.RU

Задачи обучения русскому языку и пути их реализации - О преподавании курса информатики в общеобразовательной школе...


^ Задачи обучения русскому языку и пути их реализации



Черобай Е.Н., методист ЧИПКРО


Статус русского языка в школе определяется его значимостью как языка государственного, т.е. языка, владение которым существенно необходимо каждому. Это определяет главенствующее положение коммуникативной или речевой компетенции, в сферу которой входят навыки и умения, необходимые для понимания других, рождения своего речевого поведения, общения в самом широком смысле, в самых различных сферах: официальных, бытовых, научных, социальных, политических, общественных и других.

Коммуникативная компетенция может быть реализована только на основе языковой и лингвистической. Такое соотношение определяет задачи и методику обучения русскому языку: знания – не самоцель, а средство для научения, главное – не просто знать, а уметь, владеть языком, зная его как систему и употребляя его нормы. Русский язык предстает, таким образом, как язык мысли и язык общения. Такое понимание значимости языка на первое место выдвигает проблему переориентации учителя, который не должен быть информатором о языке, тем, кто «дает» знания. Задача учителя – не давать сумму знаний, а выстроить свою систему научения речевым умениям на основе понимания, осмысления грамматики. Современное состояние обучения языку определяется двумя недостатками как важнейшими в методическом отношении: недостаточная роль индукции как оптимального способа научения через осмысление и неиспользование текста как основа для изучения грамматики.

Индуктивный подход к изучению русского языка создает естественные условия для интенсивной самостоятельной работы школьников, когда они, а не учитель, говорят, сравнивают, доказывают, обобщают, т.е. учатся. Текст как таковой органично связан с индуктивным подходом, так как школьник наилучшим образом запоминает не правило, а слова в контексте. Слова –примеры имеют внешний вид и рождают смысловые ассоциации, т.е. обладают тем, чего нет в правилах. Именно поэтому изучение надо начинать не с правил, а с осмысления текста, содержащего достаточное количество примеров на эти правила.

Текст не разрушает целостность языка, его модель, он позволяет вводить в сознание школьника слово ярко, образно. Это важно и потому, что именно слово является основной единицей языка.

Раздельное осмысление правил показало свою несостоятельность, как догматический способ обучения. Подлинное понимание законов языка происходит не через искусственные модели, а через текст, подтверждающий правомочность определения языка как «живой».

Традиционный путь объяснения понятия «причастие» не приближает школьника к нему, а отдаляет: большое количество часов на эту тему не адекватно результату (учебники и художественные тексты с причастными оборотами понимаются плохо, в своих текстах школьники крайне редко употребляют причастия). Только через текст можно глубоко осмыслить, что есть причастие, чем оно отличается от прилагательного.

«Океан представлял собою взрытую холмистую поверхность волн, несущихся с бешеной силой и с шумом разбивающихся одна о другую своими седыми гребнями».

Представляя тему, задача учителя – верно поставить вопросы, направляющие внимание школьников на главное: грамматические признаки причастий. Осмысление идет не через сами признаки, а через синтаксическую и образную роль причастий. Этот ход определяют вопросы: Почему в предложении одна запятая? Какие слова помогают создать картину шторма? Сколько прилагательных в этом тексте? Что общего в словах «взрытую», «несущихся», «разбивающихся?

Поиски ответа на эти вопросы создают условия для диалога учителя с учениками, мотивируют их деятельность, подводят к самостоятельному определению признаков причастия.

Роль текста усилена и тем, что он как элемент риторики незаметно для ученика убеждает его через аналогии, через собственную деятельность по его осмыслению.

Текст помогает учителю развить главное профессиональное свойство: поставить проблему и сделать ее увлекательной, учитывая уровень мышления конкретных школьников.

Индукция, осуществляемая с помощью текста, вначале приближает проблему к школьнику, а затем поднимает его к самостоятельному вычленению признаков. Это естественный ход обучения: вначале – семантика, затем – грамматика. Он отражает значимость слова как логоса, а не суммы знаков.

Индукция как естественная интенсивная деятельность школьников не стала еще генеральной линией обучения русскому языку в силу инерции мышления и неподготовленности к ней многих учителей самому говорить и действовать легче, чем учить этому школьников). Но без индуктивного подхода к обучению невозможно решить задачи коммуникативной компетенции. И.П.Павлов назвал слово высшим интегратором. Эта значимость слова определяет речевую деятельность как основное направление в изучении языка, а вместе с нею и место стилистики и риторики. Восстановление традиции их изучения особенно важно сейчас, когда общее состояние языка определяется как заниженное. «Заниженный язык» – это характеристика состояния нации, общества. Процесс «занижения» языка – это процесс нарастания в нем ненормативной лексики и засилия иностранных слов. Динамика языка предполагает естественное вхождение в него слов иноязычных и просторечных, не нарушающих полноты языка как русского. Перенасыщение языка теми и другими – свидетельство его нестабильности как результата нестабильности общества. В России уже было несколько периодов «снижения» языка, и каждый раз они вызывали повышенное чувство ответственности за него у деятелей культуры.

По мнению некоторых философов, сегодня у нас происходит культурная сублимация отрицательного. Противодействовать этому должна школа, и роль учителя здесь неоспорима. Профессионализм учителя русского языка сегодня определяется и тем, насколько он овладел индуктивным способом обучения, создающим процесс осмысления языка, а не заучивание правил.

Предлагаем учителям проверить свою способность точно поставленными вопросами определить деятельность школьников на примере «типичной» темы по русскому языку: чередование гласных в корне слов.

Загар – загореть, нагар – нагореть, угар – угореть.

Сравните данные пары слов. По каким признакам будете их сравнивать? (назовите эти признаки).

Какой вопрос возникает в результате сравнения? (назовите этот вопрос).

Каким должен быть следующий вопрос? (поставьте его).

Где искать ответ на последний вопрос?

Проделайте ту же работу и составьте алгоритм исследования чередования гласной в корнях –зар, -зор-.

В чем сходство и в чем различие орфограмм гар – гор и зар – зор?

Вопросы индуктивного подхода к обучению русскому языку начинают определять содержание отдельных выпусков журнала «Русский язык в школе». Рекомендуем в этом смысле статью А.А.Муратова «Обучение русскому языку и грамотность» (№6, 1999 г).

Они нашли свое отражение в пособии Е.Н.Черобай «Анализ учебного материала и моделирование уроков русского языка и литературы» (г.Чита, 1994, 1996 г. см. главы 1-5).

Журнал «Словесность» предполагает в следующем году выпуск статей практического назначения, приближенных к очередному этапу реформирования школы. Эти и другие периодические издания помогут учителю определиться в своем движении отхода от традиционного обучения, основанного на парадигме «давать знания».



zemledelcheskij-zakon-vizantii-sistema-hozyajstva-formi-sobstvennosti-i-arendi-vizantijskoj-obshini.html
zemledelie-v-drevnem-egipte-dodinasticheskij-period-period-rannego-i-drevnego-carstva-chast-4.html
zemletryaseniya-i-vulkanicheskie-izverzheniya-plan-evolyuciya-ili-katastrofa-izmenenie-magnitnogo-polya-zemli-vspishki-sverhnovih-zvezd.html
zemleustrojstvo-istoriya-i-sovremennost.html
zemli-obagryonnie-krovyu-sorok-let-proshlo-s-teh-por-kak-ellinizm-v-maloj-azii-bil-virvan-s-kornem-grekov-siloj.html
zemlya-belovskaya-ocherki-ob-istorii-nashego-goroda-i-kraya-avtor-mihail-yurevich-zhivopiscev.html
  • urok.bystrickaya.ru/problematika-kontakterstva-ufologicheskaya-psihologiya-o-kontakterstve.html
  • letter.bystrickaya.ru/monitoring-smi-rf-po-pensionnoj-tematike-27-iyunya-2012-goda.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/rol-i-zadachi-voennoj-gidrografii-v-ekonomicheskom-osvoenii-shelfa-arkticheskih-morej-rossii.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/ulava-4-sovetskij-period-razvitiya-kulturi-rossii-uchebnoe-posobie-gaudeamus-igitur.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/vidi-trudovogo-dogovora.html
  • turn.bystrickaya.ru/osnovnaya-uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-teoriya-i-metodika-vospitaniya-dlya-specialnosti-05070665.html
  • institute.bystrickaya.ru/glava-xi-cerkovnaya-diaspora-istoriya-russkoj-cerkvi-xx-vek-uchebnoe-posobie-dlya-studentov-4-klassa-sergiev-posad-2006.html
  • paragraf.bystrickaya.ru/zakonodatelstva-v-sfere-intellektualnoj-sobstvennosti.html
  • writing.bystrickaya.ru/bankovskij-veksel-chast-13.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/desyataya-glava-german-gesse.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/rabochej-uchebnoj-programmi-disciplini-politologiya-variativnaya-chast-v-02-.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-po-prirodovedeniyu-sostavlena-na-osnove-sleduyushih-dokumentov-zakon-rf-ob-obrazovanii-3266-1-fz-ot-10-07-1992-g-s-posleduyushimi-izmeneniyami.html
  • klass.bystrickaya.ru/adenolimfoma-vrozhdennie-poroki-razvitiya-lica-chelyustej-i-zubov.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/programma-seminara-prezentacii-menedzhment-kachestva-osnova-effektivnogo-upravleniya-kompaniej.html
  • klass.bystrickaya.ru/6-gete-nyuton-i-fiziki-r-shtajner-estestvenno-nauchnie-trudi.html
  • control.bystrickaya.ru/belelyubskij-nikolaj-apollonovich-1845-1922.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/mezhdunarodnaya-nauchno-prakticheskaya-konferenciya-informacionnoe-pismo.html
  • literature.bystrickaya.ru/doklad-podgotovlen-s-uchetom.html
  • shkola.bystrickaya.ru/sozdanie-igrovoj-programmi-morskoj-boj.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/amortizaciya-osnovnih-fondov-kak-istochnik-investirovaniya-sredstv-chast-3.html
  • abstract.bystrickaya.ru/-45-perspektivi-razvitiya-ekologicheskogo-turizma-v-s-preobrazhenskij-protivopostavlyaet-dve-issledovatelskie.html
  • write.bystrickaya.ru/glava-17-osnovi-teorii-maksvella-dlya-elektromagnitnogo-polya-uchebnoe-posobie-napisano-v-sootvetstvii-s-dejstvuyushej.html
  • literatura.bystrickaya.ru/spisok-rekomenduemoj-literaturi-obrazovatelnaya-programma.html
  • education.bystrickaya.ru/-4-osvidetelstvovanie-teoriya-dokazatelstv-tertishnik-slinko.html
  • letter.bystrickaya.ru/obshie-svedeniya-ob-obrazovatelnom-uchrezhdenii-stranica-5.html
  • learn.bystrickaya.ru/gosduma-poluchila-poslanie-prezidenta-federalnomu-sobraniyu-monitoring-smi-2-5-iyunya-2008-g.html
  • college.bystrickaya.ru/12osnovnie-letno-tehnicheskie-dannie-samoleta-privedennie-k-standartnim-atmosfernim-usloviyam.html
  • nauka.bystrickaya.ru/uchebno-tematicheskij-plan-ochnoj-i-zaochnoj-form-obucheniya-soderzhaniya-disciplini.html
  • holiday.bystrickaya.ru/negzg-orta-blm-beru-degejn-7-9-siniptarina-arnalan-geometriya-pnnen-lglk-ou-badarlamasi.html
  • universitet.bystrickaya.ru/uchastnika-zaklyuchitelnogo-etapa-olimpiadi-shkolnikov-shag-v-budushee-po-obsheobrazovatelnomu-predmetu-fizika.html
  • occupation.bystrickaya.ru/natalya-kornilova-stranica-9.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/raznoe-grinpis-radiacionnaya-svalka-v-kolomenskom-stala-mestom-dlya-piknikov-v-moskve.html
  • learn.bystrickaya.ru/glava-i-obshie-polozheniya-status-celi-i-zadachi-struktura-sankt-peterburgskogo-gosudarstvennogo-universiteta.html
  • znanie.bystrickaya.ru/a-i-gercen-naukoobraznaya-kuterma-voznikshaya-vokrug-odnogo-iz-klyuchevih-v-hristologicheskom-bogoslovii-termina-voipostasnoe-stranica-9.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/raspredelenie-eksponatov-po-razdelam-fondov-otchet-o-rabote-muzeya-izobrazitelnih-iskusstv.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.