.RU

Впоисках чудесного. Фрагменты неизвестного учения Перевод Н. В. фон Бока. (c) Издательство Чернышева. Спб., 1992 - страница 24




- Постарайтесь понять, что такое микрокосмос, - ответил Гурджиев. - Если вам удастся это понять, тогда все остальное, о чем вы теперь спрашиваете, станет для вас ясным.


Помню также, что, когда позже мы говорили об этом, вопрос решался совсем легко, если мы принимали "микрокосмос" за человека. Конечно, все было условным; тем не менее, этот подход находился в согласии со всей системой, изучающей мир и человека. Каждое индивидуальное живое существо - собаку, кошку, дерево, - можно принять за микрокосмос; сочетание всех живых существ составляет тритокосмос, или органическую жизнь на Земле. Эти определения казались мне единственно логически возможными, и я не мог понять, почему Гурджиев возражает против них.


Во всяком случае, вернувшись несколько позже к идее космосов, я решил принять человека за микрокосмос, а тритокосмосом считать органическую жизнь на Земле.


В этом случае многое стало казаться более взаимосвязанным. И вот однажды, просматривая рукопись "Проблесков истины", которую дал мне Гурджиев, т.е. рукописное начало повести, читанной в московской группе, когда я впервые туда попал, я нашел в ней выражения "макрокосмос" и "микрокосмос"; слово "микрокосмос" означало там человека.


"Теперь, обладая некоторой идеей законов, управляющих жизнью макрокосмоса, вы вернулись к Земле. Припомните слова: "Как наверху, так и внизу". Я думаю, что и без дальнейшего объяснения вы не станете оспаривать утверждения, что жизнь индивидуального человека, микрокосмос, управляется теми же законами". ("Проблески истины").


Это еще более укрепило нас в решении относить термин "микрокосмос" к человеку. Позднее нам стало ясно, почему Гурджиев применял понятие "микрокосмос" к величинам, малым сравнительно с человеком, к чему он и направлял наше внимание.


Я помню разговор на эту тему.


"Если мы хотим графически изобразить взаимоотношения космосов, - сказал я, - мы должны принять микрокосмос, т.е. человека, за точку. Иными словами, рассматривать его как бы на огромном расстоянии от себя. Тогда его жизнь в тритокосмосе, среди других людей и в центре природы, будет линией, которую он вычерчивает на поверхности земного шара, передвигаясь с места на место. В мезокосмосе, т.е. взятая в связи с двадцатичетырехчасовым движением вокруг своей оси, эта линия станет плоскостью, тогда как взятая в отношении к Солнцу, т.е. с учетом движения Земли вокруг Солнца, она станет трехмерным телом, иными словами, чем-то реально существующим, чем-то реализованным. Но так как исходным пунктом - человеком, или микрокосмосом, - было также трехмерное тело, в итоге у нас появляются две трехмерности.


"В этом случае все возможности человека осуществляются в Солнце. Это соответствует тому, что было сказано раньше, а именно, что человек номер семь становится бессмертным в пределах Солнечной системы.


"За пределами Солнца, т.е. за пределами Солнечной системы, он не имеет и не может иметь существования; иначе говоря, с точки зрения следующего космоса, он не существует. Макрокосмос - это такой космос, в котором реализуются возможности тритокосмоса, и человек может существовать в макрокосмосе только в виде атома тритокосмоса. Возможности Земли осуществляются в мегалокосмосе, а возможности Солнца - в протокосмосе.


"Если микрокосмос, или человек, является трехмерным телом, тогда тритокосмос, органическая жизнь на Земле, есть четырехмерное тело. Земля обладает пятью измерениями, а Солнце - шестью.


"Обычная научная точка зрения считает человека трехмерным телом; органическую жизнь на Земле она полагает скорее феноменом, чем трехмерным телом; трехмерными телами для нее являются Солнце и Млечный Путь.


"Неточность этого взгляда становится очевидной, если мы попытаемся постичь существование одного космоса внутри другого, т.е. низшего космоса в высшем, меньшего в большем. например, существование человека внутри органической жизни или в отношении к органической жизни. В этом случае органическую жизнь неизбежно приходится принимать за время. Существование во времени есть протяженность в четвертом измерении.


"И Землю нельзя считать трехмерным телом. Она была бы трехмерной, если бы не двигалась. Ее движение вокруг оси делает человека пятимерным существом, тогда как движение вокруг Солнца делает ее самое четырехмерной. Земля - это не шар, а спираль, окружающая Солнце, и само Солнце шар, а особого рода веретено внутри этой спирали. И спираль, и веретено, взятые вместе, должны в следующем космосе обладать боковым движением; но каков результат этого движения, мы не знаем, ибо не знаем ни его природы, ни направления.


"Далее, семь космосов представляют собой "цикл измерений"; но это не значит, что цепь космосов заканчивается микрокосмосом. Если человек является микрокосмосом, т.е. космосом в самом себе, тогда микроскопические клетки, составляющие его тело, находятся почти в таком же отношении к нему, каково его собственное отношение к органической жизни на Земле. Микроскопическая клетка, которая находится на грани различимости в микроскоп, состоит из миллиардов молекул, заключающих в себе следующую ступень, следующий космос. Двигаясь еще дальше, можно сказать, что следующим космосом будет электрон. Таким образом, мы получили второй микрокосмос -клетку, третий микрокосмос - молекулу и четвертый микрокосмос - электрон. Эти подразделения - "клетки", "молекулы" и "электроны" - возможно, являются весьма несовершенными, и со временем наука установит другие, но принцип останется все тем же, и низшие космосы всегда, будут находиться к микрокосмосу в одном и том же отношении."


Трудно воспроизвести все наши разговоры того времени о космосах.


Особенно часто я вспоминал слова Гурджиева о том, что в разных космосах время оказывается различным. Я чувствовал, что здесь скрывается загадка, которую я могу и должен решить.


Наконец, пытаясь собрать воедино все свои мысли на эту тему, я принял человека за микрокосмос. Целующим по отношению к человеку космосом стала "органическая жизнь на Земле", которую я назвал тритокосмосом, хотя и не понимал этого названия и не сумел бы ответить на вопрос, почему органическая жизнь на Земле является "третьим" космосом. Но название не имело значения, После этого все пришло в согласие с системой Гурджиева. Ниже человека, т.е. в качестве следующего малого космоса, находилась "клетка". Это не всякая клетка и не клетка при любых условиях, но достаточно крупная клетка, например, эмбрион в человеческом организме. В качестве следующего космоса можно взять клетку ультрамикроскопической величины. Идея двух космосов в микроскопическом мире, т.е. идея двух микроскопических индивидов, отличающихся друг от друга в такой же степени, в какой "человек" отличается от "крупной клетки", в бактериологии представляется совершенно очевидной. Следующим космосом является молекула, а следующим - электрон. Ни "молекула", ни "электрон" не представлялись мне достаточно надежно определенными; но за отсутствием других определений приходилось воспользоваться существующими.


Такая последовательность, несомненно, вводила или поддерживала полную несоизмеримость между космосами, т.е. сохраняла отношение нуля к бесконечности. Позднее эта система сделала возможными многие интересные конструкции.


Идея космосов получила дальнейшее развитие только через год после того, как мы о ней услышали, весной 1917 года, когда мне впервые удалось построить "таблицу времени в различных космосах". Но об этой таблице я расскажу позднее. Прибавлю только, что Гурджиев так никогда и не рассказал, как обещал, о названиях космосов и о происхождении этих названий.


^ µГЛАВА 11§


"Если пшеничное зерно, падши в землю, не умрет, то останется одно". - Книга афоризмов. - Пробудиться, умереть, родиться. - Что мешает человеку вновь родиться? - Что мешает человеку "умереть"? - Что мешает человеку пробудиться? - Отсутствие понимания собственного ничтожества. - Что значит понять собственное ничтожество? - Что препятствует такому пониманию? - Гипнотическое влияние жизни. - Сон, в котором живут люди, - это гипнотический сон. - Волшебник и овцы. - "Кундалини". - Воображение. - Будильники. Организованная работа. - Группы. - Можно ли работать в группах без учителя? - Работа по самоизучению в группах. Зеркала. - Обмен наблюдениями. - Общие и индивидуальные условия. - Правила. - "Главный недостаток". - Понимание собственного ничтожества. - Опасность подражания в работе. - "Преграды". - Истина и ложь. - Искренность с самим собой. - Усилия. - Аккумуляторы. - Большой аккумулятор. - Интеллектуальная и эмоциональная работа. - Необходимость чувства. - Чувством можно понять то, чего нельзя понять умом. - Эмоциональный центр - более тонкий аппарат, нежели интеллектуальный центр. - Объяснение зевания в связи с аккумуляторами. - Роль и значение смеха в жизни. Отсутствие смеха, в высших центрах.


- Мне часто задают вопросы, связанные с различными текстами, притчами и т.п. из Евангелий. - сказал как-то Гурджиев. - По-моему, для нас еще не пришло время говорить о Евангелиях: для этого требуется гораздо больше знаний. Но время от времени мы будем брать какой-нибудь евангельский текст в качестве отправной точки для своих бесед. Это научит вас правильному подходу к ним и прежде всего пониманию того факта, что в известных нам текстах самые важные пункты обычно отсутствуют.


"Для начала возьмем известный текст о зерне, которое должно умереть, чтобы родиться:


"Если пшеничное зерно, падши в землю, не умрет, то останется одно, а если умрет, то принесет много плода".


"У этого текста много разных значений, и мы будем часто к нему возвращаться. Но прежде всего необходимо узнать принцип, который содержится в данном тексте, - и узнать, как его в полной мере применять к человеку.


"Существует книга афоризмов, которая никогда не была и, вероятно, никогда не будет опубликована. Я упоминал уже об этой книге в связи с вопросом о смысле знания и цитировал оттуда один афоризм. Касательно того, что мы обсуждаем, в этой книге говорится следующее:


"Человек способен родиться; но, чтобы родиться, он должен сперва умереть; а прежде чем умереть, ему необходимо пробудиться".


"В другом месте эта книга утверждает:


"Когда человек пробудится, он может умереть; а когда он умрет, он способен родиться."


"Мы должны выяснить, что это значит.


"Пробудиться", "умереть", "родиться" - вот три стадии, следующие одна за другой. Если вы будете внимательно изучать Евангелия, то увидите, что там часто говорится о возможности родиться; несколько раз упоминаются возможность "умереть" и много раз - необходимость "пробуждения": "Бодрствуйте, ибо не знаете ни дня, ни часа" и так далее. Но эти три возможности человека - пробудиться, т.е. не спать умереть и родиться - не поставлены в связь одна с другой. Тем не менее, все дело именно в этом. Если человек, умирает не пробудившись, он не способен родиться. Если человек рождается не умерши, он может стать "бессмертной вещью". Таким образом, тот факт, что он "не умер", не позволяет человеку "родиться"; а тот факт, что он еще не пробудился, препятствует его "смерти"; и если ему придется "родиться" не умерши, это воспрепятствует его бытию.


"Мы уже достаточно говорили о смысле выражения "родиться". Это относится к началу нового роста сущности, к началу формирования индивидуальности, к началу появления неделимого Я.


"Но чтобы достичь этого состояния или, по крайней мере, начать его достижение, человек должен умереть, т.е. освободиться от тысячи мелких привязанностей и отождествлений, которые удерживают его в том положении, в котором он находится. Он привязан ко всему в своей жизни - к своему воображению, к глупости, даже к страданиям; возможно, именно к ним он привязан больше, чем к чему-либо. Он должен освободиться от этих привязанностей. Привязанность к вещам, отождествление с вещами сохраняет живыми тысячи бесполезных "я" внутри человека. Эти "я" должны умереть, чтобы родилось большое Я. Но как заставить их умереть? Они не желают умирать. И как раз здесь на помощь приходит возможность пробуждения. Пробудиться - значит осознать свое ничтожество, т.е. осознать свою полную и абсолютную механичность. полную и абсолютную беспомощность. Недостаточно понять это философски, на словах, Необходимо понять все на ясных, простых и конкретных фактах из собственной жизни. Когда человек начнет узнавать себя, он увидит в себе много такого, что приведет его в ужас. Пока человек не пришел от себя в ужас, он ничего о себе не знает. Но вот человек увидел в себе нечто, вызвавшее в нем ужас. Он решает отбросить это качество, прекратить его, положить ему конец. Однако сколько бы усилий он ни предпринимал, он чувствует, что не в состоянии ничего сделать, и все остается таким, каким было. Здесь он увидит свое бессилие, свою беспомощность, свое ничтожество. Или же, начиная узнавать себя, человек видит, что у него нет ничего собственного, и все, что он считал своим - взгляды, мысли, убеждения, вкусы, привычки, даже заблуждения и пороки, - все это не принадлежит ему, а сформировалось благодаря подражанию или было заимствовало откуда-то в готовом виде. Поняв это, человек осознает свое ничтожество. Осознав свое ничтожество, человек увидит себя таким, каков он есть на самом деле, и должен запомнить этот факт и не забывать его ни на одну секунду, ни на одно мгновение.


"Такое постоянное осознание своего ничтожества и своей беспомощности в конце концов придает человеку смелость "умереть", т.е. умереть не просто мысленно, в своем сознании, а на самом деле, отказаться по-настоящему и навсегда от тех аспектов самого себя, которые или не являются необходимыми с точки зрения собственного роста, или препятствуют ему. Этими аспектами оказываются прежде всего все его ложные "я", а затем все его фантастические идеи о своей "индивидуальности", о "воле", "сознании", "способности делать", о своих "силах", "инициативе", "решимости" и т.п. "Но чтобы видеть какую-то вещь всегда, человек должен сначала увидеть ее хотя бы на секунду. Все новые силы и способности понимания приходят в одном и том же порядке. Сначала они возникают в виде вспышек в короткие и редкие мгновения; затем появляются чаще и продолжаются дольше, пока наконец, после длительной работы, не станут постоянными. То же самое относится и к пробуждению. Сразу пробудиться полностью невозможно. Надо сначала пробуждаться на короткие мгновения. Но, сделав некоторое усилие, преодолев некоторое препятствие, приняв решение, после которого нет возврата, необходимо умереть раз и навсегда. Это было бы трудно, даже невозможно, если бы такому событию не предшествовало медленное и постепенное пробуждение.


"Однако существуют тысячи вещей, которые препятствуют пробуждению человека, удерживают его во власти сновидений. Чтобы действовать сознательно, с намерением пробудиться, необходимо знать природу тех сил, которые удерживают человека в состоянии сна.


"Прежде всего необходимо понять, что сон, в котором протекает человеческое существование, - это не нормальный, а гипнотический сон. Человек погружен в гипнотическое состояние, и это состояние постоянно в нем поддерживается и укрепляется. Можно подумать, что существуют силы, которым выгодно и полезно держать человека в гипнотическом состоянии, не давая ему увидеть истину и понять свое положение.


"Есть восточная сказка, в которой рассказывается о богатом волшебнике, у которого было много овец. Волшебник был очень жаден и не хотел нанимать пастухов, не желал строить изгородь вокруг пастбища, где паслись его овцы. Из-за этого овцы часто забредали в лес, падали в пропасть и т.д. Самое же главное - они убегали от него, так как знали, что волшебнику нужны их мясо и шкуры.


"И вот наконец волшебник отыскал средство. Он загипнотизировал овец и, во-первых, внушил им, что они бессмертны, что, сдирая с них шкуры, им не причиняют вреда, а наоборот, такая операция будет им приятной и даже полезной. Во-вторых, он внушил им, что сам он, волшебник, - их добрый хозяин, который так сильно любит свое стадо, что готов сделать для него все, что угодно. В-третьих, он внушил им, что если с ними вообще что-нибудь случится, то это произойдет не сразу, во всяком случае, не в один день, а поэтому им и не стоит об этом думать. Наконец, волшебник внушил овцам, что они совсем не овцы, что одни из них - львы, другие - орлы, третьи - люди, четвертые - волшебники.


"И после этого всем его заботам и беспокойствам настал конец: овцы никуда больше не убегали, а спокойно ждали того часа, когда волшебнику потребуются их мясо и шкуры.


"Эта сказка очень хорошо иллюстрирует положение человека.


"В так называемой "оккультной" литературе вы, вероятно.. встречались с выражением "кундалини": "огонь кундалини" или "змея кундалини". Это выражение употребляют, чтобы обозначить необычную силу особого рода, которая существует в человеке и которую можно пробудить. Однако ни одна из существующих теорий не дает правильного объяснения силы кундалини. Иногда ее связывают с половыми функциями, с половой энергией, т.е. с возможностью использовать половую энергию для иных целей. Это предположение совершенно ошибочно, потому что кундалини может находиться в любом месте. Кроме того, кундалини не является чем-то желательным или полезным для развития человека. Любопытно, что оккультисты ухватились за услышанное где-то слово, но совершенно изменили его смысл и превратили ужасную и опасную вещь в нечто, вызывающее надежды и ожидаемое, как благословение.


"На самом деле кундалини - это сила воображения, сила фантазии, которая подменяет собой реальную функцию. Когда человек мечтает вместо того, чтобы действовать, когда его мечты становятся на место действительности, когда человек воображает себя львом, орлом или волшебником, это в нем действует сила кундалини. Кундалини может действовать во всех центрах, и с ее помощью все центры удовлетворяются воображаемым вместо реального. Овца, которая считает себя львом или волшебником, живет под властью кундалини.


"Кундалини - сила, заложенная в людей для того, чтобы удерживать их в нынешнем состоянии. Если бы люди сумели увидеть свое истинное положение, если бы они осознали весь его ужас, они ни секунды не смогли бы оставаться там, где находятся. Они стали бы искать выход из положения и очень скоро нашли бы его, ибо выход есть; но людям не удается увидеть его, потому что они загипнотизированы. А кундалини - это как раз та сила, которая удерживает их в гипнотическом состоянии. "Пробудиться" - значит выйти из состояния гипноза. В этом и состоит главная трудность - но в этом же и гарантия возможности пробуждения, так как органических причин для сна нет, и человек может пробудиться.


"Теоретически может; но практически это почти невозможно, потому что как только человек хотя бы на мгновенье пробуждается, как только он открывает глаза, все силы, которые заставляют его спать, действуют на него с удесятеренной энергией, и он вновь погружается в сон, причем нередко ему снится, что он пробудился или пробуждается.


"В обычном сне бывают такие состояния, когда человек хочет проснуться, но не в силах это сделать. Он говорит себе, что проснулся, а на деле продолжает спать. Так может повториться несколько раз, пока он наконец не проснется. Но при обычном сне человек, если уж он проснулся, находится в состоянии, отличном от сна; в гипнотическом же состоянии дело обстоит по-иному: здесь нет, по крайней мере, сначала, объективных признаков пробуждения, человек не может ущипнуть себя, чтобы удостовериться, что он не спит. И если, не приведи Бог, человек слышал что-то об этих объективных признаках, кундалини сейчас же преобразует их в игру воображения и грезы.


"Только тот, кто вполне сознает трудности пробуждения, может понять и необходимость долгой и тяжелой работы для того, чтобы пробудиться.


"Вообще говоря, что нужно для того, чтобы разбудить спящего? Нужен хороший толчок. Но когда человек спит крепким сном, одного толчка недостаточно, требуется долгий период непрерывных толчков. Следовательно, должен существовать кто-то такой, кто будет производить эти толчки. Я уже говорил, что, если человек хочет пробудиться, ему надо нанять кого-то, кто долгое время будет его расталкивать. Но кого же он сумеет найти, если каждый погружен в сон? Один человек наймет другого, чтобы тот его будил; но сам нанятый тоже уснет. Какая польза от такого помощника? Кроме того, человек, который действительно пробудился, вряд ли будет тратить свое время на пробуждение других; у него может оказаться своя собственная, гораздо более важная работа.


"Можно пробудиться и при помощи механических средств, например, при помощи будильника. Но вся беда в том, что человек очень быстро привыкает к будильнику и перестает его слышать. Поэтому нужно много будильников, нужно окружать себя будильниками, которые не дадут спать. Однако и в этом случае есть известные трудности: будильники надо заводить, а чтобы их заводить, надо о них помнить; чтобы помнить о будильниках, человеку придется часто просыпаться. И еще хуже: человек привыкнет ко всем этим будильникам и спустя некоторое время будет спать с ними еще крепче. Поэтому будильники приходится то и дело менять, постоянно изобретать новые. Со временем это поможет человеку пробудиться, но очень мало шансов на то, чтобы человек сам проделал всю работу - заводил будильники, менял их, изобретал новые - без посторонней помощи. Гораздо вероятнее, что ой начнет эту работу," но вскоре она перейдет в сон; во сне он увидит, что изобретает будильники, заводит их и меняет: благодаря чему будет спать еще крепче.


"Вот почему для пробуждения необходимо сочетание усилий. Нужно, чтобы кто-то будил человека, а кто-то наблюдал за ним и за тем, кто его будит: нужно иметь будильники и постоянно изобретать новые.


"Но чтобы достичь этого и получить результаты, несколько человек должны работать вместе. Одному человеку здесь ничего не сделать.


"И вот выходит, что прежде всего человеку нужна помощь. Но помощь не в состоянии прийти к одному человеку те, кто способен помочь, очень ценят свое время и, конечно, предпочли бы помочь, скажем, двадцати или тридцати человекам, желающим пробудиться, а не одному. Кроме того, как было сказано выше, один человек легко может обмануться и принять за пробуждение новый сон. Если же несколько человек решают бороться со сном сообща, они будут будить друг друга. Может случиться, что двадцать из них заснут, а двадцать первый будет бодрствовать и разбудит всех остальных. Точно так же обстоит дело и с будильниками. Один человек изобретет один будильник, другой - второй; а потом они смогут обменяться. Все вместе они окажут друг другу огромную помощь; без такой помощи никто ничего не в состоянии достичь.


"Поэтому человек, желающий пробудиться, должен искать других людей, которые тоже хотят пробудиться, и работать вместе с ними. Однако это легче сказать, чем сделать, чтобы начать такую работу и организовать ее, требуется знание, которым заурядный человек не обладает. Нужно организовать работу, и в работе необходим руководитель. Только тогда она даст результаты, которых от нее ожидают. Без этих условий никакие усилия не дадут результатов. Люди способны мучить себя, но мучения не заставят их пробудиться. Некоторым людям труднее всего понять именно это. Сами по себе, по собственной воле, они, возможно, способны на большие усилия и значительные жертвы. Но в том случае, когда их первым усилием и первой жертвой должно стать послушание, ничто на свете не заставит их повиноваться другому. И они не желают допустить до себя и мысли о том, что все их усилия и жертвы бесполезны.


"Работу необходимо организовать, а это может лишь тот, кто знает ее проблемы и цели, кто знает ее методы; организатором может быть только такой человек, который в свое время уже прошел через организованную работу.


"Обычно, человек начинает свои занятия в небольшой группе. Эта группа имеет общую связь на разных уровнях с подобными же группами, которые, рассмотренные вместе, составляют так называемую "подготовительную школу".

vsvoem-pervom-bolshom-romane-smert-delo-odinokoe-napisannom-cherez-20-let-posle-romana-chto-to-strashnoe-gryadet-master-sovremennoj-fantastiki-r-bredberi-stranica-20.html
vsvoem-pervom-bolshom-romane-smert-delo-odinokoe-napisannom-cherez-20-let-posle-romana-chto-to-strashnoe-gryadet-master-sovremennoj-fantastiki-r-bredberi-stranica-9.html
vsvyazi-s-informacionnim-soobsheniem-vak-o-poryadke-formirovaniya-perechnya-vedushih-recenziruemih-nauchnih-zhurnalov-i-izdanij-v-kotorih-dolzhni-bit-opublikovani-osno.html
vsya-eta-knigaeres-ot-nachala-i-do-konca-no-eto-daleko-ne-polnoe-sobranie-eresej-kotorie-mogut-prijti-na-um-lyudyam-esli-im-udarili-v-golovu-misli-o-dobre-i-zle-stranica-10.html
vsya-eta-knigaeres-ot-nachala-i-do-konca-no-eto-daleko-ne-polnoe-sobranie-eresej-kotorie-mogut-prijti-na-um-lyudyam-esli-im-udarili-v-golovu-misli-o-dobre-i-zle-stranica-18.html
vsya-eta-knigaeres-ot-nachala-i-do-konca-no-eto-daleko-ne-polnoe-sobranie-eresej-kotorie-mogut-prijti-na-um-lyudyam-esli-im-udarili-v-golovu-misli-o-dobre-i-zle-stranica-6.html
  • universitet.bystrickaya.ru/trebovaniya-k-rezultatam-osvoeniya-osnovnoj-obrazovatelnoj-programmi-stranica-2.html
  • lesson.bystrickaya.ru/problemi-vnedreniya-plastikovih-kartochek-na-primere-stavropolskogo-banka-sberbanka-rf.html
  • abstract.bystrickaya.ru/136-uroven-i-kachestvo-zhizni-naseleniya-kompleksnaya-programma-socialno-ekonomicheskogo-razvitiya-ust-tarkskogo-rajona.html
  • pisat.bystrickaya.ru/trebovaniya-k-poyasnitelnoj-zapiske-k-samostoyatelnoj-rabote-po-kursu-filosofiya-2006-g.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/sofijsko-gradsko-obshinsko-upravlenie-fond-1k-inventaren-opis-3-stranica-5.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/vo-vtoroj-polovine-xii-v-oboznachilsya-perehod-polovcev-k-klassovomu-obshestvu-to-est-perehod-ot-dostatochno-amorfnih-rodo-plemennih-obedinenij-gotovie-k-orda.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/ponyatie-i-istochniki-diplomaticheskogo-i-konsulskogo-prava-chast-5.html
  • shpora.bystrickaya.ru/zadanie-na-kursovuyu-rabotu-2-stranica-2.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/glava-tretya-konopnickaya-m-projsler-o-kryus-dzh-ognomah-i-sirotke-marise.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/respublika-marij-el-itogi-aprobacii-kompleksnogo-uchebnogo-kursa-osnovi-religioznih-kultur-i-svetskoj-etiki.html
  • student.bystrickaya.ru/39-pochemu-predstavitelej-istoricheskoj-shkoli-prinyato-otnosit-k-netradicionnomu-napravleniyu-v-ekonomicheskoj-nauke.html
  • notebook.bystrickaya.ru/k-k-stanislavskij-rabota-aktera-nad-rolyu-stranica-10.html
  • nauka.bystrickaya.ru/vesennie-yavleniya-v-prirode-smbn-4-k-end-391-0512.html
  • tests.bystrickaya.ru/metodicheskie-rekomendacii-po-napisaniyu-kontrolnoj-raboti-dlya-studentov-zaochnoj-formi-obucheniya.html
  • lesson.bystrickaya.ru/metodi-izmereniya-chastoti.html
  • college.bystrickaya.ru/2008-2009-uchebnij-god-voprosi-studentam-6-kursa-zaochnogo-otdeleniya-dlya-gosudarstvennogo-ekzamena-po-istorii-hudozhestvennogo-obrazovaniya.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-specialnost-reklama-status-disciplini.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/predstavlenie-tekstovoj-i-graficheskoj-informacii-v-elektronnom-vide.html
  • books.bystrickaya.ru/dionis-bahus-vakh-zadacha-etoj-knigi-prosta-poznakomit-chitatelya-s-naibolee-znamenitimi-iz-bogov-kotorim-v.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/primernaya-tematika-diplomnih-proektov-metodicheskoe-posobie-po-itogovoj-gosudarstvennoj-attestacii-po-specialnosti.html
  • occupation.bystrickaya.ru/obshie-vidi-rabot-vipolnyaemih-na-vozdushnih-sudah.html
  • assessments.bystrickaya.ru/doch-markiza-dyuma-stranica-16.html
  • thesis.bystrickaya.ru/programma-nauchno-prakticheskoj-konferencii-gosudarstvenno-chastnoe-partnerstvo-v-innovacionnih-sistemah.html
  • nauka.bystrickaya.ru/uchebno-tematicheskoe-planirovanie-po-istorii-klass-10-uchitel-mizyukova-lyubov-vladimirovna.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/upolnomochennij-organ-po-zanyatosti-stranica-6.html
  • doklad.bystrickaya.ru/uchebnoe-zadanie-po-modulyu-vid.html
  • report.bystrickaya.ru/instrumentarij-dlya-organizacii-i-provedeniya-asinhronnih-kompyuternih-konferencij.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/budennovskaya-poroda-loshadej-chast-5.html
  • lecture.bystrickaya.ru/amozhno-s-nad-230-blgarski-kshi-i-70-turski-namira-se-v-podnozhieto-na-ali-botush-na-istok-v-podnozhieto-na-cherna-gora-i-severozapadno-ot-strgach-pomina-stranica-8.html
  • letter.bystrickaya.ru/miloradov-ka-doc-kafmarketinga-rea-imgvplehanova-predposilki-vozniknoveniya-globalnogo-haraktera-deyatelnosti.html
  • nauka.bystrickaya.ru/urok-konferenciya-ya-potrebitel-metodicheskoe-posobie-provedenie-obrazovatelnih-programm-seminarov-po-povisheniyu.html
  • student.bystrickaya.ru/32-effektivnost-realizuemih-mer-po-liberalizacii-valyutnogo-rezhima-pasport-programmi-naimenovanie-programma.html
  • composition.bystrickaya.ru/otchet-o-rezultatah-samoobsledovaniya-municipalnogo-obsheobrazovatelnogo-uchrezhdeniya-surmenevskaya-srednyaya-obsheobrazovatelnaya-shkola.html
  • universitet.bystrickaya.ru/tema-4-sudebno-psihiatricheskaya-ekspertiza-v-grazhdanskom-processe-osobennosti-ekspertizi-nesovershennoletnih.html
  • education.bystrickaya.ru/11-kompleksnoe-soprovozhdenie-detej-iz-maloimushih-semej-byudzhetnoe-uchrezhdenie-hanti-mansijskogo-avtonomnogo-okruga-yugri.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.