«Введение. Предмет и задачи цитологии и гистологии, место и роль в современной биологии, в практической деятельности. История развития цитологии и гистологии. Методы исследования клеток тканей»
.RU

«Введение. Предмет и задачи цитологии и гистологии, место и роль в современной биологии, в практической деятельности. История развития цитологии и гистологии. Методы исследования клеток тканей»




МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

ВОСТОЧНО-КАЗАХСТАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

им.С.Аманжолова


М Е Т О Д И Ч Е С К И Е У К А З А Н И Я


для занятий по СРС и СРСП по «Биологии».

для студентов специальности 050608 «Экология»


\


г. Усть –Каменогорск

2009г

Задание 1.

Тема: «Введение. Предмет и задачи цитологии и гистологии, место и роль в современной биологии, в практической деятельности. История развития цитологии и гистологии. Методы исследования клеток тканей»

Цель: Изучить и охарактеризовать основные этапы развития учения о клетке, историю развития гистологии, достижения цитологии и гистологии в развитии экологических исследований.

Ознакомиться с важнейшими приборами и методами, используемыми в цитологических и гистологических исследованиях.


СРС: Подготовить конспект «Основные этапы развития учения о клетке», «История развития гистологии».

Написать реферат по выбору по темам:

1.Основные достижения цитологии и их значение в развитии экологических исследований.

2. Значение гистологических диагностических методов при оценке влияния неблагоприятных факторов среды.

СРСП: Изучить теоретический материал по устройству биологических микроскопов. Изучить методы наблюдения: темнопольной, фазово – контрастной, поляризационной, люминесцентной, электронной микроскопии. Заполнить таблицу. Подготовка отчета по лаб. работе № 1 и собеседование по отчетным материалам.


Задание 2.


Тема: «Общие принципы строения и функции клеток прокариотов и эукариотов. Биологические клеточные мембраны. Плазматическая мембрана».

Цель: Изучить и охарактеризовать сходства и различия клеток прокариотов и эукариотов. Выяснить, как проявляется различие в строении этих клеток, их общие признаки, позволяющие отнести их к единой клеточной форме организации живой материи.

Ознакомиться со строением поверхности мембран контактирующих клеток и изучить межклеточные контакты (десмосомы, замки, плотный и щелевой, синапсы) и специализированные структуры (микроворсинки, реснички, жгутики). Ознакомиться с основными формами транспорта веществ через мембрану.

^ СРС: Составить сравнительную характеристику структурной и функциональной организации клеток прокариот и эукариот.

СРСП: Изучить морфофункциональную организацию межклеточных контактов (простой, плотный, щелевой контакты, контакт типа «замка», десмосомы, плазмодесмы, синапсы) и специализированных структур (микроворсинки, реснички, жгутики) плазматической мембраны. Выполнить тренировочное задание №1.

Изучить процессы транспорта веществ через мембрану: пассивный и активный.

Консультация и собеседование по отчетным материалам ЛР. № 2, 3.


Задание 3.


Тема: «Вакуолярная система: ЭПР, комплекс Гольджи, лизосомы, митохондрии и пластиды. Опорно-двигательная система клетки».


Цель: Ознакомиться с морфофункциональной организацией мембранных структур. Выявить особенности их строения и функций в клетке.

Изучить ультраструктурную организацию микротубулярных структур и морфофункциональную организацию микрофиламентов. Выявить особенности их строения и их роль в клетке.

^ СРС: Подготовка отчета по лаб. работе № 4.

СРСП: Изучить морфофункциональную организацию микротрубочек, центриолей, базальных телец, ресничек и жгутиков, микрофиламентов. Выполнить тренир. задание. Собеседование по отчетным материалам по ЛР.№ 4. Консультация по лаб. раб № 5.


Задание 4.


Тема: «Клеточное ядро. Хроматин и хромосомы. Воспроизведение клетки. Дифференциация клеток. Патология клетки».

Цель: Изучить цитологические основы бесполого и полового способов размножения. Выявить особенности протекания фаз митоза, фаз и стадий мейоза на готовых цитологических препаратах и по микрофотографиям и составить их сравнительную характеристику. Систематизация и обобщение знаний по теме.

^ СРС: Подготовка отчета по лаб. раб. к коллоквиуму по теме «Морфофункциональная организация ядра»

СРСП: Коллоквиум по теме «Морфофункциональная организация ядра» с использованием материалов отчета по лаб. работе.

Изучить фазы митоза и мейоза с использованием демон. таблиц, микрофотографий, готовых цитологических препаратов в клетках растений и животных. Составить сравнительную характеристику митоза и мейоза

Подготовить реферат по теме «Патология клетки».


Задание 5.


Тема: «Гистология: Эпителиальная ткань. Железы. Соединительная ткань. Кровь. Мышечная ткань. Нервная ткань».

Цель: Охарактеризовать основные морфофункциональные и гистогенетические особенности эпителиальных тканей. Определять различные виды эпителиев, тип экзокринных желез по их строению и характеру выделяемого секрета. Дать морфофункциональную характеристику крови как ткани. Различать в препарате мазка крови (человека) форменные элементы крови на электронных микрофотографиях. Определять разновидности соединительных тканей на микроскопическом уровне. Определять структурные компоненты (клетки и неклеточные структуры) в различных видах соединительной ткани. Объяснить участие соединительной ткани в создании внутренней среды организма и выполнении основных функций - трофической, механической, пластической. Дать морфофункциональную характеристику мышечных тканей. Охарактеризовать строение мышцы как органа. Дать морфофункциональную характеристику нервной ткани, различных видов нейроцитов и глиоцитов. Объяснить цитологические особенности нервных клеток и их отростков.

СРС, СРСП: Подготовка отчета по контрольным заданиям. (см. ЭОР «Биология») № 1 - 5; № 1 – 3; № 1 – 2; № 1 - 4, № 1 – 5 по соответствующим темам.


Задание 6.


Тема: «Рубежный контроль: Введение. Морфофункциональная организация клетки. Морфофункциональная характеристика тканей».

^ Цель: Выявить усвоение учебного материала по пройденным темам.

СРС, СРСП: Подготовка к тестированию по контрольным вопросам и заданиям. Рубежный контроль. Тестирование.


Задание 7.


Тема: «Введение. Физиология растительной клетки. Физиология водного обмена».

Цель: «Формирование системы знаний о физиологии растений как теоретической основы растениеводства и результатах их применения в практической деятельности, решении экологических проблем».

СРС: Подготовить реферат: Значение физиологии растений в практической деятельности, решении экологических проблем.

СРСП: Контрольная работа «Водный обмен» (письменная). Подготовка отчета по лаб. работе.


Задание 8.


Тема: «Физиология фотосинтеза».

^ Цель: Формирование системы знаний по физиологии фотосинтеза.

СРС: Подготовить доклад или презентацию: Биосферная роль фотосинтеза. Космическая роль зеленого растения в трансформации вещества и энергии.

СРСП: Подготовка отчета по лаб. работам. Составить конспект в виде таблицы по теме: Пигментные системы. Хлорофиллы, каротиноиды, фикобилины, их структура, спектральные свойства и функции.

Задание 9.


Тема: «Физиология минерального питания. Рост и развитие растений».

Цель: Дать характеристику основных элементов минерального питания и выявить пути рационального применения минеральных и органических удобрений с указанием физиологических основ применения в целях экологической безопасности.

Формирование знаний о гормонах природной и синтетической природы и их влиянии на окружающую среду.

СРС: Доклад: Влияние факторов внешней среды на интенсивность роста

Подготовить конспект: Гормональная регуляция растений.

Осветить следующие вопросы: Гормоны растений - стимуляторы природной и синтетической природы. Их химическая природа и свойства. Ингибиторы роста этилен, абсцизовая кислота и соединения фенольной природы. Синтетические ингибиторы роста - гербициды, ретарданты, морфактины, влияние на окружающую среду. Механизм их проникновения и действия.

^ СРСП: Подготовка отчета по лаб. работе. Составить конспект в виде таблицы: Физиолого-биохимическая роль основных элементов питания.

Задание 10.


Тема: «Устойчивость растений к неблагоприятным факторам среды».

Цель: Охарактеризовать механизмы защиты и устойчивости у растений: засухоустойчивость, жаростойкость, холодо - и морозустойчивость, солеустойчивость, газоустойчивость, устойчивость к недостатку кислорода, патогенным микроорганизмам.

СРСП: Подготовка отчета по лаб. работе.

СРС: Подготовить презентацию «Механизмы защиты и устойчивости у растений к неблагоприятным факторам среды».


Задание 11.


Тема: «Введение в генетику».

Цель: Формирование системы знаний о значении генетики и результатах применения ее исследований в практической деятельности в области - сельского хозяйства, медицины, экологии, биотехнологии..

СРС: Подготовить доклад по теме: «Значение генетики для решения практических задач в области - сельского хозяйства, медицины, экологии, биотехнологии», «Развитие генетики в Республике Казахстан» (по выбору).

СРСП: Просмотр презентаций. Отчет по л/р.


Задание 12.


Тема: «Молекулярные основы наследственности».

Цель: изучить молекулярные основ наследования признаков у живых организмов, применить при решении генетических задач знания по основным менделеевским законам.

СРС: Подготовка презентации: «Современное представление о структуре нуклеиновых кислот (ДНК, РНК), рибосом, репликации, транскрипции, трансляции».

^ СРСП: Отчет по л/р № 11, Доклады.


Задание 13.


Тема: «Закономерности наследования»

Цель: Формирование более глубоких и прочных знаний по основным законам и явлениям наследственности и выработка у студентов в определенной мере генетического образа мышления.

СРС: Самостоятельное решение задач по следующим темам:

Закономерности при моногибридном скрещивании. Анализирующее скрещивание. Закономерности при дигибридном скрещивании. Наследование при три- и полигибридном скрещивании.

Взаимодействие неаллельных генов: комплементарность, эпистаз, полимерия. Наследование признаков, сцепленных с полом.

Сцепленное наследование и кроссинговер. Генетика популяции

СРСП: Отчет по л/р №12. Устный опрос по предыдущей теме.


Задание 14.


Тема: «Типы изменчивости генетического материала. Проблемы генетической безопасности».

Цель: Систематизировать и обобщить знания студентов о типах изменчивости, их причинах и влиянии на организм.

СРС: Подготовка к семинару по теме: «Типы изменчивости».

1. Наследственная изменчивость.

2. Модификационная изменчивость.

3. Проблемы генетической безопасности.

СРСП: Отчет по л/р №13, подготовка к тестированию.


Задание 15.


Тема: «Физиология человека. Биофизика»

^ Рубежный контроль по разделам: физиология растений; генетике; физиологии человека и животных; биофизике.

Цель: Формирование знаний по теме, систематизация фактов и понятия, для облегчения процесса запоминания и воспроизведения информации.

Выявить усвоение учебного материала по пройденным темам


^ СРС: Контрольная письменная работа по темам: «Физиология крови», «Физиология дыха­ния».

СРСП: Реферат «Влияние физических факторов на живые системы»,

«Влияние ультразвука, вибрации, шума, ионизирующей радиации, излучения» и т.д (по выбору).

Тестирование.


^ НАГЛЯДНЫЕ ПОСОБИЯ.




Наименование таблиц

1

Основные формы бактерии

2

Мейоз



Митоз

3

Регуляции экзимных систем по принципу обратной связи

4

Ядерная оболочка

5

Индивидуальный набор хромосом у некоторых растений, животных, человека

6

Нормальный кариотип человека

7

Уровни упаковки хроматина



Половой хроматин



Хромосомный механизм определения пола



Типы хромосомных мутации

8

Кариотип разных видов

9

Схема эволюционного процесса (ароморфоз, дегенерация, идиоадаптация)

10

Типы определения пола

11

Динамика генотипов самооплодотворяющихся организмов

12

Схема трансдукции

13

Ароморфоз и идиоадаптация у растений

14

Хромосомный набор человека

15

Доминирования

16

Схема дивергенции

17

Синтез белка с прерывистого гена

18

Наследственность, сцепленная с полом гемофилия

19

Цитологические основы комбинативной изменчивости

20

Пренатальная диагностика

21

Фенотипический анализ

22

Вероятность

23

Карта хромосомы

24

Иммуногенетика

25

Гибридизация соматических клеток

26

Схематическое изображение хромосомных наборов

27

Картирование хромосом человека

28

Репликационная вилка

29

Моногибридное скрещивания

30

Результаты опытов Менделя по моногибридному скрещиванию растений гороха

31

Закон Менделя

32

Моногибридное скрещивания (попугаи)

33

Моногибридное скрещивание

33а

Взаимодействие генов

34

Дигибридное скрещивания гороха

34а

Дигибридное скрещивание и его цитологическая основа

35

Возвратные определение гибрида F1 c доминантной родительской формой

36

Основные этапы исторического развития животного мира

37

Взаимодействие генов

38

Прерывистые гены

39

Трапеляция генетического кода

40

Комплементарное деление генов

41

Генный баланс пола

42

Жирная кислота

43

Наследование признаков сцепленных с полом у дрозофилы

44

Образование мезодермы

45

Наследование трех сцепленных признаков при анализирующем скрещивании у дрозофилы

46

Сердечный цикл

47

Схема образования рекомбинантных плазмы

48

Наследования признаков, сцепления с полом

49

Сперматогенез и овогенез

50

Множественные аллели

51

Схема скрещиваний, проведенные для определения аллельности мутаций

52

Метафазная пластинка из кончика корешка

53

Схема развития сперматозоидов и яйцеклетки

54

Сравнительная схема развития мужских и женских половых клеток

55

Мутационное изменчивость растений

56

Полиплоидия

57

Полиплоидия у растений

57а

Полиплоидия у растений

58

Модификационная изменчивость у растений

59

Модификационная изменчивость у растений

60

Символы (генетики)

61

Аутсомно-рецессивный тип наследлования, А-Р

62

Органы дыхания

62а

Генеалогический анализ

63

Х – сцепленный рецессивный тип наследования, Х-Р

64

Нерасхождение Х – хромосом

65

Х-сцепленный, доминантный тип наследования Х-Д

66

Аутосомно-доминантный тип наследования А-Д

67

Жизненный цикл клеток

68

Жизненный цикл органов

69

Жизненный цикл клетки

70

Эпителиальные, соединительные и мышечные ткани

71

Клетки животного органа

72

Различные виды нейроглии

73

Хромосомный набор женщины синдромом Шерильского-Тернера

74

Морфограммы человека

75

Строение хромосом

76

Виды точковых мутации

77

Филогения цитохрома С

78

Наследование признаков, сцепленных с полом у дрозофилы

79

Типы дробления яйцеклеток

80

Пластинчатая компактная костная ткань

81

Рецепторная нервные окончание птиц и млекопитающих

82

Рыхлая неоформленная соединительная ткань млекопитающего

83

Однослойный однорядный призматический эпителий

84

Форменная элементы крови человека

85

Мышечная ткань

86

Начальные стадии эмбриогенеза млекопитающих животных

87

Гладкая мышечная ткань млекопитающего

88

Типы бластул

89

Система органов дыхания

90

Схема развития мякотного нервного волокна

91

Схема овогенеза и сперматогенеза

92

Эмбриогенез ланцетника

93

Поперечнополосатая скелетная мышечная ткань млекопитающего



zhitie-i-stradanie-svyatogo-svyashennomuchenika-petra-arhiepiskopa-aleksandrijskogo-zhitiya-svyatih-tom-11-noyabr.html
zhitie-podvigi-i-stradanie-svyatogo-slavnogo-i-vsehvalnogo-verhovnogo-apostola-pavla.html
zhitie-prepodobnogo-arefi-pecherskogo-zhitiya-svyatih-tom-10-oktyabr.html
zhitie-prepodobnogo-otca-nashego-aleksandra-pervonachalnika-obiteli-neusipayushih-zhitiya-svyatih-tom-7-iyul.html
zhitie-prepodobnogo-otca-nashego-iakova-postnika-zhitiya-svyatih-tom-3-mart.html
zhitie-prepodobnogo-otca-nashego-moiseya-ugrina-zhitiya-svyatih.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/psihika-i-organizaciya.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glava-tretya-dikar-v-dome-chuzhezemcev-karen-bliksen-proshaj-afrika.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/konkurs-dlya-detej-i-yunoshestva-posvyashennij-yubilejnim-arkticheskim-datam-2012-goda-arktika-prityagatelnaya-zagadka.html
  • institute.bystrickaya.ru/eto-samij-bolshoj-i-samij-populyarnij-gornolizhnij-centr-v-slovenii-220-ga-trass-gde-v-techenie-vot-uzhe-bolee-30-let-kazhdij-god-povodyatsya-sorevnovaniya-po-gor-stranica-7.html
  • grade.bystrickaya.ru/monitoring-za-epidemiologicheskoj-situaciej-po-vichspidu-monografiya-guz-altajskij-kraevoj-centr-po-profilaktike.html
  • znanie.bystrickaya.ru/azastan-respublikasini-sport-sheberlgne-kandidat-1-razryadti-sportshi-cportti-razryadtar-zhne-blktiligi-zhoari-degejdegi-brinshi-sanatti-zhattitirushi.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/kulturologiya-ii-kurs-if-yurisprudenciya-i-spf-socialnaya-pedagogika.html
  • urok.bystrickaya.ru/programma-po-discipline-dengi-kredit-banki-dlya-slushatelej-2-kursa-zaochnoj-formi-obucheniya-po-specialnosti-mirovaya-ekonomika-mezhdunarodnogo-kommercheskogo-fakulteta.html
  • letter.bystrickaya.ru/mezhdunarodnaya-konvenciya-o-podgotovke-i-diplomirovanii-moryakov-i-nesenii-vahti-pdmnv.html
  • kanikulyi.bystrickaya.ru/zadanie-na-kursovoe-proektirovanie-sistema-oboznachenij-obektov-modeliruemoj-sistemi.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/komicheskoe-i-tragicheskoe-v-proizvedeniyah-ma-bulgakova-na-primere-povesti-sobache-serdce-i-romana-master-i-margarita.html
  • urok.bystrickaya.ru/programma-letnej-sessii-otkritogo-finno-ugorskogo-universiteta-sroki-provedeniya-20-25-iyulya-2007-g.html
  • assessments.bystrickaya.ru/celevaya-kompleksnaya-programma-razvitiya-municipalnogo-obsheobrazovatelnogo-uchrezhdeniya-liceya-gorodskogo-okruga-zheleznodorozhnij-moskovskoj-oblasti-na-2006-2011-godi.html
  • writing.bystrickaya.ru/knyazhenie-aleksandra-nevskogo.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/ravnovesie-na-rinkah-tovarov-i-finansovih-aktivov-kurs-lekcij-po-makroekonomike-a-a-fridman.html
  • school.bystrickaya.ru/ispolzovanie-interneta-vvedenie-programma.html
  • urok.bystrickaya.ru/primernoj-programmi-disciplini-vvedenie-v-yazikoznanie-cel-disciplini.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/vid-ekzamena-devochki-programma-fizkulturno-sportivnoj-napravlennosti-srednego-polnogo-obshego-obrazovaniya-srok.html
  • institut.bystrickaya.ru/standart-osnovnogo-obshego-obrazovaniya-po-russkomu-yaziku.html
  • education.bystrickaya.ru/33-doveryaemie-os-i-ataka-na-veb-server-apache-3-dos-protiv-mit-kerberos.html
  • knigi.bystrickaya.ru/rol-i-mesto-unitarnih-predpriyatij-v-rossijskom-zakonodatelstve.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/primernaya-forma-registracionno-kontrolnoj-kartochki-gomelskij-gosudarstvennij-universitet-imeni-franciska-skorini.html
  • occupation.bystrickaya.ru/metodicheskie-ukazaniya-k-vipolneniyu-laboratornih-rabot-i-delovoj-igri-po-discipline-proektirovanie-informacionnih-sistem.html
  • urok.bystrickaya.ru/programma-1-den-pribitie-v-london-utrennim-rejsom-sbor-gruppi-vstrecha-s-predstavitelyami-kompanii-nachalo-ekskursionnoj-programmi-london-bat-glastonberi-ekzeter.html
  • essay.bystrickaya.ru/dannij-tekst-o-lilit-budet-postepenno-rasshiryatsya-chtobi-vklyuchit-v-sebya-istorii-o-temnoj-bogine-ee-sigili-znaki-opisaniya-razlichnih.html
  • abstract.bystrickaya.ru/26osobennosti-psihosocialnogo-razvitiya-na-raznih-etapah-vzroslosti.html
  • writing.bystrickaya.ru/glava-23-e-rebyata-vi-chto-shutok-ne-ponimaete-eto-zhe-skazki-sovest-imejte.html
  • education.bystrickaya.ru/210sozdanie-vruchnuyu-zakaza-na-gruzoperevozku-i-registraciya-postupleniya-materiala.html
  • education.bystrickaya.ru/341-obshie-polozheniya-spravochnik-bazovih-cen-na-proektnie-raboti-dlya-stroitelstva-obekti-energetiki.html
  • literatura.bystrickaya.ru/solvej-farma.html
  • tests.bystrickaya.ru/matrica-sootvetstviya-kompetencij-sostavnih-chastej-oop-i-ocenochnih-sredstv.html
  • abstract.bystrickaya.ru/32sushnost-znachenie-i-zadachi-podgotovki-dela-k-sudebnomu-razbiratelstvu-a-m-gatin-shpargalka-po-grazhdanskomu-processualnomu-pravu.html
  • books.bystrickaya.ru/doklad-o-rezultatah-deyatelnosti-upravleniya-arhitekturi-i-gradostroitelstva-bryanskoj-oblasti.html
  • education.bystrickaya.ru/1-klassicheskaya-gipoteza-istochnikov-pyatiknizhiya-v-retrospektive-18-20-vv.html
  • desk.bystrickaya.ru/p-m-masherova-valentina-avraamovna-maslov-a-biobibliograficheskij-spravochnik-vitebsk-2009.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.