(В.П. Трубочкин) - Законности действий сотрудника психология. (13)
.RU

(В.П. Трубочкин) - Законности действий сотрудника психология. (13)


^ (В.П. Трубочкин)
Литература: Трубочкин В.П. Активизация профессионального мышления сотрудников ОВД как функция управления. / Психология и педагогика управления в органах внутренних дел. Часть 1. М. 1989.С. 86-100.

Аналитико-психологические умения. Интеллектуальные действия, основанные на профессионально-психологических знаниях. Это умение увидеть психологический аспект в юридических ситуациях и действиях, выделить, понять, верно оценить его, психологически обоснованно принять решение и наметить способ его реализации. Таковы, например: умения психологически анализировать профессиональную ситуацию, осуществлять психологически анализ криминального события; психологически анализировать письма, заявления и жалобы граждан, психологически анализировать свидетельские показания, психологически анализировать и оценивать оперативную обстановку и др. Формирование их – одна из задач профессионально-психологической подготовки.

(А.М. Столяренко)

Антикриминальная устойчивость сотрудника. Характеризует и способность успешно осуществлять административно-юрисдикционную, уголовно-процессуальную, оперативно-розыскную и служебно-боевую деятельность вопреки нравственно-психологическому и силовому (включая вооруженное) противодействию криминалитета, а также организационным трудностям, недостаточному материальному и иному ресурсному обеспечению, действию многочисленных коррумпирующих, а также других деформирующих факторов его жизнедеятельности. Антикриминальная устойчивость сотрудника ПОО является комплексной профессиональной характеристикой и включает три взаимосвязанных компоненты: личностно-духовную, физическую и служебно-боевую.

Личностно-духовная компонента включает состояние сознания и психологические свойства личности сотрудника, характеристики нравственной и правовой культуры, просоциальную ориентацию, верность Присяге и кодексу чести сотрудника ПОО Значимыми являются возвышенный нравственно-культурный тонус и валеологическая ориентация личности, определяющие ее бережное и уважительное отношение к природе и людям, здоровый образ жизни, бескорыстие и неподкупность, умеренность в потреблении, а также оптимистическое мировоззрение, позволяющее постоянно сохранять бодрый морально-психологический настрой. Крайне опасна профессиональная деформация сотрудника, возникающая в результате интенсивного воздействия деморализованной среды функционирования, а также постоянных попыток их коррупционного ангажирования криминалитетом.

Физическая компонента обусловлена характеристиками физических и физиологических качеств организма сотрудника. Большое значение имеет здоровье, состояния сердечно-сосудистой и мышечной систем, дыхания и опорно-двигательного аппарата, тип нервной системы и др: Физические и физиологические резервы (энергетические ресурсы) позволяют каждому сотруднику определенное время сохранять оптимальный уровень работоспособности. Они же имеют витальное значение в физическом противоборстве с криминальным противником. Психофизиологические и физические возможности сотрудника в экстремальных ситуациях – его важный жизненный ресурс.

Служебно-боевая компонента антикриминальной устойчивости включает в себя профессиональную бдительность, готовность обеспечивать правопорядок в условиях воздействия на сотрудника экстремально-психологических факторов. Важно сформировать знания, навыки и умения ведения ближнего огневого и рукопашного боя, а также иметь хорошую стрелковую подготовку. Требуется также овладение организацией и тактикой проведения специальных операций по пресечению групповых нарушений общественного порядка, отражению нападений на охраняемые объекты, подразделения, колонны и конвои, по освобождению заложников, обнаружению, преследованию и задержанию вооруженных преступников в городе, в помещениях на пересеченной и лесистой местности, в горах, готовность выполнять служебно-боевые задачи в любой обстановке и в любой момент. Знание криминальной психологии и профессиональная критичность мышления позволяют предвидеть возможные агрессивные действия, а также распознавать ухищрения, маскировки, инсценировки и ложные алиби, используемые в целях уклонения от ответственности и воздействия на сотрудников.

/А.Д. Сафронов/

Литература: Чудновский В.Э. Нравственная устойчивость личности. Психологическое исследование. М., 1981; Сафронов А.Д. Антикриминальная устойчивость сотрудника органов внутренних дел. //Право и предпринимательство. М., 2000.

^ Диагностически значимые профессионально важные качества сотрудника ОВД. Система личностных и деловых качеств сотрудника ОВД, влияющих на эффективность его деятельности, успешность её освоения, имеющих значимые с ней корреляции, оценка которых возможна средствами современной психодиагностики. Основанная на обобщении результатов больших статистических выборок (массивов данных психологического тестирования) система качеств включает выявленные методами математико-статистического анализа Понятие «диагностически значимые профессионально важные качества» уже термина «профессионально важные качества», т.к. не всякое качество личности, сколь бы значимо оно бы ни было для успешного осуществления профессиональной деятельности, может быть в настоящее время диагностировано. Таким образом, некоторая часть психологических особенностей личности по объективным причинам остается за пределами изучения психологом. Диагностическое значение качества индивида приобретают при возможности оценки степени их выраженности современными психодиагностическими средствами.

(В.Е. Петров)

Законности действий сотрудника психология. Требование законности - главное, определяющее в требованиях к деятельности сотрудника ПОО. При множественности факторов, влияющих на условия, в которых он осуществляет свою ПД и недостатков в них (трудности жизни общества, коррупция, организованная преступность, недостатки законодательства, деформации в психологии и деятельности части сослуживцев, недостатки в управлении и критериях эффективности деятельности, служебные перегрузки, провоцирующее поведение части правонарушителей, невысокий уровень материального вознаграждения и др.), решающую роль все же играет личность самого сотрудника. Поэтому, наряду с устранением объективных факторов, подталкивающих к нарушениям законности, необходим личностно-развивающий подход в укреплении законности. Соблюдение или нарушение законности – не изолированное проявление какого-то отдельного качества сотрудника, а всего внутреннего мира его: сознания, мировоззрения, правосознания, личной правовой позиции, морально-психологической подготовленности, профессионального мастерства, правовой интуиции и др. обусловленность. Поэтому в фактах соблюдения или нарушения законности отражаются и все результаты работы с персоналом, их психолого-педагогическая действенность. Специального внимания требует формирование и совершенствование у сотрудников: а) умений и привычек постоянно видеть государственные, моральные, гражданские аспекты своей ПД и каждого своего поступка и действия; б) понимания исключительной важности укрепления законности и правопорядка исключительно правовыми средствами; в) отношения к любым правонарушениям, в том числе и нарушениям законности, как затрагивающим личностно значимые ценности, как к угрозе реализации программы своей жизни; г) соединения в сознании строжайшего соблюдения законности как высшего проявления профессионализма, правовой культуры, а их нарушений - как грязного, аморального, асоциального факта, подрывающего в корне профессиональный престиж и профессиональную гордость; д) таких профессиональных качеств, как стремление к истине, к торжеству социальной справедливости, человеческое и уважительное к гражданам и их правам, профессиональная преданность, верность предписаниям права, морали, этики, вопреки иным влияниям и соображениям. Особое внимание следует уделять упрочению убеждений сотрудников в том, что: обеспечение конституционных прав граждан и неприкосновенности личности - их главная задача, а борьба с преступностью - способ ее решения; никакие соображения «служебной целесообразности» не могут быть оправданием нарушений законности; нет «маленьких» и «больших» нарушений законности; профилактика преступлений, справедливость, гуманность, а не ужесточение репрессий - стратегическое направление в создании правового государства в России.

Необходим и личностно-обучающий подход, ибо причиной части нарушений законности выступают недостатки профессиональной подготовки. Ими обусловлена часть незаконных отказов в возбуждении и прекращении уголовных дел, возбуждении уголовных дел по малозначительным и не представляющим большой общественной опасности фактам, необоснованных задержаний, обысков и арестов, случаев неосторожного и неправомерного применения оружия, грубости, неуважительного отношения к гражданам, нарушения служебной этики и морали. Следует включать в систему подготовки сотрудников достаточное число занятий по вопросам права и законности, периодически принимать зачеты по вопросам законности, знанию правовой базы работы. Заслуживает повышенного внимания формирование умений (Н.Л. Гранат): анализа фактических обстоятельств, которые образуют состав данного дела и решения вопросов об относимости их к юридическому составу (проступок, правонарушение, преступление), выбора правовой нормы (принципа) и удостоверения в правильности их текста, толкования юридических норм применительно к конкретным ситуациям, принятия решений и др.

Вторая группа факторов, - социально-психологических, - требующих внимания и находящихся в компетенции и возможностях руководства ПОО – психология коллектива сотрудников: уровень социально-психологического коллектива, его правовая психология, здоровое коллективное мнение по вопросу соблюдения законности, товарищеская взаимопомощь и требовательность в неуклонном соблюдении законности каждым сотрудником и ликвидации предпосылок к возможным нарушениям ее. Необходимо развенчание ложных мнений по вопросам законности (типа: «соблюдение законности мешает делу; это искусственный барьер на пути к успешному решению задач», «не нарушая законность, нельзя повысить уровень раскрываемости, профилактики и пресечения преступлений», «нормы и требования законности придуманы кабинетными людьми, которые не понимают сложности практических задач борьбы с преступностью», «люди, с которыми нам приходиться иметь дело, не заслуживают того, чтобы в отношении к ним соблюдать что-то: они не соблюдают законы, а мы в отношении их должны соблюдать?», «с нас спрашивают много, а прав дают мало» и т.п.).

Третья группа, то же социально-психологической природы, - специальная работа руководства коллектива ПОО по укреплению законности и безукоризненная личная примерность в их соблюдении, в том числе – в отношении сотрудников. Сильное психолого-педагогическое воздействие на персонал оказывает практика реагирования руководителя на факты нарушений законности и предпосылок к ним.

Идея соблюдения законности, как натянутая струна, должна постоянно звучать во всей жизни и деятельности персонала ППО и его руководства.

(А.М. Столяренко)

Литература: Методические рекомендации для руководителей горрайорганов по обучению и воспитанию подчиненных в духе строжайшего соблюдения законности // Партийно-политическая работа: 1985. Сборник №2; Прикладная юридическая психология….С. 275-280

^ Имидж сотрудника милиции. Складывающийся в сознании у окружающих образ милиционера на основе информации, поступающей из разных источников и личного опыта общения с ним и другими сотрудниками ОВД. Содержание ИСМ состоит в развитии и формировании таких особенностей лично­сти, которые, с одной стороны отвечают потребностям общности (коллектив ОВД, гражданские лица) принимающей такую личность, а с другой – выступают способом социальной идентификации личности сотрудника милиции. Основа структуры ИСМ – личностные и профессиональные качества сотрудника ми­лиции. Классификация ИСМ: средовый, габитарный, овеществленный, вербальный, кинети­ческий.

Стратегия формирования позитивного ИСМ избирается с учетом требований граж­данского населения и коллег к сотруднику милиции и механизмов функционирования массового сознания. Формирование позитивного ИСМ в коллективе сотрудников зависит от успешности проведения самопрезентации сотрудника милиции при вступлении им в должность. То же, но среди населения, связано с образцовым поведением сотрудников милиции при контактах с гражданами и решении задач при обращении к ним граждан за помощью. Значительное влияние на имидж оказывают СМИ, видео- и кинофильмы, публикации в периодической печати. Служебная форма, принадлежность к властным государственным структурам обуславливают повышенную требовательность и критичность граждан в отношении к сотрудникам, а так же тенденцию влияния поведения отдельных сотрудников на обобщенный имидж, представление о всех. Это накладывают повышенную ответственность на каждого за свое поведение и действия и, вместе с тнм, взаимной требовательности, контроля и помощи в коллективах ОВД.

Актуальность исследования ИСМ и путей его формирования обусловлена необходи­мостью укрепления авторитета ОВД у населения, повышение его доверия к сотрудникам милиции и правоохранительной деятельности, престиж самой милицейской службы..

(С.В. Табан)

Литература: Гладилин А.П. Профессиональная культура и имидж руководителя органа внутренних дел. – М., 1998; Семик А.А. Психологическая характеристика имиджа сотрудников органов внутренних дел. – Автореф. дисс…. канд. психол. наук. – Рязань, 2000.

Литература: Гладилин А.П. Профессиональная культура и имидж руководителя органа внутренних дел. – М., 1998; Семик А.А. Психологическая характеристика имиджа сотрудников органов внутренних дел. – Автореф. дисс…. канд. психол. наук. – Рязань, 2000.

^ Использование полиграфа для профессионально-психологического отбора. Скрининговые психофизиологические исследования с использованием поли­графа (производное от английского - сортировка, отбор, оценка благо­надежности) применяются для при профессионально-психологическом отборе для: 1) общей проверки правдивости сведений кандидата на службу (работу) о себе и своем окружении; 2) детального уточнения послужного списка и биографических данных кандида­та; 3) оценки благонадежности (кандидата на наличие связей с криминальной средой, употребление алкоголя, наркотиков, на соответствие требованиям профессиональной деятельности при исполнении специфических функций должностного лица); 4) выявления профессионально важных качеств и навыков кандидата с целью (последующего выбора наиболее оптимальной должности и условий труда; прогнозирования успешной профессиональной деятельности при исполне­нии специфических функций; 5) проверки правдивости показаний по фактам несанкционированных действий в рамках проведенных служебных проверок.

Исследования проводятся после надлежащего оформления: 1) задания на использование полиграфа, подписанного инициатором исследования и утвержденного начальником подразделения, использующего полиграфное устройство; 2) заявления тестируемого о добровольном согласии на проведение полиграфного исследования; 3) задание направляется инициатором в подразделение, проводящее исследование не позднее чем за 5 дней до предполагаемого срока начала его проведения с указанием цели исследования. К запросу инициатор прилагает согласованные с квалифицированным специалистом сведения, необходимые для подготовки исследования; 4) сроки проведения исследования согласовываются специалистом и инициатором за­ранее в рабочем порядке; 5) Инициатор, не позднее чем за 2 суток до начала исследования должен решить с ли­цом, направляемым на тестирование, вопросы, связанные с требованиями по исследова­нию, дате, времени и месту его проведения; 6) за сутки до начала исследования лицо, направляемое на исследование, должно быть предупреждено инициатором о недопустимости физических и психологических перегру­зок, а также употреблении алкогольных напитков и психотропных препаратов; 7) результаты исследования носят вероятностный (до 97%) характер и оформляются специалистом в виде справки, которая в течение 3-х дней после проведения исследова­ния направляется инициатору.

(В.М. Демин)

Категории профессионально-психологической пригодности к службе в ПОО. Оценка, формализованное выражение степени соответствия сотрудника или кандидата на службу, учебу должностным требованием по критерию профессионально-психологической пригодности. Выступают как результат профессионального психологического обследования. Категории пригодности отражают, с одной стороны, требования профессии к деловым и личностным качествам сотрудника правоохранительного органа, с другой, наличие и степень выраженности этих профессионально важных качеств у конкретного обследуемого. Имеют прогностическое значение, поскольку оценивают успешность будущей профессиональной деятельности сотрудника.

По результатам психологического обследования выносится одно из следующих заключений о пригодности индивида к службе в правоохранительных органах: 1) «рекомендуется в первую очередь» — первая категория пригодности (сотрудник полностью соответствует должностным требованиям); 2) «рекомендуется» — вторая категория пригодности (сотрудник в основном соответствует должностным требованиям); 3) «рекомендуется условно» — третья категория пригодности (сотрудник частично соответствует должностным требованиям); 4) «не рекомендуется» — четвертая категория пригодности (сотрудник не соответствует должностным требованиям).

Оценка профессионально-психологической пригодности сотрудника (кандидата на службу, учебу) как одна из основных задач решаемых подразделениями психологического обеспечения, реализуется на различных этапах прохождения службы: при приеме на службу, перемещении, назначении на руководящую должность, формировании кадрового резерва, направлении на учебу. Заключение в форме категорий пригодности служит основой профессионального психологического отбора в правоохранительных органах.

Вынесение заключения об обследуемом «рекомендуется условно» рассматривается как одно из оснований отнесения сотрудника к группе повышенного внимания со стороны психолога и руководителей правоохранительного органа.

(М.И. Марьин., В.Е Петров)

Литература: Основные виды деятельности и психологическая пригодность к службе в системе ОВД / Под ред. Бовина Б.Г., Мягких Н.И., Сафронова А.Д. - М., 1997

^ Коллектива сотрудников ПОО психология. Группу людей, занимающуюся общественно и личностно значимой деятельностью, отличающуюся высоким уровнем социально-психологического развития, благоприятной для решаемых задач и ее членов социально-психологической атмосферой, принято называть коллективом. Коллектив - группа объединенных общими целями и задачами людей, достигшая в процессе совместной деятельности высокого уровня социально-психологического развития. В коллективе формируется особая психология, тип социально-психологического и морально-психологического климата, для которого характерны: единство целей, высокая сплоченность, отношения дружбы, товарищества, взаимопомощи, поддержки, позитивный характер мотивации межличностных выборов, высокая референтность членов коллектива по отношению к друг другу, объективность в возложении и принятии ответственности за результаты совместной деятельности, наличие коллективного мнения и убеждений, благоприятные для решения задач, настроения, а также нормы, обычаи и традиции. Понятие “коллектив ПОО” используется для характеристики тех объединений людей, которые отличаются соответствующей психологией и функционирует в сферах государственной и общественной безопасности, милиции, налоговой полиции, таможенной службы, системы исправления наказаний, других структурах, занимающихся обеспечением интересов государства, сохранности личного имущества, прав, жизни и здоровья отдельных граждан. Психология коллектива ПОО как комплексное психологическое явление влияет: на успех дела; на саморазвитие и самоутверждение сотрудников; на развитие личности сотрудников и использование личностного психологического потенциала; на особенности социального восприятия личным составам различных сторон жизни и деятельности коллектива, степенью удовлетворенности ими, а также побуждением членов коллектива к успешному решению поставленных задач. Оптимальность или неоптимальность жизнедеятельности коллектива, эффективность или неэффективность его усилий в решающей степени зависят от состояния его психологии (психологического климата, атмосферы), обеспечивающего сотрудникам возможность реализовать свой потенциал.

Проблема взаимосвязей эффективности профессиональной деятельности сотрудников и психологии групп (коллективов) ПОО в течение последних трех десятилетй привлекала внимание психологов: А.И. Китова (1979) А.М.Столяренко (1981, 1987, 2001); Н.М. Фатеева (1987, 1991, 1992); Н.В. Андреева (1991); А.И. Папкина (1998); М.И. Марьина (1999, 2001) и др.

Работа по повышению и реализации психологического потенциала группы и превращению ее в коллектив базируется на учете основных факторов, оказывающих непосредственное влияние. На психологию группы влияют: стоящие перед ней целей и задачи; содержание деятельности; особенности личности и стиля работы руководителя; организации и эффективности целенаправленной работы по сплочению группы; особенностей личностей, из которых состоит группа; ожидаемого будущего; истории группы; обычаев, традиции группы; организации и обеспечении деятельности группы. Эти факторы должны изучаться, совершенствоваться и держаться под пристальным контролем руководителя. Необходим постоянный мониторинг психологии группы, что предполагает анализ межличностных отношений, исследование вертикальных и горизонтальных функциональных связей, уровня развития группы, степени удовлетворенности членов коллектива членством в группе, условиями деятельности. В комплекс психодиагностических методов входят: опрос; метод измерения динамики настроения и работоспособности в рабочее время; социометрия; ранжирование; экспертные оценки.

(В.В Вахнина)

Литература: Андреев Н.В. Психологические аспекты личности и коллектива отрядов милиции особого назначения: Лекция. - М., 1991;Вопросы психологии коллектива сотрудников органов внутренних дел. - М.,1981; Фатеев Н.М. Социально-психологический климат в коллективах органов внутренних дел: содержание и методы его изучения. - М., 1991; Социально-психологический климат в служебных коллективах: Методическое пособие /Под общ. ред. И. Марьина, Е.А. Мешалкина. - М.,2001.

^ Компьютерная психодиагностическая технология оценки качеств сотрудников ПОО. Система, объединяющая психодиагностические методы и возможности компьютеризации с целью изучения индивидуально-психологических особенностей личности сотрудников ПОО. Способствуя повышению эффективности психологического изучения личности сотрудника, выступает одним из перспективных направлений развития современной психодиагностики. Является необходимым и важнейшим элементом профессионально психологического отбора на службу в правоохранительные органы, а также успешного психологического сопровождения личного состава.

В зависимости от конкретной реализации КПТ характерна узким и широким пониманием. В первом случае она выступает как процесс, порядок проведения психодиагностического изучения личности сотрудника от предъявления инструкции по тестированию и экспозиции стимульного материала до получения и интерпретации результатов обследования. При этом диагностическое исследование носит непрерывный характер и на каждой своей стадии опирается на возможности средств автоматизации. В широком смысле слова КПТ - технология, охватывающая все стадии процесса изучения личности индивида: профессиографическое описание профессиональной деятельности, выявление значимых индивидуально-психологических особенностей успешного сотрудника, обоснование методик психологического исследования, разработка психодиагностических алгоритмов и процедур их реализации, сбор психодиагностических данных и интерпретация результатов и т.п.

В КПТ целесообразно выделять: содержательную (предметную) составляющую – психодиагностическая модель личности сотрудника ПОО, базирующаяся на его профессионально важных качествах; методическую составляющую – комплекс психодиагностических методик, предназначенный для психологического изучения личности сотрудника в соответствии с определенной её моделью; математическую составляющую – алгоритмы обработки и интерпретации как частных показателей степени выраженности профессионально важных качеств сотрудника, так и интегральных характеристик (например, психологического потенциала, индивидуально-стилевых особенностей осуществления служебной деятельности); организационную составляющую – комплекс мер обеспечения проведения психодиагностического исследования: интегрирование отдельных компонент в психотехнологию и оценка её психометрических характеристик, методика применения автоматизированного комплекса диагностики профессионально важных качеств, интерпретация психодиагностической информации на уровне отдельных качеств и личности сотрудника ПОО. Приведенная структура КПТ при работе с сотрудниками ПОО получает конкретные наполнение, превращаясь в эффективный инструментарий изучения их личностных особенностей.

(В.Е Петров.)

Литература: Дюк В.А. Компьютерная психодиагностика. – СПб., 1994; Петров В.Е. Психологическая диагностика профессионально важных качеств руководителей органов внутренних дел на основе компьютерных технологий:. Автореф. дисс….канд. психол. наук. – М., 2001.

^ Конфликтная компетентность в психологической работе с персоналом. В наиболее общем виде понимается как профессионально-культурная модель, стандарт работы психолога или иного специалиста с конфликтами. Понятие КК. ввел Б.И. Хасан, понимая ее как составную часть коммуникативной компетентности. Интенсивное развитие конфликтологии привело к выделению КК в качестве самостоятельной части социально-психологической компетентности. Становление практики конфликтологического образования, распространение идей всеобщей конфликтологической грамотности, формирование концепции конфликтологической культуры задают более широкий теоретический контекст понятия.

КК – важная составная часть профессиональной компетентности психолога или иного специалиста в работе с персоналом. Конфликт - один из наибо­лее глубоких психологических феноменов, который многопланово и интенсивно проявляется в психологической работе с человеком. Проблема конфликта для психолога: а) одна из важных самостоятельных профессиональных задач, когда он занимается разбирательством конкретного конфликта, его урегулированием, разрешением, профилактикой, это самостоятельное направление работы; б) важный контекст, условие, последствие, что необходимо учитывать при решении многих других профессионально-психологи­ческих задач; в) возможная и вероятная реальность его взаимодействия с руководителями, сослуживцами, коллегами, поскольку новые технологии в работе с людьми обычно вступают в противоречие с тради­ционными, консервативным; г) направление профессионального саморазвитием самого психо­лога.

КК – это профессиональное владение проблематикой конфликтов в работе с персоналом, основывающееся на соответствующих знаниях, навыках, умениях и качествах специалиста. В зависимости от степени владения конфликтологией и развития личности психолога выделяют уровни КК: а) нулевой: умение своими действиями не вызы­вать ненужных конфликтов в деловых и служебных взаимоотношениях, не ухудшать конфликтную обстановку среди персонала; б) начальный: умение оказывать психологическую помощь в урегулировании отдельных конфликтов среди персонала; в) средний: умение конфликтологически грамот­но осуществлять разбирательство и урегулирование типичных конфликтов среди персонала; г) высокий: умение управлять конфликтами, предвидеть их появление и своевременно профилактировать, тонко регулировать конфликтогенные взаимоотношения; д) профессионально-конфликтологический: мастерское владение широким репертуаром конфликтологических техник, способность эффективно работать с самыми различными видами и типами конфликтов.

В структуру КК психолога входят: 1) знание современной конфликтологии; 2) профессиональные убеждения, основанные на принятии современных конфликтологических концепций, на преодолении конфликтофобии; 3) базовые навыки поведения в конфликте (управления эмоциями в конфликте; слушания и понимания оппонента в конфликте; защитного поведения и противодействия; ведения переговоров); 4) основные умения работы с конфликтами среди персонала (См .Психология работы с конфликтами среди персонала); 5) конфликтологическое мышление, владении принципами и способами работы при конфликтах (см. Психотехнология работы с конфликтами среди персонала).

vserossijskaya-nauchno-prakticheskaya-konferenciya-ukreplenie-nacionalnoj-bezopasnosti-rossii-demograficheskie-i-migracionnie-aspekti.html
vserossijskaya-nauchno-tehnicheskaya-konferenciya-metodi-i-sredstva-obrabotki-informacii.html
vserossijskaya-nauchno-tehnicheskaya-konferenciya-studentov-aspirantov-i-molodih-uchenih-nauchnaya-sessiya-tusur-2012-posvyashennaya-50-letiyu-tusura-16-18-maya-2012-g.html
vserossijskaya-olimpiada-nashe-nasledie-rezultati-shkolnogo-tura-2011-12-uchebnogo-goda.html
vserossijskaya-olimpiada-shkolnikov-doklad-mu-upravlenie-obrazovaniya-babushkinskogo-municipalnogo-rajona.html
vserossijskaya-olimpiada-shkolnikov-po-informatike-stranica-2.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/voprosi-k-kandidatskomu-ekzamenu-po-specialnosti-13-00-05-teoriya-metodika-i-organizaciya-socialno-kulturnoj-deyatelnosti.html
  • desk.bystrickaya.ru/plan-konspekt-uroka-po-tehnologii-v-9-klasse-posvyashennogo-65-letiyu-pobedi-v-velikoj-otechestvennoj-vojne.html
  • lecture.bystrickaya.ru/a-n-leontev-stranica-4.html
  • institute.bystrickaya.ru/godovoj-otchet-oao-otp-bank-za-2010-god.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/fonostenografiya-stranica-5.html
  • esse.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-po-predmetu-algebra.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-po-discipline-kulturologiya.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/metodika-i-tehnologii-socialno-pedagogicheskoj-deyatelnosti-voprosi-dlya-obsuzhdeniya-principi-socialnoj-pedagogiki-sushnost-metodov-socialno-pedagogicheskoj-deyatelnosti.html
  • uchit.bystrickaya.ru/tema-9-strategicheskoe-i-operativnoe-planirovanie-marketinga-na-predpriyatii-posledovatelnost-razrabotki-planov.html
  • desk.bystrickaya.ru/organizacionno-metodicheskaya-deyatelnost-plan-raboti-upravleniya-obrazovaniya-starooskolskogo-gorodskogo-okruga-na-2010-god.html
  • notebook.bystrickaya.ru/kassacionnoe-proizvodstvo-i-ego-problemi-chast-2.html
  • tests.bystrickaya.ru/metodicheskie-rekomendacii-po-provedeniyu-uchebno-proizvodstvennoj-praktiki-studentov-vuzov-i-srednih-specialnih-uchebnih-zavedenij-v-arhive-prezidenta-respubliki-kazahstan.html
  • holiday.bystrickaya.ru/obsherossijskij-klassifikator-produkcii-ok-005-93-utv-postanovleniem-gosstandarta-rf-ot-30-12-1993-n-301-data-vvedeniya-01-07-1994-kodi-01-0000-51-7800-stranica-59.html
  • desk.bystrickaya.ru/otchet-o-hode-i-effektivnosti-realizacii-vedomstvennih-celevih-programm-za-2010-god-vedomstvennaya-celevaya-programma-upravlenie-kachestvom-v-zdravoohranenii-na-2008-2011-godi.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/metodicheskie-rekomendacii-po-vipolneniyu-samostoyatelnoj-raboti-k-uchebnoj-discipline-biologiya.html
  • spur.bystrickaya.ru/literatura-anikeeva-n-e-n-anikeeva.html
  • institute.bystrickaya.ru/glava-desyataya-sergej-suhinov-bitva-v-podzemnoj-strane-bez-kartinok.html
  • knigi.bystrickaya.ru/sabati-tairibi-abajdi.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/lekciya-1-7-sent.html
  • bukva.bystrickaya.ru/protokol-3-soveshaniya-aktiva-mnogokvartirnih-domov-rajona-marino-upravlyaemih-oao-uk-gorodskaya.html
  • lesson.bystrickaya.ru/p-ya-grigorev-holodnie-blyuda-i-zakuski-chast-6.html
  • essay.bystrickaya.ru/ekonomicheskoe-soderzhanie-kapitala.html
  • school.bystrickaya.ru/bankovskoe-delo-chast-3.html
  • diploma.bystrickaya.ru/vejvlet-analiz-signalov-i-ego-primenenie.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/prikaz-ot-30-08-2010-g-969-g-kemerovo-oporyadke-obespecheniya-dostupa-k-informacii-o-deyatelnosti-departamenta-ohrani-zdorovya.html
  • school.bystrickaya.ru/bezopasnost-informacionnih-tehnologij.html
  • klass.bystrickaya.ru/b-korpusini-bos-memlekettk-kmshlk-lauazimina-ornalasu-shn-tmeng-memlekettk-kmshlk-lauazimina-zhalpi-konkurs.html
  • assessments.bystrickaya.ru/elektrodvigateli-asinhronnie-doverennosti-i-pasporta-dlya-polucheniya-schetov-po-elektronnoj-pochte-vam-neobhodimo.html
  • testyi.bystrickaya.ru/avtor-programmi-docent-kafedri-predprinimatelskogo-prava-kandidat-yuridicheskih-nauk-kondrashkova-o-n.html
  • desk.bystrickaya.ru/osobie-ekonomicheskie-zoni-kak-institucionalnie-instrumenti-vklyucheniya-rossii-v-globaliziruyusheesya-mirovoe-hozyajstvo.html
  • lesson.bystrickaya.ru/osnovi-logisticheskoj-koncepcii.html
  • vospitanie.bystrickaya.ru/yazik-programmirovaniya-si.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/sovremennoe-sostoyanie-rossijskogo-profsoyuznogo-dvizheniya-ego-vklad-v-formirovanie-i-stanovlenie-grazhdanskogo-obshestva-v-rossijskoj-federacii.html
  • letter.bystrickaya.ru/metodika-ischisleniya-nalogooblagaemoj-pribili-platezhi-predpriyatiya-v-byudzhet-ponyatiya-i-metodi-minimizacii-predprinimatelskih-riskov.html
  • grade.bystrickaya.ru/obrazovanie-zemli14-sentyabrya-metodicheskoe-posobie-po-discipline-koncepcii-sovremennogo-estestvoznaniya-soderzhit.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.