.RU

Задачи обучения русскому языку и пути их реализации - О преподавании курса информатики в общеобразовательной школе...


^ Задачи обучения русскому языку и пути их реализации



Черобай Е.Н., методист ЧИПКРО


Статус русского языка в школе определяется его значимостью как языка государственного, т.е. языка, владение которым существенно необходимо каждому. Это определяет главенствующее положение коммуникативной или речевой компетенции, в сферу которой входят навыки и умения, необходимые для понимания других, рождения своего речевого поведения, общения в самом широком смысле, в самых различных сферах: официальных, бытовых, научных, социальных, политических, общественных и других.

Коммуникативная компетенция может быть реализована только на основе языковой и лингвистической. Такое соотношение определяет задачи и методику обучения русскому языку: знания – не самоцель, а средство для научения, главное – не просто знать, а уметь, владеть языком, зная его как систему и употребляя его нормы. Русский язык предстает, таким образом, как язык мысли и язык общения. Такое понимание значимости языка на первое место выдвигает проблему переориентации учителя, который не должен быть информатором о языке, тем, кто «дает» знания. Задача учителя – не давать сумму знаний, а выстроить свою систему научения речевым умениям на основе понимания, осмысления грамматики. Современное состояние обучения языку определяется двумя недостатками как важнейшими в методическом отношении: недостаточная роль индукции как оптимального способа научения через осмысление и неиспользование текста как основа для изучения грамматики.

Индуктивный подход к изучению русского языка создает естественные условия для интенсивной самостоятельной работы школьников, когда они, а не учитель, говорят, сравнивают, доказывают, обобщают, т.е. учатся. Текст как таковой органично связан с индуктивным подходом, так как школьник наилучшим образом запоминает не правило, а слова в контексте. Слова –примеры имеют внешний вид и рождают смысловые ассоциации, т.е. обладают тем, чего нет в правилах. Именно поэтому изучение надо начинать не с правил, а с осмысления текста, содержащего достаточное количество примеров на эти правила.

Текст не разрушает целостность языка, его модель, он позволяет вводить в сознание школьника слово ярко, образно. Это важно и потому, что именно слово является основной единицей языка.

Раздельное осмысление правил показало свою несостоятельность, как догматический способ обучения. Подлинное понимание законов языка происходит не через искусственные модели, а через текст, подтверждающий правомочность определения языка как «живой».

Традиционный путь объяснения понятия «причастие» не приближает школьника к нему, а отдаляет: большое количество часов на эту тему не адекватно результату (учебники и художественные тексты с причастными оборотами понимаются плохо, в своих текстах школьники крайне редко употребляют причастия). Только через текст можно глубоко осмыслить, что есть причастие, чем оно отличается от прилагательного.

«Океан представлял собою взрытую холмистую поверхность волн, несущихся с бешеной силой и с шумом разбивающихся одна о другую своими седыми гребнями».

Представляя тему, задача учителя – верно поставить вопросы, направляющие внимание школьников на главное: грамматические признаки причастий. Осмысление идет не через сами признаки, а через синтаксическую и образную роль причастий. Этот ход определяют вопросы: Почему в предложении одна запятая? Какие слова помогают создать картину шторма? Сколько прилагательных в этом тексте? Что общего в словах «взрытую», «несущихся», «разбивающихся?

Поиски ответа на эти вопросы создают условия для диалога учителя с учениками, мотивируют их деятельность, подводят к самостоятельному определению признаков причастия.

Роль текста усилена и тем, что он как элемент риторики незаметно для ученика убеждает его через аналогии, через собственную деятельность по его осмыслению.

Текст помогает учителю развить главное профессиональное свойство: поставить проблему и сделать ее увлекательной, учитывая уровень мышления конкретных школьников.

Индукция, осуществляемая с помощью текста, вначале приближает проблему к школьнику, а затем поднимает его к самостоятельному вычленению признаков. Это естественный ход обучения: вначале – семантика, затем – грамматика. Он отражает значимость слова как логоса, а не суммы знаков.

Индукция как естественная интенсивная деятельность школьников не стала еще генеральной линией обучения русскому языку в силу инерции мышления и неподготовленности к ней многих учителей самому говорить и действовать легче, чем учить этому школьников). Но без индуктивного подхода к обучению невозможно решить задачи коммуникативной компетенции. И.П.Павлов назвал слово высшим интегратором. Эта значимость слова определяет речевую деятельность как основное направление в изучении языка, а вместе с нею и место стилистики и риторики. Восстановление традиции их изучения особенно важно сейчас, когда общее состояние языка определяется как заниженное. «Заниженный язык» – это характеристика состояния нации, общества. Процесс «занижения» языка – это процесс нарастания в нем ненормативной лексики и засилия иностранных слов. Динамика языка предполагает естественное вхождение в него слов иноязычных и просторечных, не нарушающих полноты языка как русского. Перенасыщение языка теми и другими – свидетельство его нестабильности как результата нестабильности общества. В России уже было несколько периодов «снижения» языка, и каждый раз они вызывали повышенное чувство ответственности за него у деятелей культуры.

По мнению некоторых философов, сегодня у нас происходит культурная сублимация отрицательного. Противодействовать этому должна школа, и роль учителя здесь неоспорима. Профессионализм учителя русского языка сегодня определяется и тем, насколько он овладел индуктивным способом обучения, создающим процесс осмысления языка, а не заучивание правил.

Предлагаем учителям проверить свою способность точно поставленными вопросами определить деятельность школьников на примере «типичной» темы по русскому языку: чередование гласных в корне слов.

Загар – загореть, нагар – нагореть, угар – угореть.

Сравните данные пары слов. По каким признакам будете их сравнивать? (назовите эти признаки).

Какой вопрос возникает в результате сравнения? (назовите этот вопрос).

Каким должен быть следующий вопрос? (поставьте его).

Где искать ответ на последний вопрос?

Проделайте ту же работу и составьте алгоритм исследования чередования гласной в корнях –зар, -зор-.

В чем сходство и в чем различие орфограмм гар – гор и зар – зор?

Вопросы индуктивного подхода к обучению русскому языку начинают определять содержание отдельных выпусков журнала «Русский язык в школе». Рекомендуем в этом смысле статью А.А.Муратова «Обучение русскому языку и грамотность» (№6, 1999 г).

Они нашли свое отражение в пособии Е.Н.Черобай «Анализ учебного материала и моделирование уроков русского языка и литературы» (г.Чита, 1994, 1996 г. см. главы 1-5).

Журнал «Словесность» предполагает в следующем году выпуск статей практического назначения, приближенных к очередному этапу реформирования школы. Эти и другие периодические издания помогут учителю определиться в своем движении отхода от традиционного обучения, основанного на парадигме «давать знания».



zemledelcheskij-zakon-vizantii-sistema-hozyajstva-formi-sobstvennosti-i-arendi-vizantijskoj-obshini.html
zemledelie-v-drevnem-egipte-dodinasticheskij-period-period-rannego-i-drevnego-carstva-chast-4.html
zemletryaseniya-i-vulkanicheskie-izverzheniya-plan-evolyuciya-ili-katastrofa-izmenenie-magnitnogo-polya-zemli-vspishki-sverhnovih-zvezd.html
zemleustrojstvo-istoriya-i-sovremennost.html
zemli-obagryonnie-krovyu-sorok-let-proshlo-s-teh-por-kak-ellinizm-v-maloj-azii-bil-virvan-s-kornem-grekov-siloj.html
zemlya-belovskaya-ocherki-ob-istorii-nashego-goroda-i-kraya-avtor-mihail-yurevich-zhivopiscev.html
  • crib.bystrickaya.ru/kaushitaki-upanishada-upanishadi-perevod-i-predislovie-a-ya-sirkina.html
  • write.bystrickaya.ru/glava-13-planirovanie-proekta-i-i-mazur-v-d-shapiro-n-g-olderogge.html
  • doklad.bystrickaya.ru/v-marte-etogo-goda-v-konfederaciyu-delovih-soobshestv-po-resheniyu-soveta-kds-vklyuchena-nacionalnaya-gildiya-professionalnih-konsultantov-ngpk-ocelyah-prisoedine.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/sheshendk-ner-pn-bojinsha.html
  • thesis.bystrickaya.ru/programma-13-00-14-00-liderstvo.html
  • literatura.bystrickaya.ru/sposobi-rasprostraneniya-semyan-i-plodov-lekciya-tema-vvedenie-v-zemledelie.html
  • education.bystrickaya.ru/1-rabota-vipolnena-pri-finansovoj-podderzhke-rossijskogo-gumanitarnogo-nauchnogo-fonda-proekt-03-03-00068a.html
  • education.bystrickaya.ru/24-barometricheskaya-formula-s-i-kuznecov-molekulyarnaya-fizika.html
  • letter.bystrickaya.ru/obnovlennij-otchet-po-evropejskim-esko-paolo-bertoldi-stranica-12.html
  • abstract.bystrickaya.ru/2-priem-registraciya-i-prohozhdenie-postupayushih-dokumentov-instrukciya-po-deloproizvodstvu-v-territorialnoj-izbiratelnoj.html
  • lesson.bystrickaya.ru/sut-samobitnosti-rastenij-n-i-kurdyumov-masterstvo-plodorodiya.html
  • esse.bystrickaya.ru/razdel-ii-socialnoe-partnerstvo-v-sfere-truda-metodicheskoe-posobie-po-provedeniyu-obucheniya-po-ohrane-truda-rukovodyashih.html
  • lecture.bystrickaya.ru/4-tematicheskij-plan-izucheniya-disciplini-menedzhment-v-kross-kulturnoj-srede.html
  • letter.bystrickaya.ru/metodicheskie-ukazaniya-po-vipolneniyu-i-oformleniyu-vipusknoj-kvalifikacionnoj-raboti-dlya-studentov-specialnosti-080109-buhgalterskij-uchet-analiz-i-audit-vseh-form-obucheniya-vladivostok.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/kompetenciya-organov-mestnogo-samoupravleniya-chast-2.html
  • writing.bystrickaya.ru/glava-6-proektirovanie-elektroustanovok-poisk-osnovi-tehnologii-proektirovaniya-elektroustanovok-sistem-elektrosnabzheniya.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/pribori-i-apparati-dlya-ivl-t-v-smuk-2012-g.html
  • uchit.bystrickaya.ru/temi-tvorcheskih-i-referativnih-rabot-mnozhestvennost-opredelenij-kulturi-kultura-kak-mnogofunkcionalnaya-sistema-sinergeticheskie-metodi-osmisleniya-kulturnih-proce-ssov.html
  • desk.bystrickaya.ru/osoblivost-zastosuvannya-standartv-auditu-v-derzhavnomu-sektor.html
  • uchit.bystrickaya.ru/statya-iz-knigi-ili-drugogo-razovogo-izdaniya-35-stranica-3.html
  • control.bystrickaya.ru/c-prochie-meri-prinimaemie-v-celyah-obespecheniya-realizacii-prava-na-zhilishe-so-statyami-16-i-17-pakta.html
  • klass.bystrickaya.ru/a-i-suhinov-2008g-stranica-13.html
  • grade.bystrickaya.ru/oborotnoe-vodosnabzhenie-ochistka-stochnih-vod-energosberezhenie.html
  • desk.bystrickaya.ru/otkritie-indij-epoha-vozrozhdeniya-istoriya-novogo-vremeni-epoha-vozrozhdeniya.html
  • kanikulyi.bystrickaya.ru/vspomogatelnie-proizvodstvennie-obekti-5-1organizaciya-raboti-po-obespecheniyu-pozharnoj-bezopasnosti-na-proizvodstvennih.html
  • literatura.bystrickaya.ru/roman-ob-istorii-filosofii-stranica-27.html
  • learn.bystrickaya.ru/glava-1-mesto-polevogo-napravleniya-v-v-poluektov-polevie-i-manipulyacionnie-tehnologii.html
  • student.bystrickaya.ru/13-civilizaciya-i-kultura-osnovi-teorii-kulturi-istoricheskij-harakter-predstavlenij-o-kulture.html
  • institute.bystrickaya.ru/gibel-bogov-biblejskie-holmi.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/nerazgadannij-vzriv-gibel-linkora-imperatrica-mariya-lenin.html
  • occupation.bystrickaya.ru/ob-utverzhdenii-celevoj-programmi-razvitie-biotehnologii-v-respublike-tatarstan-na-2010-2020-godi.html
  • spur.bystrickaya.ru/kosmicheskie-novosti-vipusk-1115-5-9-dekabrya-2013-g.html
  • holiday.bystrickaya.ru/metodika-razrabotki-bloka-uroka-na-zanyatiyah-po-hudozhestvennoj-obrabotke-beresti-1-koncepciya-metodiki-hudozhestvennogo-obrazovaniya-v-celom-stranica-2.html
  • institut.bystrickaya.ru/tema-4-effektivnost-proizvodstva-uchebno-metodicheskij-kompleks-minsk-2011-udk-338-45.html
  • klass.bystrickaya.ru/bazilikovie-masla-kniga-yavlyaetsya-nadezhnim-spravochnikom-ne-tolko-dlya-specialistov-parfyumernogo-proizvodstva.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.