.RU

В.П. Чудинова 9. Чтение в контексте развития информационного общества - В. П. Чудинова Поддержка детского чтения наша общая задача 2


^ В.П. Чудинова
9. Чтение в контексте развития информационного общества
//http://teacher.fio.ru/news.php?n=29324&c=1441


В этой, последней публикации нашего цикла статей «Недетские проблемы детского чтения» мы хотим остановиться на еще одном ракурсе проблемы: роли «Человека читающего» как человека информационно грамотного – подготовленного для жизни в развивающемся информационном обществе. Мы рассмотрим лишь некоторые аспекты проблемы поддержки детского чтения и обучения школьников с точки зрения развития у них культуры чтения – информационной культуры в контексте развития происходящих процессов.
^ Развитие информационного общества и «вызовы» для специалистов
Развитие в России информационного общества – задача настоящего и будущего, но одно совершенно ясно – жить в нем придется тем, кто сегодня является детьми. Именно они – жители будущего глобального мира, который будет состоять из многих информационных обществ разных стран. Строить же это общество придется, прежде всего, тем, кто сегодня работает с ИКТ, но не только тем, кто сегодня создает новую информационную инфраструктуру (инженерам, технологам, программистам), но также и учителям и библиотекарям.

Безусловно, главное при построении информационного общества - это четко оформленная в виде планов и программ государственная политика, однако изменение общества – это и задача самих граждан. С этой точки зрения, необходимо изменение сознания людей в ракурсе понимания происходящих процессов: что может дать информационное общество его гражданам и как можно способствовать его созданию.

Новые технологии кардинально меняют жизнь, и в этом плане информационное общество – это общество, в котором каждый гражданин может улучшить свою жизнь хотя бы тем, что он получает доступ к огромному количеству информации – и тем самым, к образованию и культурным ценностям. Сегодняшний этап развития в России информационного общества, затрагивает всех и каждого, и особенно тех, кто работает с детьми и информацией. Мы остановимся на нескольких главных (с нашей точки зрения) моментах, поскольку от знания их специалистами зависит, насколько они будут включены в происходящее. Именно от педагогов и библиотекарей во многом зависит, как скоро в России будет построено информационное общество и насколько оно будет демократичным и гуманным для его будущих граждан.

В последнее десятилетие многие страны мира демонстрируют новые подходы и политику, которая способна быстро продвинуть общество на новый уровень развития. Это сценарий формирования информационного общества с новой экономикой, которая основана на знаниях, и где акценты сделаны на развитие науки, инноваций, информационной индустрии, образования и культуры.

Построение информационного общества в последнее десятилетие стало стратегической целью для многих стран. Так, в США в 1993 г. был принят план развития глобальной информационной инфраструктуры, в Канаде стала развиваться «Информационная магистраль». В 1994 г. Европейское сообщество поставило в числе приоритетных задач создание в странах Европы информационного общества, для чего был создан проект «Электронная Европа», куда вошли специальные планы по развитию культуры и образования.

В информационном обществе происходит расширение границ общения во всех сферах человеческой деятельности, идет увеличение разнообразия и возможности выбора, расширяются возможности для сотрудничества и кооперации специалистов в различных сферах науки и практики. Главное значение здесь имеют именно люди – их знания и компетентность.

Одним из важнейших направлений деятельности ЮНЕСКО в последние годы также является развитие идей построения такого информационного общества, в котором будет преодолен разрыв между «информационно бедными» и «информационно богатыми» странами, а каждому гражданину планеты гарантирован свободный доступ к сокровищам мировой культуры, информации и знаний. Решению этой глобальной проблемы призвана содействовать Программа ЮНЕСКО «Информация для всех»36. В конце 2000 года в соответствии с поручением Комиссии Российской Федерации по делам ЮНЕСКО был сформирован Российский комитет Программы. В состав Комитета вошли представители органов государственной власти Российской Федерации, учреждений образования, науки, культуры и коммуникаций, общественных объединений и коммерческих структур, участвующих в разработке и реализации российской политики в сфере информатизации, знающие зарубежный и российский опыт по созданию и поддержке сетей учреждений и виртуальных сообществ. Ниже мы будем ссылаться на информацию членов Российского комитета, участвующих в реализации данной программы, - Е.И.Кузьмина и А.А.Демидова37.

Одна из главных целей программы состоит в разработке инструментария и последующей эффективной реализации базовых элементов для построения глобального информационного общества и общества знаний.

Само название новой программы — «Информация для всех» — говорит о том, что мировое сообщество претерпело существенную эволюцию в осознании рассматриваемой проблемы: раньше она воспринималась, прежде всего, как техническая и технологическая, а сегодня, в первую очередь как гуманитарная, социальная и политическая. Те, кто стоит в центре мировой дискуссии и их организует, всё больше понимают, что во главу угла новой мировой информационной политики ставиться не технологии и даже не сама информация, а её создатель и конечный потребитель — человек.

Основной предмет Программы — это информационная политика, ориентированная на человека, развитие его потенциала, ресурсов, навыков и знаний. Новейшие информационные и коммуникационные технологии помогают развитию, в значительной степени являются его залогом, но сами по себе технологии не обеспечивают равноправного доступа к информации для всех. Люди должны быть максимально вовлечены в участие в мировых процессах, поскольку каждый человек должен получить максимум преимуществ от свободного и эффективного доступа к информации. Программа должна содействовать уменьшению разрыва между информационно богатыми и информационно бедными: странами, социальными группами, отдельными людьми.

В соответствии с мандатом ЮНЕСКО, предоставленным Программе “Информация для всех”, она должна сыграть ключевую роль в осуществлении политики ЮНЕСКО — повсеместно способствовать развитию «образования для всех», «свободному обмену информацией и знаниями» и увеличению средств коммуникации между людьми.

Сегодня ряд развитых, а также развивающихся стран мира вкладывают большие инвестиции в программы построения своих информационных обществ.

В 2000 г. Окинавская хартия глобального информационного общества была подписана главами семи ведущих стран мира и Президентом России В. В. Путиным. Подписание этого документа является свидетельством нового курса России на вхождение в информационное общество, изменения в системе экономических приоритетов, а также социальных институтов общества с использованием ИКТ.

Сегодня в России есть государственные и общественные структуры и специалисты, которые являются лидерами и инициаторами происходящих процессов. Однако, несмотря на ряд принятых документов, пока что на всех уровнях власти недостаточно осмыслены и сформулированы стратегические цели, соответствующие тенденциям и законам современного движения страны к информационному обществу.

Вместе с тем, в последние годы в этом процессе возрастает роль государства. Были приняты и реализуются ряд федеральных программ, прежде всего в области образования, совершенствования государственного управления и развития информационной инфраструктуры. Был принят также ряд государственных целевых программ38. Однако, пока что эти программы разрознены и недостаточно скоординированы. Кроме того, во многих из них нет видения новых задач, стоящих перед педагогами и библиотекарями.

По мере развития информационного общества, при постепенном решении проблемы доступа населения к информации, это приводит к возрастанию возможностей в ее выборе. А это, в свою очередь, меняет требования к личностным качествам человека, выдвигая на первый план такие качества, как: умение собрать информацию для решения задачи, способность анализировать и обобщать, умение быстро ориентироваться в глобальном информационном пространстве и др.

Сегодня главной из насущных задач, с нашей точки зрения, является подготовка школьников к жизни в глобальном информационном обществе будущего: обучение их новым видам грамотности (и шире – культуры личности), а именно - читательской и информационной грамотности (а также компьютерной грамотности и медиаграмотности).

В новой, уже развивающейся в России ситуации школьник с помощью новых информационных и телекоммуникационных технологий включается в бескрайнее информационное пространство. Готовы ли к этому наши детей и подростки? Насколько и как учит этому сегодня школа? Где и как создаются условия для того, чтобы школьники могли освоить комплекс знаний и умений работать с информацией?

На основании результатов ряда исследований мы утверждаем, что – нет: школьники к этому не готовы (в преобладающем большинстве), и школа учит этому совершенно недостаточно. Что же касается условий, то пока что в полной мере не осознается простая истина: главная площадка для этой работы – это школьная библиотека - медиацентр, которая при обучении школьников читательской и информационной культуре начинает играть центральную роль. Вместе с учителем чтения и учителем, обучающим школьников информационной культуре, школьный библиотекарь также участвует в этом процессе как библиотекарь-педагог. Помогать ему в этом процессе призваны библиотекари специализированных детских и юношеских библиотек (а также многих других). И такая работа уже ведется во многих регионах страны.

vserossijskaya-nauchno-prakticheskaya-konferenciya-eroshevskie-chteniya-2012-g-samara-29-iyunya-01-iyulya-2012-g.html
vserossijskaya-nauchno-prakticheskaya-konferenciya-krasnodar.html
vserossijskaya-nauchno-prakticheskaya-konferenciya-neinfekcionnie-zabolevaniya-i-zdorove-naseleniya-rossii.html
vserossijskaya-nauchno-prakticheskaya-konferenciya-potencial-i-perspektivi-rossii-v-usloviyah-globalizacii.html
vserossijskaya-nauchno-prakticheskaya-konferenciya-s-mezhdunarodnim-uchastiem-sovremennie-podhodi-k-kompleksnoj-reabilitacii-detej-s-narusheniem-sluha-25-26-apr-2006-g.html
vserossijskaya-nauchno-prakticheskaya-konferenciya-sosudistie-zabolevaniya-nervnoj-sistemi-posvyashennaya-100-letiyu-so-dnya-rozhdeniya-vidayushegosya-otechestvennogo-nevrologa.html
  • esse.bystrickaya.ru/proizhod-na-teksta-shestnadeseta-lekciya-berlin-22-oktomvri-1905-g.html
  • essay.bystrickaya.ru/devochka-na-kachelyah-rasskazi-kusok-plastilina-volgo-vyatskoe.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/programma-vstupitelnogo-ispitaniya-v-forme-sobesedovaniya-po-napravleniyu-270800-68-stroitelstvo-dlya-magisterskih-programm-270800-68-00-02-ekspertiza-i-upravlenie-nedvizhimostyu.html
  • turn.bystrickaya.ru/ploshad-ga-zapas-tis-kbm-lesohozyajstvennij-reglament.html
  • lecture.bystrickaya.ru/a-i-abzalova-na-apparatnom-soveshanii-09-04-2012.html
  • doklad.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-po-kursu-psihologi-ya-032900-russkij-yazik-i-literatura-stranica-26.html
  • school.bystrickaya.ru/dokumenti-kak-istochniki-dokazatelstv.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/problemi-metodologii-udk37013037324-obrazovanie-i-nauka-izvestiya-uralskogo-otdeleniya-rossijskoj.html
  • college.bystrickaya.ru/12-poryadok-kontrolya-za-soblyudeniem-reglamenta-peregovorov-uchastnikami-perevozochnogo-processa.html
  • urok.bystrickaya.ru/predvaritelnaya-programma-2-oj-nauchno-prakticheskoj-konferencii-informacionnie-tehnologii-v-medicinskih-bibliotekah-yaroslavl-20-23-oktyabrya-2010-goda.html
  • learn.bystrickaya.ru/ezhekvartalnij-otchet-otkritoe-akcionernoe-obshestvo-kaluzhskaya-sbitovaya-kompaniya-ukazivaetsya-polnoe-firmennoe-naimenovanie-dlya-nekommercheskoj-organizacii-naimenovanie-emitenta-stranica-11.html
  • lecture.bystrickaya.ru/amin-korol-bastiliya-valentin-pikul-perom-i-shpagoj.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-tehnicheskie-izmereniya.html
  • bukva.bystrickaya.ru/pravitelstvo-penzenskoj-oblasti-postanovlenie-stranica-4.html
  • letter.bystrickaya.ru/oblastnoe-nauchnoe-obshestvo-uchashihsya-poisk-stranica-2.html
  • klass.bystrickaya.ru/5-sovremennij-hozyajstvennij-mehanizm-speckurs-dlya-studentov-ekonomicheckih-specialnostej-rostov-na-donu.html
  • abstract.bystrickaya.ru/22-rinochnaya-kapitalizaciya-emitenta-1-kratkie-svedeniya-o-licah-vhodyashih-v-sostav-organov-upravleniya-emitenta.html
  • knigi.bystrickaya.ru/sovremennij-ruminskij-detektiv-stranica-4.html
  • predmet.bystrickaya.ru/soderzhanie-ekzoticheskih-vidov-zhivotnih-podpadayushih-pod-dejstvie-konvencii-o-torgovle-dikimi-vidami-fauni-i-flori-nahodyashimisya-pod-ugrozoj-ischeznoveniya-sites.html
  • spur.bystrickaya.ru/lekcii-3-4-dohodi-i-rashodi-model-kejnsianskogo-kresta-opornij-konspekt-lekcij-po-makroekonomike-avtor-fridman-a-a.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/etnografchnij-rajon-karpat-chast-4.html
  • desk.bystrickaya.ru/otchet-po-itogam-raboti-resursnogo-centra-torgovli-i-obshestvennogo-pitaniya-za-2011-2012-uchebnij-god-ogbou-spo-kostromskoj-tehnikum-torgovli-i-pitaniya.html
  • writing.bystrickaya.ru/1-ponyatie-prestupnosti-sootnoshenie-prestupnosti-i-prestuplenij-rabochaya-programma-kriminologiya-specialnost.html
  • crib.bystrickaya.ru/instrukciya-po-deloproizvodstvu-v-administracii-molvotickogo-selskogo-poseleniya-stranica-5.html
  • diploma.bystrickaya.ru/yaponskaya-kuhnya-chast-6.html
  • paragraf.bystrickaya.ru/zakonopolozhiteltnie-knigi-predislovie.html
  • uchit.bystrickaya.ru/tema-1-proishozhdenie-grecheskoj-tragedii-narodnaya-hudozhestvennaya-kultura.html
  • turn.bystrickaya.ru/polozhenie-o-poryadke-soprovozhdeniya-passazhirskih-poezdov-komandnim-revizorsko-instruktorskim-i-dispetcherskim-sostavom-zheleznoj-dorogi-ustanavlivaet.html
  • desk.bystrickaya.ru/otchet-po-kontrolnoj-i-pravoprimenitelnoj-deyatelnosti-departamenta-za-1-polugodie-2011-goda-g-astana-stranica-10.html
  • uchit.bystrickaya.ru/tipovaya-uchebnaya-programma-disciplini-ps-tupd-soglasovano-utverzhdayu.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/selskohozyajstvennie-mashini.html
  • school.bystrickaya.ru/istoriya-razvitiya-televideniya-v-belarusi-chast-2.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/kak-vi-vpervie-zainteresovalis-torgovlej-volkov-a-redaktori-perevoda-gorshkov-k-g-samotaev-i-v-shvager-d.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/viktor-suvorov-akvarium-stranica-59.html
  • report.bystrickaya.ru/issledovanie-gendernih-otnoshenij-postepenno-stanovitsya-neotemlemoj-chastyu-bolshinstva-socialnih-i-gumanitarnih-nauk-ne-isklyuchenie-i-teoreticheskaya-i-prikladnaya-sociologiya.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.