.RU

ВВЕДЕНИЕ - Контрольные вопросы и задания 37


ВВЕДЕНИЕ

Ключевую роль в жизнедеятельности общества играет государство. Оно обеспечивает упорядочение и регулирование протекающих процессов и явлений в социальной, экономической, политической, духовной и других сферах общественной жизни. В той или иной степени государственное воздействие затрагивает интересы всего общества, отдельных социальных групп, слоев, организаций, объединений, общественно-политических движений и каждого гражданина. При этом государство воздействует не только на развитие процессов и явлений, протекающих в обществе, но и на общественные отношения, на проблемы, касающиеся ценностей, мировоззренческих установок, идей, политической самоорганизации сообществ, их жизнеспособности и эффективного функционирования.

На современном этапе своего развития Республика Беларусь переживает достаточно сложный период, связанный с формированием правовых, экономических, социальных основ нашего общества. Республика продвигается по пути укрепления конституционного строя, государственности, развития народовластия, утверждения принципов гражданского общества. Важнейшую роль в происходящих в стране успешных преобразованиях играет сильная и дееспособная система государственного управления. Исходя из критериев общественного блага, система государственного управления может и должна: не допускать нарушения правопорядка в обществе, норм и правил поведения на рынке; определять общие условия эффективного хозяйствования, темпы экономического роста; предотвращать криминализацию хозяйственной деятельности внутри страны, расслоение общества, стремление развитых стран, крупных иностранных корпораций использовать складывающуюся в республике ситуацию в своих экономических и политических целях; способствовать утверждению цивилизованных отношений между деловым миром, обществом и властными структурами. С сильной, дееспособной системой государственного управления народ Республики Беларусь связывает свои надежды на защиту жизни, здоровья, свободы, достоинства. Сегодня можно отметить определенную консолидацию позиций самых разных общественных и политических сил страны в отношении необходимости формирования эффективной системы государственного управления.

Разнонаправленность государственного управления определяет междисциплинарный характер этой области научных знаний и практической деятельности. Вопросы теории государства и его воздействие на различные стороны жизни общества рассматриваются в государствоведении, политологии (точнее, политических науках, так называется эта дисциплина практически во всем мире), конституционном праве, экономической теории, социологии и других науках. Поэтому, несомненно, она является результатом совместного творчества представителей различных научных дисциплин.

Вместе с тем на сегодняшний день назрела объективная необходимость отделения науки государственного управления (именно управления) от других дисциплин, которые применительно к ней следует рассматривать как смежные.

На Западе в теории государственного управления выделено государственное администрирование (public administration), которое в большей мере носит управленческий характер и имеет и другое название – административно-государственное управление.

Сам термин «государственное администрирование» характеризует как научную дисциплину, так и обширнейшую область практической деятельности, занимающуюся всеми вопросами государственного управления. Его можно рассматривать в узком и широком смысле. В узком смысле он означает профессиональную деятельность государственных чиновников. В широком смысле «public administration» включает всю систему административных институтов, подчиненных друг другу снизу доверху, каждый из которых выполняет свой, строго ограниченный круг функций.

С теоретической точки зрения административно-государственное управление базируется на общих концепциях научного управления и специфических для этой области знаниях (например, теории государственной бюрократии). Оно рассматривает вопросы организации, теорию и методологию (научные подходы, принципы государственного управления, его цели, задачи, функции, протекающие в системе государственного управления процессы, методы управления, с помощью которых решаются задачи государства и его структур различного уровня, обеспечивается достижение целей и задач развития страны), процесс принятия управленческих решений и технологии управления. Именно эти вопросы нашли отражение в предлагаемом вашему вниманию учебном пособии.

Целью данного учебного пособия является оказание научно-методологической поддержки при изучении и осмыслении теоретических и практических вопросов, связанных с системой государственного управления, ее функционированием и развитием.

Содержание учебного пособия соответствует типовой программе по дисциплине «Государственное управление» для высших учебных заведений по специальностям 1-26 01 01 «Государственное управление», 1-26 01 02 «Государственное управление и право», 1-26 01 03 «Государственное управление и экономика».

Авторы выражают надежду, что данное учебное пособие, по сути, первое в Республике Беларусь системно представляющее дисциплину «Государственное управление», будет полезно для всех, кто его изучает, будет способствовать более глубокому пониманию природы государственного управления, целостному восприятию и лучшему усвоению изучаемой дисциплины.

Авторы с благодарностью примут все замечания и пожелания для его дальнейшего совершенствования учебного пособия.


Н.Б.Антонова
^ РАЗДЕЛ I. ТЕОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ
ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ Глава 1. Понятие, сущность и характеристика государственного управления
Ключевые слова:

управление; социальное управление; государственное управление; парадигма; государство; социальные феномены; власть; легитимная государственная власть; гражданское общество; государственно-властные отношения; виды и уровни государственного управления; государственно-административное управление; политическое управление; масштабы; границы и возможности государственного управления



Вопросы


    1. Понятие и диалектика управления, современная управленческая парадигма.

    2. Государство и государственное управление как социальные феномены.

    3. Объективная необходимость, понятие и сущность государственного управления.

    4. Виды и уровни государственного управления.

    5. Государственно-административное и политическое управление.



^ 1.1. Понятие и диалектика управления, современная управленческая парадигма

Управление выступает как необходимый элемент жизнедеятельности людей. Оно является одной из трудных и ответственных сфер их интеллектуальной и практической деятельности, которое связано с реализацией их интересов и потребностей. Управление предопределено сознательным началом, знаниями, целевой ориентацией, волей и энергией человека. Отсюда управление можно рассматривать как процесс целенаправленного взаимодействия субъекта и объекта управления ради достижения социально значимых результатов.

Управление в обществе связано с использованием власти и возникает тогда, когда в нем есть социальная потребность. При этом, чем масштабнее общественные объединения людей, тем больше социальная потребность в управлении.

Как объективная реальность управление – это явление универсальное, поскольку имеет место во всех обществах, странах, во всех сферах общественной жизнедеятельности людей. Генезис управления в социальных сообществах позволяет рассматривать его как разновидность труда, исторически выделенную из групповой общественной деятельности людей. Следовательно, управление в социальных сообществах представляет собой специфический вид человеческой деятельности, который проявляется в различных формах и видах. В качестве объекта управления могут выступать естественные и физические процессы, технические системы, политические, экономические и социальные процессы, любые события, протекающие в обществе (естественно, речь идет о событиях, которыми можно управлять) и т. д.

Многовекторный характер управления порождает различные подходы к самому определению управления и множество понятий «управления». Во всей совокупности подходов можно выделить несколько наиболее распространенных.

Согласно общему подходу управление рассматривается как:

Функциональный подход позволяет рассматривать управление как:

Исходя из процессуального подхода, управление можно представить как:

^ Субъектно-объектный подход дает возможность трактовать управление как:

Исходя из всей совокупности представленных понятий, управление в самом общем понимании можно рассматривать как всевозможные формы и методы воздействия на объект с целью достижения желаемого результата.

При этом управление является не только универсальным, но и необходимым элементом окружающего нас мира, под воздействием которого могут изменяться положение, поведение и даже свойства как объекта, так и самого субъекта управления.

Управление в широком общесоциологическом смысле называется социальным управлением. Оно связано с управлением обществом путем применения социальных стимулов, средств, механизмов, когда различные группы, организации, институты, личности, действуя в своих интересах и в то же время выполняя «общие дела», воздействуют на состояние и развитие общества. Исходной концептуальной схемой, моделью постановки проблем и их решения, методов управления выступает управленческая парадигма (от греческого paradigma – пример, образец).

В общем виде парадигма отражает то, как мы видим других людей, события, ситуации, будущее, когда говорим об управлении не с точки зрения его психофизиологических возможностей, а в смысле умственного восприятия, понимания, толкования.

С научной точки зрения термин «парадигма» наиболее часто используется в значении «теории», «концепции», «доктрины», «модели», «представления», «системы взглядов».

Парадигма управления – это продукт видения и мышления, совокупность представлений об объекте, процессах, явлениях в системе управления и во вне его, это образ желаемого будущего, набор системообразующих идей и социальных ценностей, это сценарий возможных событий, обстоятельств и последствий.

При этом принципиально важное значение имеет насыщенность парадигмы ценностями, значимыми для конкретной социальной системы, на развитие и воспроизводство которых нацелен процесс управления.

Формирование парадигмы напрямую связано с принципами и законами управления. В последних, как известно, аккумулирован социальный опыт (положительный и негативный) многих поколений, и поэтому в различных управленческих ситуациях они выполняют роль отправного начала в информационном массиве при выборе позиции, оценке ситуации, принятии решения.

Процесс формирования парадигмы – это движение мысли, образ объекта или действия, основанный, прежде всего, на индивидуальном опыте управленца, на учете и использовании группового знания и опыта, а также экспертизе модели (проекта) парадигмы с точки зрения ее соответствия принципам и законам управления и при необходимости ее дальнейшей коррекции.

Любая система управления предполагает определенную иерархическую составляющую и, соответственно, несколько уровней управления. Это позволяет выделить общую и частную управленческие парадигмы и их содержание. Чем шире объект парадигмального отражения, тем значительнее должен быть представлен интеллектуальный компонент парадигмы, тем выше требования к философской культуре мышления и процедуре принятия решений.

Сформированная управленческая парадигма отражает степень профессионализма субъекта управления и включает познавательный, аналитический, ценностный, творческий и организационно-волевой компоненты.

В современных условиях развития управленческая парадигма должна опираться на четко выверенные ценностные ориентации, мировоззренческие позиции и установки, определять цели и содержание управленческого процесса с учетом состояния соответствующей системы управления. При этом наиболее значимой проблемой при формировании парадигмы является выделение системы ценностей, на которую ориентируется управленец при исполнении должностных обязанностей, а также принципы и законы управления, которые он знает и на которые он опирается.

Сегодня можно говорить о необходимости формирования новой управленческой парадигмы, предопределенной необходимостью учета в ней устойчивых мировых тенденций развития управления. К ним следует отнести:

При формировании парадигмы государственного управления необходимо исходить из перечисленных тенденций, а также учитывать природу и специфику государственного управления.

^ 1.2. Государство и государственное управление как социальные феномены

Государственное управление как социальный феномен предопределяется развитием двух его начал – управления и государства. Но если управление как вид человеческой деятельности, которое мы рассмотрели выше, присутствовало во все времена человеческой цивилизации, во всех сообществах и во всех сферах жизнедеятельности людей, то государственное управление возникает лишь на определенном этапе развития общества. Это связано с появлением государства, которое как социальный феномен «вызревало» не одно тысячелетие и лишь на определенном этапе своего развития оно предстало как универсальная организация населения.

Сегодня в мировом сообществе государство рассматривается как особый политический институт, который, с одной стороны, является неотъемлемой частью общества, а с другой – в какой-то мере отчужден от него, имеет свои закономерности развития и власть над обществом. Государство в любой стране должно обеспечивать стабильную и эффективную жизнедеятельность общества, социальный порядок и политическую стабильность, соблюдение общепринятых «правил игры» во всех сферах человеческой деятельности.

Современное государство можно рассматривать с позиции множества характерных для него признаков:

Государственная власть юридически и фактически обладает верховенством в обществе, имеет общетерриториальный характер. Она рассматривается как социально-политическое явление, а с юридической точки зрения, как институт конституционного права, т. е. как система правовых норм;

Отсюда государство можно рассматривать как основное орудие политической власти, признаками которого являются наличие органов и учреждений, осуществляющих функции власти; системы правовых норм и актов; определенной территории, на которую распространяется его юрисдикция.

Легализация государственной власти означает ее юридическое провозглашение и закрепление правомерности возникновения, организации и деятельности.

^ Легитимная государственная власть – это власть, которая соответствует представлениям народа об этой власти, связанным с материальными, политическим, духовными условиями общественной жизни, с личными запросами каждого человека.

Легитимность государственной власти определяется поддержкой ее населением, авторитетом у населения.

Государство в лице своих государственных институтов обеспечивает социально-экономическое развитие страны, духовное развитие общества, объединяет различные группы людей вокруг общепризнанных целей и ценностей, обеспечивает эффективный механизм реализации интересов всего общества во всех сферах деятельности.

Главная особенность государства состоит в том, что оно должно заниматься всеми составляющими жизнедеятельности общества и решать проблемы в интересах всех членов общества, формировать и выражать всеобщую волю.

Государство активно влияет на отношения, которые складываются между:

В современном мире государства отличаются друг от друга по своим масштабам, по социальному характеру, формам правления и формам политико-территориального устройства, государственному (политическому) режиму.

По формам правления государства отличаются системой организации государственной власти, которая отражает структуру органов государственной власти, их правовое положение, определяет высший орган государственной власти.

Исходя из роли, положения и характера деятельности высшего органа государственной власти, выделяют две основные формы правления:

По территориально-политической организации государства выделяют три формы государственно-территориального устройства:

Унитарное государство представляет собой единое централизованное государство, отличительные признаки которого предопределяются наличием некого «единства»:

Федеративное государство (сегодня их около 50) – это государство, состоящее из относительно самостоятельных государственных образований – субъектов федерации, обладающих определенной политической и юридической самостоятельностью. Примерами федеративных государств могут служить США, Германия, Россия, Канада, Бельгия, Испания и др.

В Конституциях федеративных государств, как правило, устанавливается объем прав и полномочий федерации и субъектов федерации, а также вопросы их совместного ведения.

Государства, объединенные общей целью и интересами в экономической, политической, военной сферах, могут образовывать межгосударственный союз – конфедерацию, основой которой является международный договор. Государства, входящие в этот союз, сохраняют свой государственный суверенитет и право выхода из этого образования.

Отличительными признаками конфедерации являются:

Несмотря на многообразие форм правления и форм государственного устройства главными целями любого государства в современном мире являются:

В отношении этих целей сегодня в мировом сообществе в целом достигнуто согласие.

Важной характеристикой государства является его тип. Выделяют демократический, социальный, правовой тип государства.

^ Демократическое государство – это тип государства, в котором на первый план выдвигаются интересы человека и гражданина, народ облечен высшей властью и осуществляет ее либо непосредственно, либо через своих избранных представителей. При этом в государстве все больше утверждаются такие демократические принципы, как:

Правовое государство – это тип государства, в котором действует принцип конституционализма, которое опирается на право и имеет развитую правовую систему, в котором реальная защита прав и свобод граждан осуществляются на основе верховенства закона, определяющего реальное разделение властей.

^ Социальное государство представляет собой тип государства, в котором главная цель – это обеспечение каждому члену общества достойного уровня и качества жизни, социальной защищенности и равных условий для самореализации личности.

В соответствии с действующей Конституцией ^ Республика Беларусь – это унитарное демократическое социальное правовое государство (ст. 1).

Высшей ценностью и целью белорусского общества и государства является человек, его права и свободы (ст. 2). В республике действует принцип верховенства права (ст. 7), государственная власть осуществляется на основе разделения ее на законодательную, исполнительную и судебную (ст. 6).

Рассматривая государство как политическую самоорганизацию людей, следует отметить, что оно неотделимо от общества и экономики. Государство, гражданское общество и экономика – это три составляющие единого целого.

Государство и гражданское общество тесно связаны между собой определенными отношениями, которые проявляются через взаимную ответственность. Государство способствует свободному развитию и самореализации человека, укрепляет его статус, объединяет людей.

^ Гражданское общество формирует единый комплекс ценностей и отношений. Его главными несущими конструкциями являются социальная и духовная сферы.

Социальная сфера состоит из специальных социальных интересов, социальных отношений, социальной инфраструктуры, которые отражают потребности человека; связаны с сохранением его жизни, его самообеспечением и воспроизводством, обеспечением его жизненными средствами, условиями, удовлетворяющими его социальные интересы. При этом государство несет ответственность перед обществом за состояние и развитие социальной сферы.

^ Духовная сфера отражает духовную культуру общества, систему его духовных ценностей: мировоззренческих, идеологических, этических, религиозных, художественных и др.

В то же время гражданское общество часто является ареной столкновений групповых или индивидуальных интересов людей, и механизмы, которые заложены в инфраструктуре гражданского общества, не всегда способны обеспечить его единство и жизнедеятельность. Определяющая роль здесь принадлежит государству, которое призвано выражать и защищать общую волю, совокупные интересы всех членов общества.

Основой развития любого государства, гарантией его независимости, условием стабильности и эффективности жизнедеятельности общества выступает экономика страны.

Экономика – это особая сфера, которая связана с производством благ и услуг, с ведением национального хозяйства. Она обеспечивает материальную жизнеспособность общества, создает условия для развития человека и социума в целом.

Уровень развития экономики определяет уровень и качество жизни народа, течение политических, социальных и экономических процессов, выступает базовой основой и важнейшим элементом формирования идеологии государства.

При этом экономика страны при всей своей самодостаточности и автономности не может существовать в вакууме и быть изолированой от человеческого социума. Она может эффективно функционировать в рамках определенного социального порядка и в условиях политической стабильности при соблюдении общепринятых «правил игры» во всех сферах общественной жизни, которые обеспечивает государство.

Воплощая в себе общие потребности, интересы, цели и волю граждан, государство управляет общественными потребностями, обеспечивает развитие общества.

Свое воздействие на все сферы жизнедеятельности общества государство осуществляет с использованием государственной власти, которая находит свою реализацию через государственное управление, действие которого проявляется в результате государственно-властных отношений между субъектами и объектами управления в обществе как системе.

Более подробно государственная власть и государственное управление будет рассматриваться в гл. 7 учебного пособия.

^ Государственно-властные отношения – это особый вид общественных отношений, которые возникают в процессе государственного управления посредством осознанно-волевого и организованного воздействия со стороны государства на протекающие в обществе процессы в соответствии с поставленными целями исходя из экономических и политических основ общественного строя.

^ Сильная, дееспособная власть – это первое условие успешного государственного управления.

Государственное управление, выступая как социальный феномен и неотъемлемая функция государства, развивалось на протяжении всей истории государственно-организованной цивилизации человечества через систему взаимообратных связей между человеком, обществом и государством.

Сама природа государственного управления вытекает из его особой социальной функции, направленной на упорядочение процессов развития в интересах всего общества путем согласовывания разнообразных требований, потребностей и форм деятельности.

В существующем множестве разновидностей управления выделяют социальное и государственное управление. При этом государственное управление выступает как особого рода социальное управление.

Государственное управление рассматривается как форма и разновидность социального управления и как социально-политическая функция государства.

^ Государственное управление осуществляется государством посредством осознанного, целенаправленного, волевого и организованного воздействия на явления и процессы, протекающие в обществе.

В своем управленческом воздействии государство опирается на право, использует силу права, применяет ту или иную его форму.

Основанное на силе власти и верховенстве права государственное управление представляет собой очень сложную систему, имеющую комплексный, многоплановый и многогранный характер, отражающий сложные взаимосвязи между субъектами и объектами управления.

^ 1.3. Объективная необходимость, понятие и сущность государственного управления

На протяжении XX века государственное управление неразрывно связано с эволюцией индустриального общества и развитием рыночной экономики. Его природа обусловлена его целевой и социальной направленностью на упорядочение процессов общественного развития в интересах всего общества путем согласования разнонаправленных интересов, требований, потребностей и форм деятельности его членов.

^ Объективная необходимость государственного управления продиктована необходимостью обеспечения целостности общества, его поступательного развития. Она предопределена потребностью соблюдения законов, необходимостью выработки и реализации государственной политики, направленной на:

Необходимость государственного управления обусловлена теми же причинами, которые связаны с созданием самого государства: с необходимостью регулирования отношений, явлений и процессов, протекающих в обществе; выполнением «общих дел»; преодолением возникающих конфликтов; решением проблемы социального неравенства и т. д. Она вытекает из потребности обеспечить реализацию политики государства.

Общественная обусловленность государственного управления вытекает и из его практики как сложной системы, функционирование которой направлено на удовлетворение потребностей граждан. Тем самым государственное управление является актом государственного вмешательства в жизнедеятельность общества. Оно вторгается в ткань общества и само определяется общественными отношениями, как материальными, так и культурными. А это предполагает, что, с одной стороны, его цели и содержание зависят от состояния и структуры управления государством общественных процессов, с другой – от места и роли государства в обществе, а также от взаимоотношений и характера деятельности отдельных государственных органов.

^ Целевая направленность государственного управления означает постановку рациональных (т. е. соответствующих имеющимся ресурсам) целей и задач, определяемых необходимостью получения максимально возможных результатов при минимальных затратах, исходя из ориентаций, обозначенных публичной властью.

^ Государственное управление можно рассматривать как целенаправленное воздействие государства на общественные процессы и явления, отношения и деятельность людей. Оно представляет собой разновидность социального управления, особого рода социальную деятельность, осуществляемую на профессиональных началах органами государственного управления и должностными лицами.

^ Природу и специфику государственного управления определяют:

Природа и специфика государственного управления позволяют рассматривать его в широком и узком смысле.

^ В широком смысле государственное управление представляет собой совокупность всех видов деятельности государства или, другими словами, все формы реализации государственной власти, все формы и методы ее проявления.

^ В узком смысле под государственным управлением понимается административная, исполнительно-распорядительная деятельность органов государственного управления, которая направлена на регулирование процессов, явлений, отношений, связанных с жизнедеятельностью общества, и осуществляется на профессиональной основе.

^ Государственное управление имеет широкую сферу и масштабы применения – общегосударственный масштаб, региональный и местный уровни, уровень отдельной сферы и отрасли, коллектива. Оно осуществляется органами государственного управления и должностными лицами и всегда имеет властный характер, так как обладает полномочиями, производными от публичной власти.

Следует отметить, что масштабы государственного управления обрамляются определенными границами, которые обусловлены характером объекта управления, естественными правами человека, объективной необходимостью естественного саморегулирования общества, реальными возможностями самого общества, а также уровнем развития системы государственного управления и возможностями государства.

В развитых странах границы государственного управления определяются на основе принципа субсидиарности (от латинского subsidiaries – вспомогательный), согласно которому вышестоящая организационная единица представляет нижестоящей простор для действий и берет на себя только те компетенции, которые нижестоящая не в состоянии осуществлять. Поэтому изучение государственного управления предполагает поиск и оценку тех общественных институтов, которые могут взять на себя те или другие функции. Эта оценка должна исходить из специфики именно государственного управления, его целевой направленности на производство общественных благ, на непосредственную связь с политикой.

Границы государственного управления во многом зависят от его возможностей.

^ Возможности государственного управления определяются:

Отсутствие или нехватка ресурсов означает, что государственное управление не обеспечит достижение поставленных целей и задач.

При этом принципиально важным является эффективное использование ресурсов, что предопределяется необходимостью учета общенациональных интересов в процессе государственного управления.

Возможности государственного управления во многом зависят от субъективного фактора – умения «управленцев» управлять, желания служить своему народу.
^ 1.4. Виды и уровни государственного управления
Основанное на силе власти и верховенстве права государственное управление представляет собой очень сложную систему, имеющую комплексный, многоплановый и многогранный характер, что требует выделения в его составе отдельных элементов – субъектов и объектов управления, их сложных взаимосвязей и проявлений, подходов и принципов управления, форм и методов и т. д., которые находятся между собой в определенной логической согласованности, взаимодействии и взаимозависимости, обеспечивая государственному управлению сложную организованную целостность.

Сложная организованная целостность государственного управления во всем богатстве и разнообразии его элементов и свойств имеет первостепенное значение для практики государственного управления.

Все многообразие государственного управления, исходя из определенных основополагающих признаков – критериев, можно представить через его различные уровни и виды.

В зависимости от характера взаимоотношений центральной власти и органов административно-территориальных единиц выделяют субординационное и координационное управление.

^ Координационное управление присуще федерациям или конфедерациям, когда наряду с едиными центральными органами власти существуют и периферийные, обладающие полной, или частичной самостоятельностью. Для координации действий (например, в области обороны) создаются специальные объединенные органы.

^ Субординационное управление основано на административном подчинении периферии центру, что характерно для унитарных государств, которые не имеют в своем составе самостоятельных административных единиц. В таком государстве органы государственного управления всех уровней действуют по единым стандартам.

По уровню управления выделяют республиканское, региональное и местное управление.

По воздействию на объект и в зависимости от самого объекта управления выделяют отраслевое и функциональное управление.

Отраслевое управление предполагает наличие вертикали соподчинения от центра до предприятия и реализуется через функциональные и отраслевые министерства. Наиболее эффективно оно реализуется через министерства, которые осуществляют единую техническую политику в отрасли, обеспечивают необходимые внутриотраслевые и межотраслевые пропорции.

^ Функциональное управление осуществляется органами исполнительной власти по направлениям: экономика, социальное развитие, оборона, безопасность и т. д.

В зависимости от периода действия управление может быть стратегическим, тактическим и оперативным.

^ Стратегическое управление определяет долгосрочную перспективу развития общества как по всем, так и по отдельным направлениям, сферам, объектам, территориям, задает программу деятельности каждому звену управления.

^ Тактическое управление – это кратковременное управление, которое предполагает конкретные действия по реализации намеченных целей. В случае необходимости тактическое управление предполагает корректировку некоторых показателей стратегического плана (если, например, выявляется действие каких-либо ранее неучтенных факторов). Этот вид управления предполагает высокий профессионализм, гибкость мышления, инициативность управленческого персонала.

^ Оперативное управление направлено на решение текущих задач, а также возникающих в процессе управления новых проблем. Этот вид управления предполагает четкую постановку задачи исходя из конкретной ситуации.

Можно выделить также такой специфический вид управления, как антикризисный, который вводится для предупреждения и проведения процедуры банкротства предприятий.

Все виды государственного управления обусловлены формой правления, территориально-административным устройством, политическим режимом, что, в конечном счете, определяет социальную сущность государства.

Территориально-административное деление государств во многом определяет структуру уровней государственного управления. В большинстве стран их три: национальный, региональный и местный. Каждому из уровней управления отведена особая, автономная сфера, компетенции, каждый подчинен определенным органам: парламенту, правительству, общинному представительству и т. д. (в соответствии с законом).

На национальном уровне государственное управление осуществляется центральными органами, представляющими все общество. К таким органам относятся глава государства, парламент, правительство, министерства и ведомства и др. Они имеют широкие полномочия и призваны, прежде всего, решать вопросы обороны, внешней политики, экономического и социального развития, связи, транспорта, всего жизнеобеспечения государства. Принятые ими решения носят общеобязательный характер.

На региональном уровне управление направлено на рациональное размещение производства, углубление специализации, комплексное развитие территорий и выравнивание уровней их экономического и социального развития.

На местном уровне, вне зависимости от формы территориально-административного устройства, выполняются следующие функции:

Кроме выделенных видов, государственное управление можно представить в единстве государственно-политического и государственно-административного аспектов, что предопределяет возможность разделения его на политическое и административное управление.


    1. ^ Государственно-административное и политическое управление


Разделение государственного управления на политическое и административное является сложной, противоречивой и спорной проблемой. Соотношение между ними зависит от типологии государства, особенностей политической системы, роли наднациональных структур в принятии политических решений, а также от иерархии организации в системе государственного управления. Чем выше иерархия, тем значительней роль политической составляющей государственного управления.

Границы между политическим и государственно-административным управлением достаточно условны, они неразрывно связаны между собой в рамках единой подсистемы государственного управления (рис. 1. 2). При этом эффективности политического управления определяется качеством взаимодействия государства с гражданским обществом.




Политическая система




Государственно-административное управление

Политическое управление

Политическое общество

Неполитическое общество

Государственное управление

Гражданское общество

Общество


Рис.1.2. Модель, интерпретирующая взаимосвязь политического и государственно-административного управления с политической системой и гражданским обществом


Вместе с тем неразрывная связь между политическим и государственно-административным управлением не должны вести к их смешению. Независимость государственного управления вполне логически соотносится с принципом разделения властей.

Независимость администрации от политической власти имеет моральное и функциональное (социологическое) значение, так как является необходимой для сохранения административного организма (например, при смене правительства, обеспечивает определенную преемственность администрации).

И хотя должна быть хорошо отлаженная система взаимодействия между политиками и администраторами, их деятельность должна быть четко разграничена.

Начало теоретической разработке вопросов разделения политиков и администраторов, выделению административно-государственного управления положил будущий президент США, профессор Вудро Вильсон в 1887 году в своей работе «Изучение администрирования». Он считал, что смена политического руководства не должна влиять на деятельность несменяемого административного аппарата, а систему государственного администрирования должен отличать высокий профессионализм, т. е. подбор государственных служащих должен осуществляться по их профессиональной компетентности, что обеспечит превращение бюрократии в инструмент профессионального управления, основанного на принципе «иерархии и разделения функций». Он высказывал мнение, что политики должны контролировать деятельность администраторов, которые будут просто следовать направлениям, заданным для них политическими лидерами и не смогут «вмешиваться» в политику.

Идеи Вудро Вильсона поддерживал Франко Дж. Гуднау, который также проводил четкое разграничение между политиками и администраторами.

Их взгляды разделял немецкий ученый Макс Вебер, который считал, что подлинной профессией настоящего чиновника не должна быть политика. Чиновник должен управлять, в то время как политик должен бороться. Выработанные им принципы формирования бюрократической модели административно-государственного управления достаточно универсальные и не утратили своего значения и сегодня. В качестве таких принципов он выделил:

Отделение политиков от администраторов можно рассмотреть также через призму принимаемых решений. Политические решения характерны для политиков и политических институтов и связаны в необходимостью разрабатывать и реализовывать политическую стратегию. Административные решения присущи, прежде всего, бюрократическим организациям, которые нацелены на решение практических проблем государственной политики и исполнение воли политиков. К числу таких организаций можно отнести, например, министерства, комитеты.

Между политическим и административным управлением нельзя провести четкую границу.

^ Современная наука предлагает различные модели взаимодействия политиков и администраторов:

Государственный служащий наряду с административно-распорядительными, квалификационно-управленческими функциями выполняет и функции политические (формирует определенные ценности, трактует политико-правовые приоритеты и т. д.).

Поэтому нельзя полностью признать политическую нейтральность аппарата государственного управления, так как, во-первых, бюрократическая элита активно участвует в выработке политического курса государства и, во-вторых, нередко сама принимает ответственные политические решения:

Это объясняется рядом причин:

Теория административно-государственного управления представляет собой важное научное направление, которое можно рассматривать как самую молодую теорию управления обществом, призванную поставить на рациональную научную основу практику государственного администрирования.

Процесс совершенствования системы государственного управления предполагает также дальнейшую регламентацию функций и компетенции отдельных органов государственного управления, а также обязанностей всех чиновников. Эти меры должны быть направлены на укрепление и упорядочение деятельности государственного аппарата и усиление контроля за его работой.

Сегодня, разделяя политическое и административно-государственное управление, требуются уточнения их определений и понятий.

В своем учебнике «Государственное (административное) управление» Н. И. Глазунова предлагает следующие определения:

^ Государственно-политическое управление – это деятельность институтов политической власти республиканского, областного и местного уровней.

Государственно-административное управление – это практическая реализация исполнительной власти или, другими словами, вид государственной деятельности по управлению делами государства, т. е. собственно практическая деятельность государственных органов, технологический процесс подготовки, принятия и исполнения управленческих решений.

В. А. Козбаненко разделение государственного управления на политическое и государственно-административное («собственно» государственное) рассматривает через вопросы:

На наш взгляд, рассмотренные понятия, дополняя друг друга, вполне раскрывают содержание политического и государственно-административного управления и могут использоваться при изучении курса «Теория и практика государственного управления».
^ Контрольные вопросы и задания

  1. Чем предопределено и что представляет собой управление как необходимый элемент жизнедеятельности людей?

  2. Раскройте понятие «управленческая парадигма» и охарактеризуйте ее содержание.

  3. Представьте современные подходы к формированию управленческой парадигмы.

  4. В чем суть государства как социального феномена?

  5. Дайте понятие и характеристику современного государства.

  6. Как отличаются между собой государства по формам правления и государственно-территориальному устройству?

  7. Представьте основные типы государств и дайте им характеристику.

  8. Что представляет собой государственное управление и какова его природа?

  9. Что представляет собой государственное управление в широком и узком смысле?

  10. Чем предопределена необходимость государственного управления?

  11. Чем определяются границы государственного управления?

  12. Чем предопределяются возможности государственного управления?

  13. Выделите и охарактеризуйте виды государственного управления.

  14. Какие уровни государственного управления выделяют и чем предопределяется их объективная необходимость?

  15. Каково содержание и соотношение понятий «государственно-административное управление» и «политическое управление»?




zhaartilan-blm-beru-mazmnindai-sauat-ashu-pnn-erekshelkter-kuanishkalieva-araj-serikovna-oral-alasi-46-zhalpi-orta-blm-beretn-mekteb-bastauish-sinip-malm.html
zhaazen-alasini-19-orta-mektep-memlekettk-mekemesn-2015-2016-ou-zhilina-arnalan-zhildi-zhospari-zhaazen-alasi-2015-zhil-mektep-tlzhati.html
zhadnost.html
zhak-berzhe-chudesnoe-oruzhie-tretego-rejha.html
zhak-lakan-instanciya-bukvi-v-bessoznatelnom-ili-sudba-razuma-posle-frejda.html
zhak-mariten-kniga-chetvertaya-filosofiya-xx-v.html
  • college.bystrickaya.ru/312-svedeniya-o-gosudarstvennoj-registracii-emitenta-a-h-gilemyanov-glavnij-buhgalter.html
  • control.bystrickaya.ru/doklad-ob-ekologicheskoj-situacii-v-zabajkalskom-krae-za-2010-god.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/veter-veter-na-nogah-ne-stoit-chelovek-obraz-russkoj-zemli-v-slove-o-polku-igoreve-chtenie-naizust-otrivka.html
  • assessments.bystrickaya.ru/dlya-chteniya-detyam-programma-vospitaniya-i-obucheniya-v-detskom-sadu.html
  • turn.bystrickaya.ru/paradigmatiko-kategorialnoe-predstavlenie-negativov-uchebnoe-posobie-ekaterinburg-2009-federalnoe-agentstvo-po.html
  • write.bystrickaya.ru/fakultet-matematiki-i-informacionnih-konferencii-nauchnaya-konferenciya-professorsko-prepodavatelskogo-sostava.html
  • education.bystrickaya.ru/4-gosudarstvennoe-upravlenie-prirodopolzovaniem-uchebnik-m-m-brinchuk.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/publichnij-otchyot-municipalnogo-obsheobrazovatelnogo-uchrezhdeniya-srednyaya-obsheobrazovatelnaya-shkola-70-stranica-8.html
  • knigi.bystrickaya.ru/reglamentin-bekitu-turali-azastan-respublikasindai-zhergilikti-memlekettik-basaru-zhne-zin-zi-basaru-turali.html
  • esse.bystrickaya.ru/psihologicheskie-voprosi-formirovaniya-lichnosti-rebenka-v-doshkolnom-vozraste-317-stranica-33.html
  • institute.bystrickaya.ru/glava-4-t-14-tajni-snezhnogo-cheloveka-velikie-tajni.html
  • studies.bystrickaya.ru/aleksandr-marinov-informacionnij-byulleten-15-dekabr-2010-g.html
  • shkola.bystrickaya.ru/razdel-2-soblyudenie-osnovnih-grazhdanskih-svobod-nizhegorodskoe-obshestvo-prav-cheloveka.html
  • college.bystrickaya.ru/2-diagnostika-i-klassifikaciya-psihicheskih-i-povedencheskih-rasstrojstv.html
  • books.bystrickaya.ru/ekologicheskaya-politika-pravitelstva-rossijskoj-federacii-pri-vipuske-vvozimoj-produkcii-na-tamozhennuyu-territoriyu-rossijskoj-federacii.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/tolko-vperyod-tolko-na-liniyu-ognya.html
  • notebook.bystrickaya.ru/k-sozhaleniyu-raboti-hvatit-internet-resurs-webrostovru-05082011-rossijskie-smi-o-mchs-monitoring-za-8-avgusta-2011-g.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/scenarij-profilakticheskogo-meropriyatiya-dlya-detej-doshkolnogo-vozrasta-kosmicheskoe-puteshestvie-s-doktorom-ajbolitom.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/osobennosti-ekonomiki-rossii.html
  • lecture.bystrickaya.ru/54-stroitelstvo-erkoveckoj-tes-v-ramkah-proekta-shirokomasshtabnogo-eksporta-elektroenergii-iz-rossii-v-kitaj-amurskaya-oblast.html
  • lecture.bystrickaya.ru/anuradhapura-drevnyaya-stolica-cejlona-vkazhdom-iz-nas-zhivet-puteshestvennik-pervootkrivatel-sidit-i-zhdet-svoego.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/voprosi-dlya-samokontrolya-metodicheskie-ukazaniya-i-programma-dlya-podgotovki-k-vstupitelnomu-ekzamenu-v-aspiranturu.html
  • credit.bystrickaya.ru/osobennosti-statusa-detej-peredavaemih-g-d-adeev-g-i-gering-predsedatel.html
  • shkola.bystrickaya.ru/sovremenniki-sa-lebedeva-pioneri-kompyuternoj-tehniki-za-rubezhom.html
  • letter.bystrickaya.ru/model-vibora-vuzov-abiturientami-i-priemnoj-kampanii-v-rossii.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/lekciya-10-metodicheskoe-posobie-k-kursu-teoriya-evolyucii-nauchnij-centr-evolyucii-zemli-i-cheloveka.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/markuze-g-esteticheskoe-izmerenie-fridrih-shiller-pisma-ob-esteticheskom-vospitanii-cheloveka-pismo-pervoe.html
  • institute.bystrickaya.ru/glava-2-metodika-prepodavaniya-uchebnoj-disciplini-informatika-metodika-prepodavaniya-uchebnoj-disciplini-informatika.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/elementarnoe-mishlenie-ili-rassudochnaya-deyatelnost-zhivotnih-osnovnie-ponyatiya-i-metodi-izucheniya.html
  • grade.bystrickaya.ru/metodicheskoe-posobie-rekomendovano-dlya-prepodavatelej-psihologov-studentov-specialnosti-03030165-psihologiya.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/glava-13-madelin-uikhem-nevesta.html
  • grade.bystrickaya.ru/o-dostignutih-znacheniyah-pokazatelej-dlya-ocenki-effektivnosti-deyatelnosti-administracii-goroda-volgodonska-za-2010-god-i-ih-planiruemih-znacheniyah-na-2011-2013-godi.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/predislovie-p-b-gannushkina-stranica-37.html
  • uchit.bystrickaya.ru/tema-2-ekonomicheskij-rost-i-konyunktura-uchebno-prakticheskoe-posobie-dlya-distancionnogo-obucheniya-studentov-vseh.html
  • composition.bystrickaya.ru/opit-starata-vrazhda-tema-stroitelstvo-stroitelen-kontrol.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.