nauka.bystrickaya.ru/ujti-nelzya-ostatsya-propaganda-sporta-i-realizaciya-federalnoj-celevoj-programmi-razvitie-fizicheskoj-kulturi.html
  • apprentice.bystrickaya.ru/vi-dal-sobiratel-russkogo-slova.html
  • literatura.bystrickaya.ru/sergejcev-timofej-nikolaevich-predislovie-sostavitelya.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/kprf-ne-uverena-chto-putin-stal-liderom-edinoj-rossii-grizlov-b-v-monitoring-smi-19-21.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/priemnaya-nasosnaya-stanciya-federalnoe-gosudarstvennoe-obrazovatelnoe-uchrezhdenie-visshego-professionalnogo-obrazovaniya.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/referat-na-temu-vegetativnaya-nervnaya-sistema.html
  • gramota.bystrickaya.ru/zhenya-i-serega-babini-magnit-dlya-priklyuchenij-ostrosyuzhetnaya-poznavatelno-razvlekatelnaya-povest-dlya-detej-srednego-i-starshego-shkolnogo-vozrasta-stranica-3.html
  • composition.bystrickaya.ru/podsekciya-13-priglasitelnij-bilet-i-programma-iii-vserossijskoj-molodezhnoj-nauchno-tehnicheskoj-konferencii-budushee.html
  • doklad.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-po-istorii-srednih-vekov-dlya-dnevnogo-otdeleniya-stranica-57.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/sovremennij-russkij-literaturnij-yazik-i-ego-podsistemi.html
  • spur.bystrickaya.ru/lekciya-4-zarozhdenie-rascvet-i-zakat-drevnej-rimskoj-kurs-lekcij-rekomendovan-ministerstvom-kulturi-rossijskoj.html
  • composition.bystrickaya.ru/otchet-o-rezultatah-samoobsledovaniya-altajskogo-filiala-fgou-vpo-sibirskaya-akademiya-gosudarstvennoj-sluzhbi-stranica-7.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/gazeta-rbk-daily-220910-gazeta-gudok-200910-modnij-prigovor.html
  • predmet.bystrickaya.ru/rezidor-hotel-group-otkrila-pyatij-otel-v-moskve-press-obzor-rinka-nedvizhimosti-s-08-iyunya-po-14-iyunya-2011-goda.html
  • notebook.bystrickaya.ru/ispolzovanie-resursov-bibliotek-v-kurse-literatura-zabajkalya-ch-ii-obnovlenie-soderzhaniya-obrazovaniya-v-usloviyah.html
  • thescience.bystrickaya.ru/kantyo-masutacu-oyama-i-hansi-stiv-arnejl.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/analiz-investicionnoj-privlekatelnosti-gorodskogo-okruga-tolyatti-i-viyavlenie-prichin-sderzhivayushih-pritoki-investicij-v-gorodskoj-okrug-tolyatti-stranica-7.html
  • spur.bystrickaya.ru/literatura-vvedenie-predstavleniya-o-novoj-problematike-ploho-vyazhutsya-s-fenomenom-kulturi-predmeta-pristalnogo-vnimaniya-i-issledovaniya-so-vremen-gerodota-i-dazhe-bolee-rannih-esli-uchest-chto-i-sa-stranica-21.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/nalogooblozhenie-nedvizhimosti-chast-6.html
  • studies.bystrickaya.ru/krivie-na-ploskosti.html
  • universitet.bystrickaya.ru/t-m-blisov-ekologiyali-kartografiyalau.html
  • bukva.bystrickaya.ru/poliklinika-2-egorevskaya-centralnaya-rajonnaya-bolnica.html
  • spur.bystrickaya.ru/m-v-mehonoshina-materiali-sistematizirovani-regionalnim-innovacionnim-nauchno-obrazovatelnim-centrom-pgtu-pod-redakciej-doktora-tehnicheskih-nauk-professora-v-m-vinokura-stranica-8.html
  • spur.bystrickaya.ru/ltti-pedogogikadai-adamgershlk-estetikali-trbie-elmzd-prezident-n-nazarbaev-azastanni-bolashai-oamni-ideyali-brlgnde.html
  • grade.bystrickaya.ru/naimenovanie-programmi-razvitie-potrebitelskoj-kooperacii-v-kaluzhskoj-oblasti-na-2008-2012-godi-dalee-programma-zakazchik-programmi-ministerstvo-selskogo-hozyajstva-kaluzhskoj-oblasti.html
  • grade.bystrickaya.ru/metodicheskie-ukazaniya-po-podgotovke-i-zashite-vipusknoj-kvalifikacionnoj-raboti-dlya-studentov-specialnosti-svyazi-s-obshestvennostyu-stranica-5.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.