.RU

XV. Философия истории 1 - Из лекций по общей теории истории. Н. Кареев. Теория исторического знания


^ XV. Философия истории 1


Главнейшие попытки создания философии истории были сделаны в эпоху господства метафизического мышления, когда некоторые мыслители считали возможным конструировать весь ход всемирной истории на основания чисто априорных соображений. Самым замечательным метафизическими построением философии истории были, как известно, лекции Гегеля, под этим заглавием изданная в начале сороковых годов прошлого века. Связь философии истории с метафизическими системами до такой степени дискредитировала самую мысль о ней в глазах историков, что одно имя философии истории способно было вызывать ироническая улыбки и колкие замечания. Но из того, что прежде построили философии истории не так, как следует, ещё отнюдь не вытекает, чтобы нельзя было решать задачу другим, уже совершенно научным способом, не путем выведения историко-философских формул из априорных положений, а путём всё большего и большего обобщения действительного хода всемирной истории и его результатов, между прочим, и для дальнейших судеб и развития человечества.


234


Свою философию, в смысле самого отвлечённого и углубленного обобщения на основании научных данных и при помощи научного же метода, может иметь история и отдельного народа и даже одного из проявлений его культурной жизни (напр., возможна философия истории русской литературы), но название "философия истории" без дальнейших определений приурочивается, главным образом, к целому истории человечества.

К сожалению, термину придавались и придаются до сих пор очень различный значения, и часто, говоря о философии истории, разумеют под нею весьма неодинаковые вещи. Нередко под этим названием понимают общую теорию исторического процесса, так сказать, с наклоном в сторону решения в связи с нею и некоторых чисто философских проблем: для обозначения такой философской историологии даже предлагался особый термин "историософия", которому, однако, у нас не посчастливилось. При таком понимании философии истории, как философской теории исторического процесса, очень легко было придти к тому выводу, что возникновение социологии упразднило прежнюю философию истории, т. е. что социология и есть то самое, что имелось в виду, когда создавалась философия истории 2, и это, пожалуй, верно, но лишь постольку, поскольку социология может заниматься историческим процессом, отвлеченно взятым, где бы то ни было и когда бы то ни было.


235


Другое дело — замена социологией, наукою номологическою, философского рассмотрения единожды нам в действительности данного процесса истории человечества, — рассмотрения, которое по самому существу своему должно быть идеографическим. Существование социологии, поэтому отнюдь не упраздняет философии истории: там номология всякой истории, здесь идеография только единичной, лишь один раз нам данной истории — истории человечества.

Признавая полную законность основного вопроса философии истории о том, как совершалась и в чём заключалась история человечества, в смысле совокупности народов, постепенно объединявшихся в одно целое, и вместе с тем признавая возможность научного ответа на этот вопрос на основании тщательного изучения исторических взаимоотношений между народами, мы, конечно, не должны делать отсюда вывода о каком-то едином законе, объясняющем весь ход всемирной истории. Представление о таком основном законе истории, взятой в её целом, есть не что иное, как наследие прежних, донаучных способов решения историко-философской проблемы. Раньше всего философствующее историки стояли на точке зрения провиденциализма, считая для себя возможным доподлинно узнать общий план божественного Промысла, ведущего человечество к высшему совершенству. Потом авторы метафизических философий истории заменили провиденциалистический план планом, так сказать, уже чисто логическим — в каком, именно, порядке должна была совершаться история по самой своей "идее", понимавшейся отдельными философами очень различно. Наконец, когда родоначальник социологии, Огюст Конт, ставший на точку зрения позитивной науки, тоже задумался над историко-философской проблемой, то первым его делом было установить основной закон истории, затем и применённый им ко всему человечеству, взятому в целом.


236


Этого краткого напоминания о том, как менялось понимание общего плана всемирной истории или её основного закона, можно было бы здесь совершенно не делать, как напоминания о чем-то таком, в чем современная историческая наука совсем не заинтересована, если бы не одно недавнее обстоятельство, имеющее известное значение и для настоящего времени.

Я имею в виду некоторые нападки на самую идею философии истории в нашей литературе, в сущности, основанные на том предположении, что кто ставит задачу философии истории, тот волей-неволей и предначертывает способ её разрешения на путях, по которым шли провиденциалисты и метафизики. Именно, на этих путях, прежде всего, встречалось представление о некоторой объективной цели, которая поставлена истории Божеством ли, природою ли, или ещё там чем-нибудь. При таком телеологическом понимании истории в философское изображение общего её хода вносится идея плана, по которому она совершается или который ею выполняется, идея основного закона, ею управляющего и направляющего её течение к её конечной цели. Эти представления о конечной цели истории и о планомерности её хода постулируют признание за нею внутреннего единства, каковое ей, наприм., и навязывал Гегель. Конечно, все идеи конечной цели истории, планомерного её течения и внутреннего единства выросли на почве не того миросозерцания, которое создается положительным знанием, но философия истории может быть и вполне свободною от подобных предпосылок, т. е., вместо телеологической точки зрения, стоять на точке зрения генетической, не искать в истории какого-либо сокровенного плана, заменяя его подведением итогов под фактически данным, и прямо отрицать какое-либо внутреннее её единство, наблюдая, наоборот, лишь постепенное объединении данного нам первоначально разрозненным 1


237


^ XVI. Исторический объективизм 1.

Все предыдущее имело целью выяснить, при каких условиях историческое знание может быть научным, и, следовательно, при каких условиях история заслуживает названия науки. Все, что в историческом представлении и понимании несогласно с фактами и противоречит логике, не может считаться научным, как продиктованное чем-нибудь иным, а не одним чистым и бескорыстным желанием знать то, что было и как бывшее было, безотносительно к тому, приятно нам или неприятно было бы узнать это, выгодно или невыгодно, чтобы это знали и другие.


238


Основная добродетель настоящего историка — беспристрастие во имя объективной научной истины, которую историк должен признавать за таковую, раз она установлена фактами и логикой, в каком бы конфликте она ни оказалась с симпатиями и интересами самого историка.

Обязанность быть объективным должна сопровождать всю деятельность историка от критики источников до самых отвлечённых обобщений. Историк отвергнет, наприм., подлинность какого-либо документа, когда его к этому приведут научные соображения, хотя бы этим разрушалась какая-нибудь дорогая иллюзия или нарушался какой-либо важный интерес. С таким же беспристрастием он будет отвергать достоверность того или другого известия, раз вполне очевидна его неверность, хотя бы оно почему-нибудь нравилось или из него можно было сделать выгодное употребление. Наконец, связывать между собою факты, сравнивать их одни с другими, делать обобщения историк также обязан, строго придерживаясь логических приемов мысли и научного метода, отнюдь не подгоняя факты к известным желательным выводам, в угоду каким бы то ни было эмоциональным нашим переживаниям или утилитарным расчётам. Если в повседневной жизни "тьмы низких истин нам дороже нас возвышающий обман", то в науке, наоборот, одна маленькая истина, как бы она "низка" ни была, ценится гораздо дороже всяких "красных вымыслов", с которыми науке совершенно нечего делать, если только не уничтожать их своею критикою.

Между естествознанием и гуманитарными науками существует большая разница в том отношении, что в первом люди могут быть беспристрастными с неизмеримо меньшим трудом, нежели во вторых. Человеческие дела и отношения, составляющая содержание гуманитарных наук, слишком близко касаются разных предрассудков и предубеждений, симпатий и антипатий, интересов, стремлений, разделяющих людей на отдельные, часто друг другу враждебные народы, государства, вероисповедания, сословия, классы, парии и т. п. и так или иначе влияющих на суждения людей об одном и том же в далеко не сходных между собою направлениях.


239


Если бы, как говорится, та истина, что 2 X 2 = 4, вообще сколько-нибудь затрагивала людские интересы, нашлось бы не мало таких людей, которые подвергли бы её, по крайней мере, сильному сомнению. В каждой нации, в каждом вероисповедании, в каждом сословии и т. д. есть свои установившаяся традиции и ходячие идеологии, свои особые групповые предрассудки относительно своего, соединенные с предубеждениями по отношению к чужому. Споры и борьба, происходящее в жизни между народностями, государствами, церквами и т. п., переносятся и в историческое изображение или понимание этой самой жизни. Очень часто,— чтобы не сказать в большинстве случаев, — сами известия о фактах, служащие материалом для историка, имеют субъективную окраску, изобличающую принадлежность авторов, которые оставили нам эти известия, к таким-то и таким-то национальным, политическим, вероисповедным, партийным и т. п. группам, в интересе или, по крайней мере, в духе которых в источниках рассказываются события, объясняются их причины, указываются их следствия, приводятся те другие или их подробности. Тому, что кому-либо нравится или из чего он рассчитывает извлечь для себя выгоду, обыкновенно охотно и верят, да и больше доверять показаниям своих единомышленников и соучастников в общем деле, нежели тому, что говорится подозрительно или враждебно настроенными людьми, также в порядке вещей.


240


Вот всё это, вместе взятое, и должно заставлять историка, дорожащего правдою и одною только правдою, тщательно наблюдать за тем, чтобы какие бы то ни было посторонние научным требованиям соображения не диктовали ему приговоров о событиях и отношениях, о людях, о мотивах их поступков, о результатах их деятельности и пр., в своей ли, в чужой ли истории, не взирая на то, будет ли этот приговор приятен или неприятен, выгоден или невыгоден для наци, к которой принадлежит историк, для его сословия, для его партии.

Некоторые виды, незаконного, как я охотно его называю, субъективизма столь часто встречаются в исторической литературе, что на каждом из них стоит здесь остановиться в отдельности. Это, главным образом, субъективизмы национальный (часто совпадающей с государственным), конфессиональный и партийный (нередко тожественный с сословным или классовым). Возможны и другие виды незаконного субъективизма,— когда, напр., представитель одного литературного направления держится разных мерок в оценке своего и чужого,— но рассмотрение их завлекло бы нас слишком далеко.



zadachi-premii-kazhdij-god-otmechat-premiej-luchshij-v-mire-proekt-v-oblasti-bibliotechnogo-marketinga-pooshryat-marketing-v-bibliotekah.html
zadachi-prepodavaniya-obshego-kursa-istorii-medicini-izuchenie-fakticheskih-dannih-iz-proshlogo-istorii-medicini.html
zadachi-principi-i-formi-pravoslavnogo-obrazovaniya-v-sovremennih-usloviyahprotoierej-gleb-kaleda.html
zadachi-priobshat-uchashihsya-k-graficheskoj-kulture-i-osvoeniyu-graficheskih-sposobov-peredachi-informacii-razvivat-logicheskoe-mishlenie-i-konstruktorskie-sposobnosti.html
zadachi-privit-interes-uchashimsya-k-arhitekture-xviii-xix-vekov-sank-peterburga-znakomstvo-s-istoriej-ermitazha-i-odnoj-iz-kartin-rembranta-danaya.html
zadachi-privlechenie-detskih-i-yunosheskih-kollektivov-k-aktivnomu-uchastiyu-v-meropriyatiyah-prazdnovaniya-200-letiya-pobedi-v-otechestvennoj-vojne-1812-goda.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/programma-disciplini-biohimiya-moloka-i-myasa.html
  • predmet.bystrickaya.ru/sbitnev-s-a-kolkova-n-i-informacionnoe-obespechenie-avtomatizirovannih-bibliotechnih-sistem.html
  • school.bystrickaya.ru/kanada.html
  • write.bystrickaya.ru/glava-11-stanovlenie-rinka-i-razvitie-tovarno-denezhnih-otnoshenij-v-rossii-v-konce-xviii-nachale-xix-v-polozhenie-v-selskom-hozyajstve-i-promishlennosti.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/uchebnoe-posobie-dlya-studentov-fiziko-matematicheskogo-fakulteta-voronezh-2010-stranica-5.html
  • shkola.bystrickaya.ru/prestupnost-i-metodika-ee-izucheniya-chast-3.html
  • letter.bystrickaya.ru/naglyad-za-doderzhannyam-zakonv-pri-vikonann-sudovih-rshen-u-krimnalnih-spravah-sistema-organv-prokuraturi.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/proekt-krkp-raschyotno-graficheskaya-rabota-rgr-domashnee-zadanie-dz-referat-r-16-vid-itogovogo-kontrolya-zachyot.html
  • assessments.bystrickaya.ru/blm-sjleud-damitu-tairibi-shbar-taui-masati.html
  • esse.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-po-okruzhayushemu-miru-4-klass-moshyonskaya-a-g-municipalnoe-obsheobrazovatelnoe-uchrezhdenie.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/kratkoe-soderzhanie-kazhdoj-temi-uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-teoriya-grafov-dlya-specialnosti.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/programma-visshego-professionalnogo-obrazovaniya-po-specialnosti-020101-himiya-kvalifikaciya-himik-stranica-3.html
  • gramota.bystrickaya.ru/znakomstvo-s-roditelyami-kuda-mozhet-zavesti-prostoe-lyubopitstvo.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/menedzhment-pn-bojinsha-emtihan-sratari.html
  • credit.bystrickaya.ru/per-golbah-galereya-svyatih-stranica-14.html
  • institut.bystrickaya.ru/test-1-kakoe-slovo-upotrebleno-s-predlogom-a-voshel.html
  • thescience.bystrickaya.ru/instrukciya-o-poryadke-rassmotreniya-obrashenij-i-lichnom-prieme-v-centralnom-komitete-organizacionnih-strukturah-belorusskogo-professionalnogo-soyuza-rabotnikov-obrazovaniya-i-nauki-glava-obshie-polozheniya.html
  • knigi.bystrickaya.ru/reshenie-prikladnih-zadach-metodom-dihotomii.html
  • textbook.bystrickaya.ru/iskusstvo-i-moralnoe-liderstvo-rossiyu-normalnoj-stranojj-versiya-3-iyunya-2002-g.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/tekst-i-diskurs-kak-yazikovie-edinici.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/psihologo-pedagogicheskie-aspekti-testirovaniya.html
  • learn.bystrickaya.ru/glava-xiv-jezdegerd-nasleduet-tron-persii-bitva-pri-al-kadisii-kompozicii-arabskoj-prozi.html
  • esse.bystrickaya.ru/razvyazka-9-sentyabrya-na-marne-galaktionov-m-r-parizh-1914-tempi-operacij.html
  • znanie.bystrickaya.ru/aferez-lnp-na-dekstran-sulfat-cellyuloze-ds-diagnostika-i-korrekciya-narushenij-lipidnogo-obmena-s-celyu-profilaktiki.html
  • write.bystrickaya.ru/glava-6-sindrom-hronicheskih-tazovih-bolej107-zadacha-nastoyashej-publikacii-sostoit-v-obobshenii-i-predstavlenii.html
  • literatura.bystrickaya.ru/spisok-produkcii-i-materialov-konkursnaya-dokumentaciya-po-otkritomu-konkursu-39.html
  • doklad.bystrickaya.ru/vibor-materiala-dlya-referirovaniya.html
  • textbook.bystrickaya.ru/internet-resursi-radio-11-mayak-novosti-24-03-2005-19-00-00-11.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/tipi-konfliktnih-lichnostej.html
  • abstract.bystrickaya.ru/10-vibor-mastera-semvajsa-kniga-chetvertaya.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-strategicheskij-marketing.html
  • school.bystrickaya.ru/gosudarstvenno-politicheskie-idei-v-rossii-konca-xv-nachala-xvi-vekov.html
  • credit.bystrickaya.ru/pod-opeku-detskij-dom-okolo-20-molodih-moskvichej-otpravilis-v-tverskuyu-oblast.html
  • universitet.bystrickaya.ru/tema-zvukoslogovij-analiz-i-sintez-slov-celi-vn-978-5-222-15123-5.html
  • thescience.bystrickaya.ru/internet-resursi-gosduma-rf-monitoring-smi-1-marta-2006-g.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.