.RU

В.П. Чудинова 9. Чтение в контексте развития информационного общества - В. П. Чудинова Поддержка детского чтения наша общая задача 2


^ В.П. Чудинова
9. Чтение в контексте развития информационного общества
//http://teacher.fio.ru/news.php?n=29324&c=1441


В этой, последней публикации нашего цикла статей «Недетские проблемы детского чтения» мы хотим остановиться на еще одном ракурсе проблемы: роли «Человека читающего» как человека информационно грамотного – подготовленного для жизни в развивающемся информационном обществе. Мы рассмотрим лишь некоторые аспекты проблемы поддержки детского чтения и обучения школьников с точки зрения развития у них культуры чтения – информационной культуры в контексте развития происходящих процессов.
^ Развитие информационного общества и «вызовы» для специалистов
Развитие в России информационного общества – задача настоящего и будущего, но одно совершенно ясно – жить в нем придется тем, кто сегодня является детьми. Именно они – жители будущего глобального мира, который будет состоять из многих информационных обществ разных стран. Строить же это общество придется, прежде всего, тем, кто сегодня работает с ИКТ, но не только тем, кто сегодня создает новую информационную инфраструктуру (инженерам, технологам, программистам), но также и учителям и библиотекарям.

Безусловно, главное при построении информационного общества - это четко оформленная в виде планов и программ государственная политика, однако изменение общества – это и задача самих граждан. С этой точки зрения, необходимо изменение сознания людей в ракурсе понимания происходящих процессов: что может дать информационное общество его гражданам и как можно способствовать его созданию.

Новые технологии кардинально меняют жизнь, и в этом плане информационное общество – это общество, в котором каждый гражданин может улучшить свою жизнь хотя бы тем, что он получает доступ к огромному количеству информации – и тем самым, к образованию и культурным ценностям. Сегодняшний этап развития в России информационного общества, затрагивает всех и каждого, и особенно тех, кто работает с детьми и информацией. Мы остановимся на нескольких главных (с нашей точки зрения) моментах, поскольку от знания их специалистами зависит, насколько они будут включены в происходящее. Именно от педагогов и библиотекарей во многом зависит, как скоро в России будет построено информационное общество и насколько оно будет демократичным и гуманным для его будущих граждан.

В последнее десятилетие многие страны мира демонстрируют новые подходы и политику, которая способна быстро продвинуть общество на новый уровень развития. Это сценарий формирования информационного общества с новой экономикой, которая основана на знаниях, и где акценты сделаны на развитие науки, инноваций, информационной индустрии, образования и культуры.

Построение информационного общества в последнее десятилетие стало стратегической целью для многих стран. Так, в США в 1993 г. был принят план развития глобальной информационной инфраструктуры, в Канаде стала развиваться «Информационная магистраль». В 1994 г. Европейское сообщество поставило в числе приоритетных задач создание в странах Европы информационного общества, для чего был создан проект «Электронная Европа», куда вошли специальные планы по развитию культуры и образования.

В информационном обществе происходит расширение границ общения во всех сферах человеческой деятельности, идет увеличение разнообразия и возможности выбора, расширяются возможности для сотрудничества и кооперации специалистов в различных сферах науки и практики. Главное значение здесь имеют именно люди – их знания и компетентность.

Одним из важнейших направлений деятельности ЮНЕСКО в последние годы также является развитие идей построения такого информационного общества, в котором будет преодолен разрыв между «информационно бедными» и «информационно богатыми» странами, а каждому гражданину планеты гарантирован свободный доступ к сокровищам мировой культуры, информации и знаний. Решению этой глобальной проблемы призвана содействовать Программа ЮНЕСКО «Информация для всех»36. В конце 2000 года в соответствии с поручением Комиссии Российской Федерации по делам ЮНЕСКО был сформирован Российский комитет Программы. В состав Комитета вошли представители органов государственной власти Российской Федерации, учреждений образования, науки, культуры и коммуникаций, общественных объединений и коммерческих структур, участвующих в разработке и реализации российской политики в сфере информатизации, знающие зарубежный и российский опыт по созданию и поддержке сетей учреждений и виртуальных сообществ. Ниже мы будем ссылаться на информацию членов Российского комитета, участвующих в реализации данной программы, - Е.И.Кузьмина и А.А.Демидова37.

Одна из главных целей программы состоит в разработке инструментария и последующей эффективной реализации базовых элементов для построения глобального информационного общества и общества знаний.

Само название новой программы — «Информация для всех» — говорит о том, что мировое сообщество претерпело существенную эволюцию в осознании рассматриваемой проблемы: раньше она воспринималась, прежде всего, как техническая и технологическая, а сегодня, в первую очередь как гуманитарная, социальная и политическая. Те, кто стоит в центре мировой дискуссии и их организует, всё больше понимают, что во главу угла новой мировой информационной политики ставиться не технологии и даже не сама информация, а её создатель и конечный потребитель — человек.

Основной предмет Программы — это информационная политика, ориентированная на человека, развитие его потенциала, ресурсов, навыков и знаний. Новейшие информационные и коммуникационные технологии помогают развитию, в значительной степени являются его залогом, но сами по себе технологии не обеспечивают равноправного доступа к информации для всех. Люди должны быть максимально вовлечены в участие в мировых процессах, поскольку каждый человек должен получить максимум преимуществ от свободного и эффективного доступа к информации. Программа должна содействовать уменьшению разрыва между информационно богатыми и информационно бедными: странами, социальными группами, отдельными людьми.

В соответствии с мандатом ЮНЕСКО, предоставленным Программе “Информация для всех”, она должна сыграть ключевую роль в осуществлении политики ЮНЕСКО — повсеместно способствовать развитию «образования для всех», «свободному обмену информацией и знаниями» и увеличению средств коммуникации между людьми.

Сегодня ряд развитых, а также развивающихся стран мира вкладывают большие инвестиции в программы построения своих информационных обществ.

В 2000 г. Окинавская хартия глобального информационного общества была подписана главами семи ведущих стран мира и Президентом России В. В. Путиным. Подписание этого документа является свидетельством нового курса России на вхождение в информационное общество, изменения в системе экономических приоритетов, а также социальных институтов общества с использованием ИКТ.

Сегодня в России есть государственные и общественные структуры и специалисты, которые являются лидерами и инициаторами происходящих процессов. Однако, несмотря на ряд принятых документов, пока что на всех уровнях власти недостаточно осмыслены и сформулированы стратегические цели, соответствующие тенденциям и законам современного движения страны к информационному обществу.

Вместе с тем, в последние годы в этом процессе возрастает роль государства. Были приняты и реализуются ряд федеральных программ, прежде всего в области образования, совершенствования государственного управления и развития информационной инфраструктуры. Был принят также ряд государственных целевых программ38. Однако, пока что эти программы разрознены и недостаточно скоординированы. Кроме того, во многих из них нет видения новых задач, стоящих перед педагогами и библиотекарями.

По мере развития информационного общества, при постепенном решении проблемы доступа населения к информации, это приводит к возрастанию возможностей в ее выборе. А это, в свою очередь, меняет требования к личностным качествам человека, выдвигая на первый план такие качества, как: умение собрать информацию для решения задачи, способность анализировать и обобщать, умение быстро ориентироваться в глобальном информационном пространстве и др.

Сегодня главной из насущных задач, с нашей точки зрения, является подготовка школьников к жизни в глобальном информационном обществе будущего: обучение их новым видам грамотности (и шире – культуры личности), а именно - читательской и информационной грамотности (а также компьютерной грамотности и медиаграмотности).

В новой, уже развивающейся в России ситуации школьник с помощью новых информационных и телекоммуникационных технологий включается в бескрайнее информационное пространство. Готовы ли к этому наши детей и подростки? Насколько и как учит этому сегодня школа? Где и как создаются условия для того, чтобы школьники могли освоить комплекс знаний и умений работать с информацией?

На основании результатов ряда исследований мы утверждаем, что – нет: школьники к этому не готовы (в преобладающем большинстве), и школа учит этому совершенно недостаточно. Что же касается условий, то пока что в полной мере не осознается простая истина: главная площадка для этой работы – это школьная библиотека - медиацентр, которая при обучении школьников читательской и информационной культуре начинает играть центральную роль. Вместе с учителем чтения и учителем, обучающим школьников информационной культуре, школьный библиотекарь также участвует в этом процессе как библиотекарь-педагог. Помогать ему в этом процессе призваны библиотекари специализированных детских и юношеских библиотек (а также многих других). И такая работа уже ведется во многих регионах страны.

vserossijskaya-nauchno-prakticheskaya-konferenciya-eroshevskie-chteniya-2012-g-samara-29-iyunya-01-iyulya-2012-g.html
vserossijskaya-nauchno-prakticheskaya-konferenciya-krasnodar.html
vserossijskaya-nauchno-prakticheskaya-konferenciya-neinfekcionnie-zabolevaniya-i-zdorove-naseleniya-rossii.html
vserossijskaya-nauchno-prakticheskaya-konferenciya-potencial-i-perspektivi-rossii-v-usloviyah-globalizacii.html
vserossijskaya-nauchno-prakticheskaya-konferenciya-s-mezhdunarodnim-uchastiem-sovremennie-podhodi-k-kompleksnoj-reabilitacii-detej-s-narusheniem-sluha-25-26-apr-2006-g.html
vserossijskaya-nauchno-prakticheskaya-konferenciya-sosudistie-zabolevaniya-nervnoj-sistemi-posvyashennaya-100-letiyu-so-dnya-rozhdeniya-vidayushegosya-otechestvennogo-nevrologa.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/realii-parusnogo-flota-v-anglijskoj-literature-i-problemi-ih-perevoda-na-russkij-yazik.html
  • bukva.bystrickaya.ru/matrica-filosofiya.html
  • shpora.bystrickaya.ru/vzaimodejstvie-gosdumi-s-federalnimi-organami-gosduma-rf-monitoring-smi-11-iyunya-2008-g.html
  • desk.bystrickaya.ru/odinochnie-deeprichastiya-kak-podgotovitsya-k-sdache-ekzamenov-podgotovka-k-ekzamenu.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/informacionnoe-i-materialnoe-obespechenie-rabochaya-uchebnaya-programma-po-discipline-propedevtika-detskih-boleznej.html
  • credit.bystrickaya.ru/plan-uroka-vozduh-prirodnaya-smes-gazov.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/primenenie-fiziki-v-kriminalisticheskih-issledovaniyah.html
  • thescience.bystrickaya.ru/im-s-s-prokofeva-v-2012-2013-uchebnom-godu-i-zadachi-na-2013-2014-uchebnij-god.html
  • shkola.bystrickaya.ru/svedeniya-o-razmere-i-ob-istochnikah-dohodov-imushestve-prinadlezhashem-kandidatam-na-prave-sobstvennosti-o-vkladah-v-bankah-cennih-bumagah-stranica-9.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/poyasnitelnaya-zapiska-rabochaya-programma-po-vseobshej-istorii-7-b-klassa-sostavlena-na-osnove-federalnogo-gosudarstvennogo-obrazovatelnogo-standarta-osnovnogo-obshego-obrazovaniya-utv-prikazom-minobrnauki-rf-ot-17.html
  • abstract.bystrickaya.ru/30-03-2003sociologicheskie-issledovaniya-stranica-3.html
  • assessments.bystrickaya.ru/dokument-konferencii-pecr-ep-1-panevropejskaya-konferenciya-faovoz-po-bezopasnosti-i-kachestvu-pishevih-produktov.html
  • klass.bystrickaya.ru/akpp-polzovanie-obsluzhivanie-diagnostika-chast-2.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/tema-tipologiya-landshaftov-zhilih-rajonov.html
  • report.bystrickaya.ru/jelderge-atisti-kemstushlkt-barli-nisanin-zhoyu-turali-konvenciya.html
  • assessments.bystrickaya.ru/ereckaya-e-a-timoshenko-t-e-russkij-yazik-kultura-rechi-uchebnoe-posobie-vnutrivuzovskij-sbornik-1212.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/verhovnij-sud-rossijskoj-federacii-opredelenie-ot-20-maya-2008-g-n-kas08-187.html
  • doklad.bystrickaya.ru/volni-eliota-teoriya-etnogineza-lva-gumileva-chast-2.html
  • textbook.bystrickaya.ru/kapitel-16-6-fevralya-sreda-okolo-poludnya-moskva-trubnikovskij-pereulok-30-orehovij-bulvar-14-korpus-1.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/rpc-predlozhit-medvedevu-svoe-videnie-nuzhno-li-miloserdie-segodnya-mnogokratnoe-da-otobrat-ego-znachit-lishit.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/vii-molodezhnaya-politika-v-rossii-b-a-chernichenko-zamestitel-glavi.html
  • kanikulyi.bystrickaya.ru/zhizn-posle-zhizni-devyat-prakticheskih-metodov.html
  • reading.bystrickaya.ru/l-n-gumilev-istoricheskie-trudi-stranica-22.html
  • essay.bystrickaya.ru/elektrotehnika-elektronika-i-avtomatika-stranica-4.html
  • bystrickaya.ru/vidatn-ukransk-vchen-mediki-amosov-flatov-strazhesko.html
  • crib.bystrickaya.ru/kevbrina-olga-borisovna.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/pervie-stranici-devid-rendall.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/tema-3-proceduri-razmesheniya-gosudarstvennih-i-municipalnih-zakazov-programma-disciplini-upravlenie-gosudarstvennimi.html
  • holiday.bystrickaya.ru/ocenka-effektivnosti-deyatelnosti-rukovoditelej.html
  • literature.bystrickaya.ru/belorusskij-gosudarstvennij-medicinskij-universitet.html
  • tasks.bystrickaya.ru/1-fizika-atoma-i-atomnogo-yadra.html
  • abstract.bystrickaya.ru/301-ilang-ilangovoe-maslo-efirnie-masla-dlya-parfyumerii-i-aromaterapii.html
  • znanie.bystrickaya.ru/analiz-raboti-mo-uchitelej-istorii-i-kubanovedeniya-v-2009-2010-uchebnom-god.html
  • learn.bystrickaya.ru/glava-21-solnechnij-udar-ili-mest-moya-sladka.html
  • occupation.bystrickaya.ru/o-pravoslavii-na-belarusi-chast-2.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.