.RU

Языкознание в России - часть 2

Создание грамматик языков народов Советского Союза во многих случаях было осложнено необходимостью предварительно решать вопрос о языковой норме для данного языка, т. е. о выборе диалекта, который лег бы в основу грамматики. В связи с этим большое развитие получили диалектологические исследования, затронувшие огромное число диалектов и говоров, ранее не входивших в орбиту научного внимания. С другой стороны, во всем своем общественном и научном значении встал специфический для советского языкознания вопрос о языке нации как исторической категории.

Вопрос о языковой норме, решение которого требовалось для создания грамматик, не сводился, однако, к определению того диалекта, который по своей социальной значимости и диапазону действия мог бы, естественно, стать основой языка нации. Установление языковой нормы было связано и с вопросом о литературном языке, вопросом, в некоторых случаях весьма сложным. На этой почве и возникла специальная отрасль советского языкознания - изучение закономерностей развития явления, получившего наименование "литературный язык". Инициатива в развитии практики и теории изучения литературного языка в его истории принадлежала специалистам по русскому языку, прежде всего В. В. Виноградову, Л. А. Булаховскому, С. П. Обнорскому, Г. О. Винокуру и Л. П. Якубинскому.

Наличие значительного русского населения во всех национальных республиках Советского Союза при необходимости и для этого населения знать язык коренного населения данной республики привело к созданию грамматик этих языков для русских. В то же время значение русского языка, стремление овладеть им со стороны населения национальных республик и автономных областей привело к осознанию важности создания грамматик русского языка специально для нерусских народов нашей страны. На этой почве выросло сопоставительное изучение различных языков. Оно выросло из чисто практических потребностей преподавания, но его рост показал научную плодотворность такого изучения, так что в настоящее время сопоставительное изучение имеет все данные для превращения в одну из важных отраслей лингвистики, объектом которой является не только лингвистическая типология, но и общая проблема строя языка.

4

Наряду с работой по созданию грамматик для различных народов Советского Союза после Великой Октябрьской революции широко развернулась работа по составлению словарей.

В первое время составлялись почти исключительно двуязычные словари, где одним из языков был русский. В настоящее время такие словари имеются по языкам почти всех народов Советского Союза, причем в большинстве случаев в обоих вариантах: с переводом на русский язык и с переводом с русского языка.

Помимо словарей языков различных народов Советского Союза, в минувшие десятилетия появилось большое число словарей зарубежных языков, в том числе словари различных восточных языков - арабского, турецкого, персидского, афганского, хинди, китайского, монгольского, корейского, японского. Многие словари этих языков существуют в двух видах: с переводом на русский язык и с переводом на восточный язык. По некоторым языкам имеются различные типы словарей: полные, средние и краткие. Эти словари, составленные Издательством национальных и иностранных словарей, в некоторых случаях совместно с Институтом востоковедения Академии наук, также представляют одно из достижений советского языкознания.

В дальнейшем стали создаваться толковые словари, и сейчас уже многие из народов нашей страны (например, грузины, армяне, литовцы, туркмены и др.) имеют достаточно полные словари своих языков.

Работа по составлению словарей имела двоякое значение:

а) В ряде случаев двуязычный словарь, где первым языком был язык данного народа, является вообще первым словарем этого языка. Поэтому созданию такого словаря по необходимости должна была предшествовать работа по собиранию лексики, причем в некоторых случаях главным образом на основе материалов живой, устной речи. В значительной мере так был составлен, например, киргизско-русский словарь. Тем самым подобные словари в сущности впервые обрисовывали действующий словарный состав данного языка. Это обстоятельство придало лексикографической работе особое значение: толковые словари раскрывали словарный состав данного языка с учетом всей специфики значений. Таким образом, лексикографическая работа соединилась с лексикологической, и дальнейшие лексикологические исследования по таким языкам оказались уже обеспеченными большим и надежным материалом.

б) Двуязычные словари, в которых вторым или первым языком был русский, имели помимо своего непосредственного значения и другое: они представили лексический состав в сопоставлении. Тем самым для лексикологии открылся обширный и разнообразный материал для изучения одного из важнейших явлений, возникающих при соприкосновении языков: проникновения лексики одного языка в лексику другого. Это явление имеет особое значение в условиях теснейшего соприкосновения языков различных национальностей Советского Союза с языком русским. Двуязычные словари наглядно показывают семантические сферы проникновения иноязычной лексики, позволяют видеть границы этого явления, понять его общественно-исторические условия и вообще оценить существо проблемы так называемой проницаемости словарного состава языка. Чрезвычайно показательным с этой стороны является, например, каракалпакско-русский словарь.

Лексика, собранная в словарях языков различных национальностей Советского Союза, особенно тех народов, среди которых до Октябрьской революции образование и наука были распространены крайне ограниченно, открыла перед исследователями-лексикологами чрезвычайную остроту вопроса о росте словарного состава этих языков, о путях и способах его стимулирования. Явно обнаружились две тенденции: во-первых, заимствование чужого (в данном случае, главным образом, русского) слова; во-вторых, создание новых слов на основе собственного корневого фонда и по своим словообразовательным моделям. Протекавшая в течение долгого времени в тюркоязычных республиках СССР дискуссия по вопросу о путях пополнения лексики показала связь этого вопроса с общими проблемами идеологии и даже с направлениями текущей политики.

5

Общественно-политическое значение русского языка, связанное с огромной ролью русского народа в истории СССР, культурное значение этого языка как языка, великой русской литературы и науки, всестороннее изучение этого языка, связанное с давней славистической традицией, высокая научная разработанность вопросов его строя, его истории - все это обусловило ведущую роль науки о русском языке в научном изучении языков других народов Советского Союза.

Научно-исследовательская работа в области русского языка в советскую эпоху приобрела особенно широкий размах. Советские языковеды внесли свой вклад в развитие культуры устной и письменной русской речи. Вскоре после Великой Октябрьской социалистической революции была проделана огромная работа по внедрению новой орфографии, что сыграло положительную роль в развитии грамотности среди широких народных масс. В 1956 г. были утверждены подготовлявшиеся в течение многих лет уточненные и унифицированные "Правила русской орфографии и пунктуации", вышел в свет приспособленный к этим правилам справочный орфографический словарь русского языка. Издан также словарь-справочник "Русское литературное произношение и ударение".

В послереволюционные годы сложилась новая лингвистическая дисциплина - история русского литературного языка, синтезирующая данные исторической грамматики и исторической лексикологии, диалектологии, истории литературы и устанавливающая закономерности литературно-языкового развития в связи с общими закономерностями исторического процесса. В досоветскую эпоху конкретные работы по истории русского литературного языка были единичны, а общие очерки, если выходили за пределы описания звукового и морфологического строя, представляли случайный набор языковых фактов.

Создана двухтомная академическая грамматика современного русского языка, дающая наиболее полный охват фактического материала и обобщающая достижения русской грамматической науки послереволюционного периода.

В многочисленных монографиях, статьях, диссертационных работах получили освещение разнообразные частные вопросы морфологии, словообразования и синтаксиса русского литературного языка в его историческом развитии.

Впервые в истории русской филологии подготовлен и издается большой академический словарь языка основоположника русского литературного языка А. С. Пушкина. В связи с этим шире раскрылись теоретические принципы составления такого рода словарей.

Помня завет В. И. Ленина о создании образцовых толковых словарей современного русского языка, советские языковеды развернули большую работу по подготовке словарей разных типов. В последние два десятилетия составлены четырехтомный словарь под редакцией Д. Н. Ушакова, однотомный словарь С. И. Ожегова, вышли из печати шесть томов академического 15­томного и первый том нового четырехтомного словарей.

Создание словарей русского языка сыграло значительную роль в развитии лексикографии национальных языков СССР.


zhivorodeni-plan-za-razvitie-na-obshina-malko-trnovo-2007-2013-g-sdrzhani-e.html
zhivotnie-nahodyatsya-na-bolee-nizkoj-stupeni-razvitiya-chem-lyudi-svami-satyananda-sarasvati-bhakti-joga-sagar.html
zhivotnij-epos-5-lekci-j-po-istorii-zapadnoevropejsk-oj-literaturi-srednevekovya.html
zhivotnij-mir-n-a-maleshin-n-a-zolotuhin-v-a-yakovlev-g-g-sobanskij-v-a-staheev-e-e-siroechkovskij-e-v-rogacheva.html
zhivotnij-mir-reshenie-problem-ustojchivogo-razvitiya-perenasishennoj-promishlennostyu-i-visokourbanizirovannoj-oblasti.html
zhivotnoe-sire-vhodyashee-v-recepturnie-propisi-oncar-gadon-ulan-ude-izd-vo-bnc-so-ran-2002-164-s-bazaron.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glava-ih-tehnikoekonomicheskie-pokazateli-ulyanovskoj-oblasti-poyasnitelnaya-zapiska-polozheniya-o-territorialnom-planirovanii.html
  • occupation.bystrickaya.ru/nachalnik-nich-lm-studenikin-programma-14-17-aprelya-2009-goda.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/voprosi-i-zadaniya-dlya-samoproverki-posobie-soderzhit-teoreticheskoe-obosnovanie-prirodi-imidzha-uchitelya-ego-harakteristiki.html
  • pisat.bystrickaya.ru/svedeniya-ob-izbiratelnih-uchastkah-rajona-pokrovskoe-streshnevo-2012-g.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/reshenie-uravnenij-soderzhashih-arkfunkcii.html
  • tasks.bystrickaya.ru/232-kreditnaya-istoriya-emitenta-ezhekvartalnij-otchet-otkritoe-akcionernoe-obshestvo-polyus-zoloto-kod-emitenta.html
  • klass.bystrickaya.ru/7-ocenka-i-sopostavlenie-zayavok-na-uchastie-v-konkurse-konkursnaya-dokumentaciya.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/v-diplomnaya-rabota-metodicheskie-rekomendacii-po-podgotovke-i-oformleniyu-pismennih-rabot-dlya-studentov-specialnosti.html
  • assessments.bystrickaya.ru/doklad-ob-osnovnih-itogah-raboti-v-oblasti-zashiti-naseleniya-i-territorij.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/skolkovo-sozdast-centr-podgotovki-specialistov-sferi-kommunalnogo-hozyajstva.html
  • diploma.bystrickaya.ru/vidatn-pamyatki-prirodi-ta-arhtekturi-zakarpattya.html
  • essay.bystrickaya.ru/effektivnost-fiksirovannih-kombinacij-antigipertenzivnih-sredstv.html
  • nauka.bystrickaya.ru/v-sfere-uslovij-i-ohrani-truda.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/komitet-administracii-mamontovskogo-rajona-po-obrazovaniyu.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/vipiska-iz-polozheniya-gosudarstvennogo-komiteta-rossijskoj-federacii-po-fizicheskoj-kulture-sportu-i-turizmu-o-prisvoenii-pochetnih-sportivnih-zvanij.html
  • composition.bystrickaya.ru/osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-nachalnogo-obshego-obrazovaniya-mbou-gatchinskaya-nachalnaya-obsheobrazovatelnaya-shkola-5-stranica-7.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-disciplina-informacionnie-tehnologii-v-ekonomike-specialnost.html
  • holiday.bystrickaya.ru/nazvanie-konkursa-regionalnij-otkritij-konkurs-virtualnaya-realnost-2012.html
  • vospitanie.bystrickaya.ru/zakona-o-osnovama-sistema-obrazovaa-i-vaspitaa-sluzhbeni-glasnik-rs-br-6203-6403-ispravka-5804-6204-ispravka-7905-dr-zakon-i-10105-dr-zakon.html
  • bystrickaya.ru/vitamini-i-mikroelementi-v-praktike-vracha-pediatra.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/staticheskie-ispitaniya-1oblast-primeneniya.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/sistema-obrazov-romana-tomasa-melori-smert-artura-chast-5.html
  • desk.bystrickaya.ru/osnovaniya-setevih-vzaimodejstvij-v-obrazovanii-rekomendacii-po-razvitiyu-seti-obsheobrazovatelnih-uchrezhdenij-sozdayushih.html
  • tests.bystrickaya.ru/korotko-nezavisimaya-gazeta-25112008-255-str-2-radio-rsn-novosti-24-11-2008-selyavina-yuliya-20-00-11.html
  • letter.bystrickaya.ru/ob-itogah-razvitiya-otrasli-socialnaya-zashita.html
  • write.bystrickaya.ru/glava-22-xviii-vek-l-a-aslanov-kultura-i-vlast.html
  • holiday.bystrickaya.ru/nauchno-issledovatelskaya-rabota-gep-pozvolila-8-rabotnikam-kolledzhej-gmoskvi-opredelitsya-s-individualnoj-temoj-nauchnogo-issledovaniya-i-postupit-v-aspiranturu-niirpo.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glava-xiii-geograficheskoe-rasprostranenie-zakoni-variacii-77.html
  • college.bystrickaya.ru/15-cifrovie-izmeritelnie-pribori-klassifikaciya-fizicheskih-velichin-4.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/referat-po-teme-podgotovka-lichnogo-sostava-k-rukopashnoj-shvatke.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/procedure-tmainformmediaopenbtnclicksender-tobjectbegin-praktikum-po-delphi-dlya-resheniya-prikladnih-zadach.html
  • znanie.bystrickaya.ru/522-informaciya-o-edinolichnom-ispolnitelnom-organe-emitenta-111024-rossiya-moskva-ul-dushinskaya-d-7-str.html
  • uchit.bystrickaya.ru/tema-2-osnovnie-komandi-sistemi-modelirovaniya-gpss-world-postroenie-gpss-modeli.html
  • student.bystrickaya.ru/1191-mgromantsov-alkovalenko-zasuslina-egklocheva-sarumyantseva-sfbagnenko-bvbatotsyrenov-mapiradov-vyasemke-2009.html
  • assessments.bystrickaya.ru/chastyu-problemi-substancii-no-kasaetsya-lish-odnoj-iz-ee-storon-i-tolko-tretij-popadaet-v-yablochko-vskrivaet-sut-problemi.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.