.RU

Заключение - Всемирная история: XX век. Учебник для школьников 10—11 классов


Заключение
XX век ознаменовался коренной модификацией основных противоречий общественного развития, столь резким их обострением, что многие мыслители на рубеже второго и третьего тысячелетий ставят вопрос о кризисе цивилизации.

Истоки большинства проблем современности уходят корнями в процессы, начало которым было положено в прошлом веке, с промышленным переворотом в Великобритании, затем охватившим страны континентальной Европы, Северную Америку и Японию. Индустриальная цивилизация породила массу противоречий (социальных, межнациональных, в межгосударственных отношениях, в духовном развитии), проявившихся в войнах, революционном насилии, но, в конечном счете, обеспечила самый высокий в мире уровень жизни, правовой и социальной защищенности личности. Ее достижения стали примером для подражания, эталоном для многих стран, которые задержались на доиндустриалыюй и ранней индустриальной фазах развития.

Модернизационная модель догоняющего развития подразумевает, с одной стороны, универсализацию ценностей индустриальной цивилизации, с другой, накопление и обострение присущих ей проблем и противоречий. В специфических условиях обществ, имеющих иные историко-культурные традиции, чем страны Запада (Западной Европы и Северной Америки), являющиеся родиной индустриализма, эти противоречия приобретают новые формы проявления, влияют на характер развития основных мировых цивилизаций.

Вопрос о том, возобладает тенденция к унификации облика мира или же, напротив, модернизация будет содействовать росту многообразия путей развития локальных цивилизаций, остается спорным. В современных условиях выделяется ряд цивилизационных общностей — евроатлантическая, восточнославянская, японская, китайская, индийская, исламская, латиноамериканская, тропической Африки. Они различаются по уровню и характеру экономического и социального развития, сохраняют особые черты культурных и политических традиций.

При всем многообразии форм модернизационных процессов они получили повсеместное распространение. Соответственно, многие их последствия носят не только локальный, но и глобальный характер. Обострилась проблема сырьевых ресурсов, энергоносителей, а главное, пределов нагрузки на среду обитания человека, создаваемых промышленными и бытовыми отходами, которые может выдержать биосфера Земли.

Глобализация рынков товаров, капиталов, услуг, углубление международного разделения труда привели в конце века к достижению такого уровня экономической взаимозависимости большинства государств, когда состояние их экономики, перспективы ее развития в большей мере определяются состоянием мирового рынка, чем проводимой ими экономической политикой. Это обусловило кризис системы государственного регулирования социальных и экономических процессов, создание которой было одним из главных достижений высокоразвитых евроатлантических стран.

Глобализация, экологические проблемы, возросший динамизм перемен в мире, в жизни отдельных народов обусловили возникновение духовного кризиса, в различных формах проявлявшегося в гуманитарной науке, литературе, живописи на протяжении всего XX века. Перемены в жизни народов происходили на протяжении всей истории человечества. При размеренно-неторопливом ее течении в прошлые века они воспринимались большинством современников как органичные, естественные. Ускорение исторического времени, когда на протяжении жизни одного поколения во многих странах патриархальные, аграрные уклады сменились индустриальными, лучины в качестве непременного атрибута жилища вытеснили компьютеры, сознание как рядовых граждан, так и интеллектуалов нередко не успевает воспринять и адекватно отразить произошедшие перемены. Порой они начинают восприниматься исключительно в радужных тонах, порой отвергаться как нечто чуждое, навязанное извне, враждебное, разрушающее недавно усвоенные ценности и идеалы.

Воспринимать возникшую ситуацию как кризис цивилизации не вполне правомерно. Скорее, речь идет о кризисе упрощенно схематического мышления, опирающихся на него подходов к реальностям мира. Так, абсолютизация глобальных процессов и проблем ведет к восприятию особых, национально-государственных интересов отдельных стран как анахронизма. Однако их существование столь же объективно, как и углубление взаимозависимости народов и государств. В то же время характерный для политиков прошлого взгляд на мир как на поле столкновения национально-государственных интересов отдельных стран, игнорирующий крайне сложный и разветвленный механизм региональных и глобальных взаимосвязей, соответствующих им интересов, в конце XX века абсолютно не адекватен реальности.

Оценивать колоссальные перемены в жизни народов, произошедшие на исторической памяти одного-двух поколений, в однозначных категориях невозможно. Нередко и политические лидеры, и рядовые избиратели предпочитают воспринимать мир в категориях добра и зла, прогресса и реакции. Однако как раз на протяжении XX века эти категории неоднократно пересматривались.

Не раз прогресс измерялся тоннами выплавляемой стали, киловатт-часами производства электроэнергии, уровнем научно-технического развития. Но в мире, который сталкивается с ограниченностью ресурсов, большие объемы производства становятся источником обострения проблем экологии. Важно также учитывать, каким целям служат производство, достижения науки и техники, используются они на благо человеку или в антигуманных целях, для производства и совершенствования вооружений.

Неоднократно расценивались как прогрессивные те или иные социальные преобразования, связанные с изменением форм собственности на средства производства. Однако формальное провозглашение собственности общественной отнюдь не определяет характер и эффективность ее использования на благо людей.

Часто встречаются попытки оценивать прогресс политическими переменами, в частности распространением демократии. Но хотя в условиях зрелой, устоявшейся демократии права и свободы человека более гарантированы, чем при любом другом политическом режиме, сам по себе переход к демократии не решает проблем отсталости, развития. Более того, как показал опыт многих стран, где царят бедность и нищета, демократия нередко открывает путь к власти политическим авантюристам, добивающимся победы на выборах невыполнимыми обещаниями, обманом избирателей.

XX век стал серьезным вызовом тем, кто предполагал, что есть универсальные стандарты прогресса. Как правило, с позиций различных социальных, национальных, этнических, конфессиональных интересов одни и те же события, явления получали различную оценку. Любая правящая элита склонна считать прогрессивным лишь то, что соответствует ее интересам, реакционным — то, что противоречит им. Неоднократно в истории делались попытки рассматривать прогресс с точки зрения высших интересов человечества. Однако те, кто брали на себя смелость судить об их содержании, чаще всего толковали их в духе собственных интересов или абстракций, не имеющих отношения к реальным проблемам мирового развития.

В то же время с учетом обострения глобальных проблем современности, нерешенность которых угрожает самим основам мировой цивилизации, можно утверждать, что существует определенный универсальный критерий оценки действий политических лидеров: их способность отразить объективно существующие интересы выживания человечества, как минимум, не нанести вреда миру, хрупкость и уязвимость которого все больше заявляет о себе.


^ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Какие существуют подходы к определению критериев прогрессивности развития общества? Как вы полагаете, почему они не позволяют адекватно оценить прогресс исторического пути человечества?

2. Имеются ли у вас собственные суждения о показателях прогрессивности исторических процессов? Если да, изложите их, аргументируя свое мнение.

3. Как вы считаете, с какими итогами подошел XX век к своему завершению? Какие выводы могло бы сделать человечество, осмыслив суть происшедших за последнее столетие перемен в мире?

zakoni-i-praktika-sredstv-massovoj-informacii-v-evrope-amerike-i-avstralii-m-1994.html
zakoni-iz-eshnunni-1.html
zakoni-kirhgofa-i-ih-primenenie-v-raschetah-elektricheskih-cepej.html
zakoni-liciniya-i-sekstiya-rossijskoj-federacii-v-kachestve-uchebnogo-posobiya-dlya-studentov-visshih-uchebnih-zavedenij.html
zakoni-moiseya-bibliya-kniga-ishod-12.html
zakoni-o-vere-i-veroterpimosti-sostavil-ya-a-kantorovich-spb1899-stranica-6.html
  • crib.bystrickaya.ru/identichnost-psihoterapevta-mesto-realnosti-v-eroticheskom-sblizhenii-pacienta-i-psihoanalitka-realnost-eroticheskogo.html
  • thescience.bystrickaya.ru/istoriya-sozdaniya-predpriyatiya-stranica-14.html
  • tests.bystrickaya.ru/kurs-anesteziologii-i-reanimatologii-postdiplomnogo-obrazovaniya-kafedra-gospitalnoj-hirurgii-1-neotlozhnie-sostoyaniya-v-hirurgicheskoj-i-terapevticheskoj-praktike-144ch-stranica-3.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/modemi-modemnie-protokoli-korrekcii-oshibok-chast-3.html
  • thesis.bystrickaya.ru/prinyatie-reshenij-v-krizisnih-biznes-situaciyah.html
  • control.bystrickaya.ru/c-copyright-vadim-chernobrov-razresheno-tolko-razmeshenie-v-elektronnih-setyah-bez-prava-izvlecheniya-kommercheskoj-vigodi-publikaciya-dannoj-knigi-celikom-ili-po-stranica-38.html
  • studies.bystrickaya.ru/istoriya-razvitiya-muzikalnoj-kulturi-hakasii-ee-vzaimodejstvie-i-vzaimoobogashenie-s-russkoj-muzikalnoj-kulturoj-chast-9.html
  • urok.bystrickaya.ru/primernie-voprosi-dlya-podgotovki-k-ekzamenu-primernaya-programma-modulya-tamozhennie-proceduri-rekomenduetsya-dlya.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/prilozhenie-3-obrazec-zadaniya-na-diplomnij-proekt-metodicheskie-ukazaniya-po-diplomnomu-proektirovaniyu-dlya-studentov.html
  • notebook.bystrickaya.ru/istoriya-utverzhden.html
  • shkola.bystrickaya.ru/testovie-zadaniya-kontroliruyushie-razlichnie-znaniya-i-umeniya-po-istorii.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/programma-praktiki-po-profilyu-specialnosti-tehnologicheskaya-studentov-2-kursa.html
  • bystrickaya.ru/zhizn-cerkvi-vitalij-koresendovich-seminarist-ii-bogoslovskogo-kursa-nomera-paul-badde-die-welt-5.html
  • studies.bystrickaya.ru/-11-yazikovie-sredstva-virazitelnosti-pered-teoreticheskimi-svedeniyami-i-posle-nih-dayutsya-voprosi-kotorie-nacelivayut.html
  • literatura.bystrickaya.ru/shema-territorialnogo-planirovaniya-razrabotana-v-kachestve-gradostroitelnogo-dokumenta-napravlennogo-na-sozdanie-optimalnih-uslovij-territorialnogo-i-socia-stranica-10.html
  • tasks.bystrickaya.ru/1-elektroliz-rasplavov.html
  • predmet.bystrickaya.ru/respubliki-marij-el-za-2005-god-vvedenie.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/proceduri-vzaimodejstviya-mezhdu-specializirovannoj-organizaciej-i-zaoipt-ideya-stranica-2.html
  • spur.bystrickaya.ru/lekciya-mezhdunarodnoe-razdelenie-truda.html
  • esse.bystrickaya.ru/programmi-politicheskih-obedinenij-test-na-gendernuyu-chuvstvitelnost-itogi-viborov-gendernij-sostav-gosudarstvennoj-dumi-chetvertogo-soziva-stranica-6.html
  • gramota.bystrickaya.ru/vpoiskah-chudesnogo-fragmenti-neizvestnogo-ucheniya-perevod-n-v-fon-boka-c-izdatelstvo-chernisheva-spb-1992-stranica-29.html
  • textbook.bystrickaya.ru/kandiba-viktor-mihajlovich-magiya-enciklopediya-magii-i-koldovstva.html
  • institut.bystrickaya.ru/tendernaya-dokumentaciya-otkritogo-tendera-po-zakupke-uslug-po-sozdaniyu-web-portala-id-tv-i-ego-tehnicheskoj-podderzhke-dlya-ao-kazahtelekom-na-2009-g.html
  • report.bystrickaya.ru/individualnaya-programma-viza-dlya-grazhdan-ukraini-viza-s-2009-goda-ne-trebuetsya-vsego-11-nochej.html
  • credit.bystrickaya.ru/organizacionnoe-povedenie-annotirovannij-bibliograficheskij-ukazatel.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/gosudarstvennoe-prestuplenie-ili-vopros-stroitelstva-oboronitelnih-rubezhej-pod-kazanyu.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/tematicheskij-plan-uchebnoj-disciplini-pp.html
  • institut.bystrickaya.ru/tematicheskoe-planirovanie-uchebnij-kurs-zoologiya-zhivotnie-7-klass-programma-avtorskij-kollektiv-pod-rukovodstvom-v-v-pasechnika-izdatelstvo-drofa-2002-g.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/obrazovatelnaya-oblast-obsheobrazovatelnaya-programma-municipalnogo-doshkolnogo-obrazovatelnogo-uchrezhdeniya-detskij.html
  • institute.bystrickaya.ru/glava-2-avtonomnie-dihatelnie-apparati-don-miller-podvodnij-specnaz-istoriya-operacii-snaryazhenie.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/3-trebovaniya-k-rezultatam-osvoenie-disciplini-osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-visshego-professionalnogo-obrazovaniya.html
  • pisat.bystrickaya.ru/stroitelstvo-avtodorogi-v-stvore-ul-volochaevskoj-ot-ul-dubrovinskogo-do-ul-kopilova-stranica-6.html
  • tasks.bystrickaya.ru/-hronicheskoe-sistemnoe-venericheskoe-infekcionnoe-zabolevanie.html
  • nauka.bystrickaya.ru/v-poslednee-vremya-stalo-modnim-predstavlyat-hristianstvo-v-vide-etakogo-rasplivchatogo-i-besformennogo-mirovozzreniya-bezvolno-smiryayushegosya-so-vsem-proishodyashim.html
  • shkola.bystrickaya.ru/rabochaya-uchebnaya-programma-po-russkomu-yaziku-8-klass-bazovij-uroven-stranica-19.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.