В.П. Чудинова 9. Чтение в контексте развития информационного общества - В. П. Чудинова Поддержка детского чтения наша общая задача 2
.RU

В.П. Чудинова 9. Чтение в контексте развития информационного общества - В. П. Чудинова Поддержка детского чтения наша общая задача 2


^ В.П. Чудинова
9. Чтение в контексте развития информационного общества
//http://teacher.fio.ru/news.php?n=29324&c=1441


В этой, последней публикации нашего цикла статей «Недетские проблемы детского чтения» мы хотим остановиться на еще одном ракурсе проблемы: роли «Человека читающего» как человека информационно грамотного – подготовленного для жизни в развивающемся информационном обществе. Мы рассмотрим лишь некоторые аспекты проблемы поддержки детского чтения и обучения школьников с точки зрения развития у них культуры чтения – информационной культуры в контексте развития происходящих процессов.
^ Развитие информационного общества и «вызовы» для специалистов
Развитие в России информационного общества – задача настоящего и будущего, но одно совершенно ясно – жить в нем придется тем, кто сегодня является детьми. Именно они – жители будущего глобального мира, который будет состоять из многих информационных обществ разных стран. Строить же это общество придется, прежде всего, тем, кто сегодня работает с ИКТ, но не только тем, кто сегодня создает новую информационную инфраструктуру (инженерам, технологам, программистам), но также и учителям и библиотекарям.

Безусловно, главное при построении информационного общества - это четко оформленная в виде планов и программ государственная политика, однако изменение общества – это и задача самих граждан. С этой точки зрения, необходимо изменение сознания людей в ракурсе понимания происходящих процессов: что может дать информационное общество его гражданам и как можно способствовать его созданию.

Новые технологии кардинально меняют жизнь, и в этом плане информационное общество – это общество, в котором каждый гражданин может улучшить свою жизнь хотя бы тем, что он получает доступ к огромному количеству информации – и тем самым, к образованию и культурным ценностям. Сегодняшний этап развития в России информационного общества, затрагивает всех и каждого, и особенно тех, кто работает с детьми и информацией. Мы остановимся на нескольких главных (с нашей точки зрения) моментах, поскольку от знания их специалистами зависит, насколько они будут включены в происходящее. Именно от педагогов и библиотекарей во многом зависит, как скоро в России будет построено информационное общество и насколько оно будет демократичным и гуманным для его будущих граждан.

В последнее десятилетие многие страны мира демонстрируют новые подходы и политику, которая способна быстро продвинуть общество на новый уровень развития. Это сценарий формирования информационного общества с новой экономикой, которая основана на знаниях, и где акценты сделаны на развитие науки, инноваций, информационной индустрии, образования и культуры.

Построение информационного общества в последнее десятилетие стало стратегической целью для многих стран. Так, в США в 1993 г. был принят план развития глобальной информационной инфраструктуры, в Канаде стала развиваться «Информационная магистраль». В 1994 г. Европейское сообщество поставило в числе приоритетных задач создание в странах Европы информационного общества, для чего был создан проект «Электронная Европа», куда вошли специальные планы по развитию культуры и образования.

В информационном обществе происходит расширение границ общения во всех сферах человеческой деятельности, идет увеличение разнообразия и возможности выбора, расширяются возможности для сотрудничества и кооперации специалистов в различных сферах науки и практики. Главное значение здесь имеют именно люди – их знания и компетентность.

Одним из важнейших направлений деятельности ЮНЕСКО в последние годы также является развитие идей построения такого информационного общества, в котором будет преодолен разрыв между «информационно бедными» и «информационно богатыми» странами, а каждому гражданину планеты гарантирован свободный доступ к сокровищам мировой культуры, информации и знаний. Решению этой глобальной проблемы призвана содействовать Программа ЮНЕСКО «Информация для всех»36. В конце 2000 года в соответствии с поручением Комиссии Российской Федерации по делам ЮНЕСКО был сформирован Российский комитет Программы. В состав Комитета вошли представители органов государственной власти Российской Федерации, учреждений образования, науки, культуры и коммуникаций, общественных объединений и коммерческих структур, участвующих в разработке и реализации российской политики в сфере информатизации, знающие зарубежный и российский опыт по созданию и поддержке сетей учреждений и виртуальных сообществ. Ниже мы будем ссылаться на информацию членов Российского комитета, участвующих в реализации данной программы, - Е.И.Кузьмина и А.А.Демидова37.

Одна из главных целей программы состоит в разработке инструментария и последующей эффективной реализации базовых элементов для построения глобального информационного общества и общества знаний.

Само название новой программы — «Информация для всех» — говорит о том, что мировое сообщество претерпело существенную эволюцию в осознании рассматриваемой проблемы: раньше она воспринималась, прежде всего, как техническая и технологическая, а сегодня, в первую очередь как гуманитарная, социальная и политическая. Те, кто стоит в центре мировой дискуссии и их организует, всё больше понимают, что во главу угла новой мировой информационной политики ставиться не технологии и даже не сама информация, а её создатель и конечный потребитель — человек.

Основной предмет Программы — это информационная политика, ориентированная на человека, развитие его потенциала, ресурсов, навыков и знаний. Новейшие информационные и коммуникационные технологии помогают развитию, в значительной степени являются его залогом, но сами по себе технологии не обеспечивают равноправного доступа к информации для всех. Люди должны быть максимально вовлечены в участие в мировых процессах, поскольку каждый человек должен получить максимум преимуществ от свободного и эффективного доступа к информации. Программа должна содействовать уменьшению разрыва между информационно богатыми и информационно бедными: странами, социальными группами, отдельными людьми.

В соответствии с мандатом ЮНЕСКО, предоставленным Программе “Информация для всех”, она должна сыграть ключевую роль в осуществлении политики ЮНЕСКО — повсеместно способствовать развитию «образования для всех», «свободному обмену информацией и знаниями» и увеличению средств коммуникации между людьми.

Сегодня ряд развитых, а также развивающихся стран мира вкладывают большие инвестиции в программы построения своих информационных обществ.

В 2000 г. Окинавская хартия глобального информационного общества была подписана главами семи ведущих стран мира и Президентом России В. В. Путиным. Подписание этого документа является свидетельством нового курса России на вхождение в информационное общество, изменения в системе экономических приоритетов, а также социальных институтов общества с использованием ИКТ.

Сегодня в России есть государственные и общественные структуры и специалисты, которые являются лидерами и инициаторами происходящих процессов. Однако, несмотря на ряд принятых документов, пока что на всех уровнях власти недостаточно осмыслены и сформулированы стратегические цели, соответствующие тенденциям и законам современного движения страны к информационному обществу.

Вместе с тем, в последние годы в этом процессе возрастает роль государства. Были приняты и реализуются ряд федеральных программ, прежде всего в области образования, совершенствования государственного управления и развития информационной инфраструктуры. Был принят также ряд государственных целевых программ38. Однако, пока что эти программы разрознены и недостаточно скоординированы. Кроме того, во многих из них нет видения новых задач, стоящих перед педагогами и библиотекарями.

По мере развития информационного общества, при постепенном решении проблемы доступа населения к информации, это приводит к возрастанию возможностей в ее выборе. А это, в свою очередь, меняет требования к личностным качествам человека, выдвигая на первый план такие качества, как: умение собрать информацию для решения задачи, способность анализировать и обобщать, умение быстро ориентироваться в глобальном информационном пространстве и др.

Сегодня главной из насущных задач, с нашей точки зрения, является подготовка школьников к жизни в глобальном информационном обществе будущего: обучение их новым видам грамотности (и шире – культуры личности), а именно - читательской и информационной грамотности (а также компьютерной грамотности и медиаграмотности).

В новой, уже развивающейся в России ситуации школьник с помощью новых информационных и телекоммуникационных технологий включается в бескрайнее информационное пространство. Готовы ли к этому наши детей и подростки? Насколько и как учит этому сегодня школа? Где и как создаются условия для того, чтобы школьники могли освоить комплекс знаний и умений работать с информацией?

На основании результатов ряда исследований мы утверждаем, что – нет: школьники к этому не готовы (в преобладающем большинстве), и школа учит этому совершенно недостаточно. Что же касается условий, то пока что в полной мере не осознается простая истина: главная площадка для этой работы – это школьная библиотека - медиацентр, которая при обучении школьников читательской и информационной культуре начинает играть центральную роль. Вместе с учителем чтения и учителем, обучающим школьников информационной культуре, школьный библиотекарь также участвует в этом процессе как библиотекарь-педагог. Помогать ему в этом процессе призваны библиотекари специализированных детских и юношеских библиотек (а также многих других). И такая работа уже ведется во многих регионах страны.

vserossijskaya-nauchno-prakticheskaya-konferenciya-eroshevskie-chteniya-2012-g-samara-29-iyunya-01-iyulya-2012-g.html
vserossijskaya-nauchno-prakticheskaya-konferenciya-krasnodar.html
vserossijskaya-nauchno-prakticheskaya-konferenciya-neinfekcionnie-zabolevaniya-i-zdorove-naseleniya-rossii.html
vserossijskaya-nauchno-prakticheskaya-konferenciya-potencial-i-perspektivi-rossii-v-usloviyah-globalizacii.html
vserossijskaya-nauchno-prakticheskaya-konferenciya-s-mezhdunarodnim-uchastiem-sovremennie-podhodi-k-kompleksnoj-reabilitacii-detej-s-narusheniem-sluha-25-26-apr-2006-g.html
vserossijskaya-nauchno-prakticheskaya-konferenciya-sosudistie-zabolevaniya-nervnoj-sistemi-posvyashennaya-100-letiyu-so-dnya-rozhdeniya-vidayushegosya-otechestvennogo-nevrologa.html
  • urok.bystrickaya.ru/pravila-nablyudenij-za-atmosfernimi-osadkami-1.html
  • school.bystrickaya.ru/administrativnoe-pravo-chast-8.html
  • spur.bystrickaya.ru/lan-audanini-2014-zhili-5-ajdai-leumettk-ekonomikali-damu-oritindilari-turali-anitama.html
  • universitet.bystrickaya.ru/tematicheskij-plan-izucheniya-disciplini-pp-naimenovanie-temi.html
  • gramota.bystrickaya.ru/yul-kachanov-rezervi-i-tupiki-marksistskoj-sociologii-celostnost-i-totalicizm.html
  • thescience.bystrickaya.ru/harakteristika-osnovnih-faktorov-i-uslovij-razvitiya-turizma-na-primere-estonii.html
  • writing.bystrickaya.ru/dokumentooborot-i-kontrol-za-ispolneniem-pravovih-aktov-otchet-o-deyatelnosti-administracii-beloyarskogo-rajona-za-2009-god-i.html
  • tests.bystrickaya.ru/metodicheskie-rekomendacii-po-razrabotke-dolzhnostnih-reglamentov-gosudarstvennih-grazhdanskih-sluzhashih-stranica-4.html
  • lecture.bystrickaya.ru/7-adepti-i-posledovateli-n-k-rerih-sudya-po-otrivkam-soobshennim-druzhestvennimi-chinovnikami-vse-eti-toma-polni.html
  • school.bystrickaya.ru/ekologicheskij-ideal-kak-faktor-povisheniya-ustojchivosti-socioprirodnoj-sistemi.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/v-storone-ot-trass-i-sueti.html
  • literatura.bystrickaya.ru/socialnie-i-pravovie-aspekti-problemi-bezdomnosti-v-rossii-po-materialam-mezhregionalnogo-issledovaniya-sankt-peterburg-stranica-5.html
  • predmet.bystrickaya.ru/severnij-kavkaz-otchet-o-podozritelnoj-deyatelnosti-kak-rabotaet-mirovaya-prachechnaya-po-otmivaniyu-prestupnih-deneg-64.html
  • tasks.bystrickaya.ru/1opisanie-processa-ukazaniya-i-rukovodyashie-principi-po-kategoriyam-istochnikov.html
  • school.bystrickaya.ru/formi-kontrolya-znanij-studentov-programma-disciplini-vvedite-nazvanie-disciplini-dlya-napravleniya-specialnosti.html
  • write.bystrickaya.ru/fenomen-odinochestva-opit-kulturologicheskogo-analiza.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/analiz-proizvodstvennohozyajstvennoj-deyatelnosti-rup-zavod-poluprovodnikovih-priborov-zppp-npo-integral.html
  • institut.bystrickaya.ru/uchastie-uchashihsya-v-konkursah-raznogo-urovnya-doklad-negosudarstvennogo-obsheobrazovatelnogo-uchrezhdeniya-pravoslavnaya.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-po-osnovam-bezopasnosti-zhiznedeyatelnosti-obzh-dlya-10-11-klassov-razrabotana-na-osnove-uchebnoj-programmi-pod-obshej-redakciej-a.html
  • grade.bystrickaya.ru/metodicheskoe-posobie-po-raschetu-normirovaniyu-i-kontrolyu-vibrosov-zagryaznyayushih-veshestv-v-atmosfernij-vozduh-stranica-6.html
  • urok.bystrickaya.ru/pozvolte-polyubopitstvovat-zakonodatelstvo-i-nauchno-tehnicheskij-progress.html
  • write.bystrickaya.ru/glava-3-albenga-i-gran-konlyue-v-poiskah-sokrovish-posejdona-pisarevskij-p-n-arheologiya-morya-goroda-korabli-poisk.html
  • institut.bystrickaya.ru/tablica-4-metodicheskie-ukazaniya-po-vipolneniyu-laboratornih-rabot-po-discipline-bezopasnost-zhiznedeyatelnosti.html
  • knigi.bystrickaya.ru/specialnost-080201-menedzhment-po-otraslyam-tyumenskij-gosudarstvennij-neftegazovij-universitet-spravochnik.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/programma-disciplini-opd-f-06-05-nacionalnaya-ekonomika-celi-i-zadachi-disciplini-cel-disciplini.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/pravovoj-rezhim-arkticheskoj-zoni-rossijskoj-federacii.html
  • holiday.bystrickaya.ru/metodicheskie-ukazaniya-k-laboratornim-rabotam-po-izucheniyu-tekstovogo-processora-word-2003-stranica-5.html
  • shpora.bystrickaya.ru/zakonodatelnaya-podderzhka-funkcionirovaniya-i-razvitiya-kadetskih-obrazovatelnih-uchrezhdenij-v-rossijskoj-federacii-stranica-2.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/prikaz-ob-utverzhdenii-trebovanij-k-kvalifikacionnim-kategoriyam-po-dolzhnostyam-i-predmetam.html
  • studies.bystrickaya.ru/elektricheskaya-strizhka-ovec.html
  • pisat.bystrickaya.ru/tema-7-problema-lgot-i-pooshrenij-v-prave-metodicheskoe-posobie-po-organizacii-samostoyatelnoj-raboti-studentov.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/pravila-kommercheskogo-ucheta-teplovoj-energii-i-teplonositelej.html
  • university.bystrickaya.ru/fosfolipazi-ih-klassifikaciya-i-svojstva.html
  • composition.bystrickaya.ru/otchet-po-preddiplomnoj-praktike-udk-621-015-13.html
  • doklad.bystrickaya.ru/vest-o-tom-chto-komandir-5j-batarei-oleg-mancev-shet-shinel-iz-admiralskogo-drapa-razneslas-po-linkoru-vkayut-kompanii-dazhe-posporili-o-prave-mladshih-ofic-stranica-5.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.