.RU

Закономерности воспитания


Содержание:


  1. Предмет и задачи педагогики

  2. Методология науки

  3. Связь педагогики с другими науками

  4. Проблема целеполагания

  5. Педагогика – наука о воспитании

  6. Педагогика начального образования

  7. Методы и средства воспитания

  8. Воспитание как функция общества

  9. Закономерности воспитания

  10. Современные концепции воспитания

  11. Комплексный подход в воспитании

  12. Диалектика процесса воспитания

  13. Средства воспитания

  14. Возникновение и цель воспитания

  15. Понятие о воспитательных системах

  16. Сущность процесса воспитания

  17. Пример как метод воспитания

  18. Сущность воспитания




  1. ^ ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ПЕДАГОГИКИ.
    ЕЕ СВЯЗЬ С ДРУГИМИ НАУКАМИ


Педагогическая наука – область исследований человеческих знаний, предметом которых являются закономерности процесса образования (наука, изучающая сущность, закономерности, тенденции и перспективы развития педагогического процесса (образования) как фактора и средства развития человека на протяжении всей его жизни).

Предмет – образование как реальный целостный педагогический процесс, целенаправленно организуемый в специальных социальных институтах.

Т е о р е т и ч е с к и е з а д а ч и:

• выявление закономерностей процесса воспитания, образования;

• изучение и обобщение практики, опыта педагогической деятельности;

• разработка новых методов, средств, форм, систем обучения, воспита­ния, управления образовательными структурами (методическая);

• внедрение результатов исследований в практику преподавания;

• прогнозирование образования на ближайшее и отдаленное будущее (прогностическая).

^ С философией: методологическая функция философии (разрабатывает систему общих принципов и способов научного познания); является теоретической платформой осмысления педагогического опыта и создания педагогических концепций.

^ С психологией: важнейший источник научного обоснования образовательного процесса.

С биологией: проблема соотношения природных и социальных факторов развития человека, которая является центральной и для педагогики.

^ С антропологией, гигиеной и медициной, социологией (планирование образования, выявление основных тенденций развития слоев населения, закономерностей социализации и воспитания личности).

С политологией (образовательная политика является отражением государственной идеологии).

  1. ^ МЕТОДОЛОГИЯ НАУКИ


Наука может развиваться лишь в том случае, если она будет пополняться все новыми фактами, для накопления и интерпретации которых нужны научно обоснованные методы исследования.

Методология – наука о принципах построения, формах и способах научно-познавательной деятельности. ^ В педагогике – совокупность теоретических положений о педагогическом познании и преобразовании действительности.

Под педагогическим исследованием понимается процесс и результат научной деятельности, направленной на получение новых знаний о закономерностях образования, его структуре и механизмах, содержании, принципах и технологиях.

^ Педагогические исследования:

1. Фундаментальные своим результатом, имеют обобщающие концепции, которые подводят итоги теоретических и практических достижений педагогики.

2. Прикладные. Направлены на углубленное изучение отдельных сторон педагогического процесса.

Разработки направлены на обоснование конкретных научно-практических рекомендаций, учитывающих уже известные теоретические положения.

^ Программа исследования имеет 2 раздела: методологический и процедурный. Первый включает обоснование актуальности темы, формулировку проблемы, определение объекта и предмета, целей и задач, формулировку основных понятий, предварительный системный анализ и выдвижение рабочей гипотезы. Во втором разделе раскрывается стратегический план исследования.

^ Методы педагогического исследования:

1. Методы изучения педагогического опыта (методы эмпирического познания педагогических явлений) служат средством сбора научно-педагогических фактов: наблюдение, методы опроса (беседа, интервью, анкетирование), изучение продуктов деятельности учащихся, изучение школьной документации.

Эксперимент – специально организованная проверка метода, приема работы для выявления его педагогической эффективности.

Э т а п ы:

1. теоретический (постановка проблемы, определение цели, объекта, предмета, задач, гипотез);

2. методический (разработка методики исследования);

3. собственно эксперимент (проведение серии опытов);

4. аналитический (количественный и качественный анализ).

2. Методы теоретического исследования: теоретический анализ и синтез, индуктивный и дедуктивный методы. Теоретические методы связаны с изучением литературы: составление библиографии, рефератирование, конспектирование, цитирование.

3. ^ Математические и статистические методы применяются для обработки полученных данных методами опроса, эксперимента, для установления количественных зависимостей (регистрация, ранжирование, шкалирование).


  1. ^ СВЯЗЬ ПЕДАГОГИКИ С ДРУГИМИ НАУКАМИ

Процесс разностороннего взаимопроникновения наук, развитие комплексного изучения педагогических явлений объективно требуют органической связи педагогики с другими науками. Педагогика развивается, укрепляя и совершенствуя свои связи с философией, социологией, этикой, эстетикой, психологией, анатомией и физиологией человека, гигиеной, этнографией, математикой, кибернетикой и др.

В тесных взаимоотношениях педагогика находится с общей, возрастной и педагогической психологией. Психология вскрывает закономерности психического развития людей в разные возрастные периоды, механизм изменений психики под влиянием обучения и воспитания. Идеи её широко используются при разработке организации познавательной деятельности учащихся в процессе обучения. Развита связь педагогики с социальной психологией, которая изучает взаимоотношения, чувства, настроения, мнения, оценки, черты характера и особенности психического склада людей, находящихся в разных социальных условиях.

Исключительно ценными знаниями о природе физического развития человека, педагогику вооружает общая и возрастная физиология, составляющая естественнонаучную основу обучения и воспитания. Изучение условнорефлекторной деятельности помогают раскрывать научные основы тех изменений, которые происходят в человеке под влиянием внешних воздействий и связаны с формированием умений, навыков и привычек.

Новые, дополнительные возможности для исследования процессов обучения и воспитания перед педагогикой открывает быстро развивающаяся область знания, которая получила название теории управления. Возникнув в системе общественных наук, она использует достижения кибернетики, которая раскрыла наиболее общие закономерности управления сложными динамическими системами. При этом, однако, надо иметь в виду, что кибернетика изучает процессы управления безотносительно к качественной природе самоуправляемых систем; воспитание же представляет собой систему, обладающую глубокой качественной спецификой, своими специфическими закономерностями, которые кибернетике недоступны.

Самостоятельность любой науки состоит не в том, пользуется она или не пользуется данными других наук. Советская педагогика использует материалы и данные смежных наук для решения своих задач, на основе строгого отбора и выявления границ их применения.

Итак, педагогическая наука – это сгусток многовекового опыта обучения и воспитания подрастающих поколений. ^ Педагогическая наука – это результат многолетних исследований закономерностей формирования всесторонне и гармонически развитой личности. Знание педагогической науки помогает в каждом конкретном случае избирать оптимальные педагогические решения.

Давний спор о том, что такое педагогика – наука или искусство, разбивается о практику. Испытание практикой подтверждает многократно: без глубокого знания науки воспитания не развивается искусство воспитывать. Знание закономерностей обучения и воспитания, овладение методами педагогического процесса – основа учительского мастерства. К усвоению педагогики надо подходить как к научно-познавательной деятельности, на базе которой может и должно развиваться педагогическое искусство как неотъемлемый элемент педагогической деятельности. А педагогом может быть далеко не каждый. Это должен быть человек, имеющий призвание, призыв, внутреннее осознание того, что это его путь – путь поиска, постоянного беспокойства, путь сомнений, необыкновенной требовательности к себе, путь упорного, каждодневного труда.


  1. ^ ПРОБЛЕМА ЦЕЛЕПОЛАГАНИЯ


Профессиональная деятельность педагога предваряется осознанием цели, отсутствие которой не позволяет классифицировать работу педагога как деятельность профессионала. Однако широкий и всесторонний анализ повседневности воспитания свидетельствует о том, что проблема целеполагания решается крайне слабо, плохо, либо вовсе не решается, что приводит к тому, что продуктивность профессиональной деятельности крайне низка.

Проблемы:

1. Цель – исходный момент, первый элемент профессиональной деятельности педагога. Цель воспитания – процесс воспитания – результат воспитания. Цель определяет содержание воспитательного процесса, обусловливает воспитательный результат, служит критерием оценки профессиональной деятельности педагога. Проблематичность выстраивания и постановки целей – противоречие между целесообразным характером любой деятельности и неосознанностью субъектом деятельности целесообразности характера деятельности.

2. Цель – идеальное представление о результате деятельности. Будучи объективной по своему происхождению, цель субъективна: педагоги, декларирующие одну и ту же цель, подразумевают разные варианты этой цели. Поэтому проблема целеполагания требует не только серьёзного внимания, но и времени, и профессиональных усилий по выявлению возможного общего варианта цели. Цель воспитания подрастающего поколения – прерогатива государства. Формулирование государственных целей воспитания детерминировано экономическими, политическими, научными, правовыми и организационными условиями. Общий характер цели позволяет быть ей реализованной при самых разноообразных вариациях обстоятельств.

3. Цель как продукт идеальный очень подвижна, динамична. Подвижность цели предполагает недостижимость ее, если иметь в виду постоянное развитие человека. Цель развивается вместе с субъектом, который ее ставит.

4. Проблема целеполагания связана с проблемой образовательных стандартов. В стандартах закрепляются цели воспитания и образования. Сложным вопросом целей и стандартов образования считается совмещение стандартов как принудительных критериев профессианализма, с неповторимостью личности школьника, студента, учителя.

5. Неумение педагогов переводить глобальные цели образования в цели собственно педагогической деятельности. Достижение цели происходит решением систематических задач, в процессе выполнения которых цель отодвигается на второй план. Забвение цели означает потерю стратегии деятельности, и тогда задачи теряют свою значимость. В момент выполнения задачи она выступает целью и обрастает рядом других задач уровнем ниже. Искусство практического целеполагания состоит в умении определять задачи, исчерпывающие целиком содержание цели.


  1. ^ ПЕДАГОГИКА – НАУКА О ВОСПИТАНИИ

Человек рождается как биологическое существо. Чтобы он стал личностью, его нужно воспитать. Именно воспитание облагораживает человека, прививает ему необходимые качества. Наука о воспитании человека называется педагогикой. В переводе означает искусство направлять воспитание ребенка. Педагогика вооружает учителей профессиональными знаниями об особенностях воспитательных процессов детей данной возрастной группы, умениями прогнозировать, проектировать и осуществлять учебно-воспитательный процесс в различных условиях. Процессы воспитания необходимо постоянно совершенствовать, так как изменяются условия жизни людей, накапливается информация, усложняются требования к человеку. Источники развития педагогики: многовековой практический опыт воспитания, закрепленный в образе жизни, традициях, обычаях людей, народной педагогике; философские, обществоведческие, педагогические и психологические труды; опыт педагогов-новаторов и т. д. Педагогика – наука о воспитании. Главной ее задачей является накопление и систематизация научных знаний о воспитании человека. Педагогика познает законы воспитания, образования и обучения людей.

^ Педагогика как наука

Каждая наука в одном и том же объекте изучения выделяет свой предмет исследования – ту или иную форму бытия объективного мира, ту или иную сторону процесса развития природы и общества. Воспитание как сложное, объективно существующее явление изучается многими науками. Исторический материализм, например, рассматривает воспитание как частный момент развития общества, его производительных сил и производственных отношений; история – как частный момент истории классовой борьбы и классовой политики; психология – в связи с изучением становления личности развивающегося человека. Самостоятельность любой науки определяется, прежде всего, наличием особого, собственного предмета исследования, наличием такого предмета, который специально не исследуется никакой другой научной дисциплиной.

В общей системе наук, в общей системе «вещей и знаний» педагогика выступает как единственная наука, имеющая своим предметом воспитание человека.

Изучение всякой науки начинается с уяснения таких вопросов: как возникла и развивалась эта наука и какие специфические проблемы она исследует?

В самом деле, каждая наука имеет свою историю и достаточно определённый аспект природных или общественных явлений, изучением которых она занимается, и знание которых имеет большое значение для осмысления её теоретических основ.

Без этого оно не могло развиваться. Поэтому растёт количество образовательно-воспитательных учреждений, расширяется сеть народных школ, дающих необходимую подготовку детям, открываются специальные учебные заведения по подготовке учителей и начинает преподаваться педагогика как особая научная дисциплина. Всё это давало большой толчок развитию педагогической теории.

Возникнув как наука о воспитании детей и молодёжи, педагогика по мере расширения границ воспитания и сферы действия субъективных факторов в жизни общества всё более становятся наукой об общих закономерностях воспитательного воздействия на людей всех возрастов.

Развиваясь, всякая наука обогащает свою теорию, наполняется новым содержанием и осуществляет дифференциацию своих исследований. Этот процесс коснулся и педагогики. В настоящее время понятием «педагогика» обозначается целая система педагогических наук.

Педагогика как наука подразделяется на ряд самостоятельных педагогических дисциплин:

1. Общая педагогика исследует основные закономерности воспитания человека; раскрывает сущность, цели, задачи и закономерности воспитания, его роль в жизни общества и развитии личности, процесс образования и обучения.

2. Возрастная педагогика, изучающая особенности воспитания людей на различных этапах возрастного развития; она подразделяется на разделы (профессионально-технического, высшего образования и др.);

3. Специальная педагогика – дефектология, изучающая особенности развития, обучения и воспитания аномальных детей, которая в свою очередь распадается на ряд отраслей: вопросами воспитания и обучения глухонемых и глухих детей занимается сурдопедагогика, слепых и слабовидящих – тифлопедагогика, умственно отсталых – олигофренопедагогика, детей с расстройствами речи при нормальном слухе – логопедия;

4. Частная методика, исследующая специфику применения общих закономерностей обучения к преподаванию определённого предмета (иностранного языка, математики, биологии, физики, химии и др.);

5. История педагогики, изучающая развитие педагогических идей и практики воспитания в различные исторические эпохи.



  1. ^ ПЕДАГОГИКА НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Человек рождается как биологическое существо. Чтобы он стал личностью, его нужно воспитать. Именно воспитание облагораживает человека, прививает ему необходимые качества. Наука о воспитании человека называется педагогикой. В переводе означает искусство направлять воспитание ребенка. В педагогическом руководстве нуждаются все люди. Но особенно остро вопросы воспитания стоят в младшем школьном возрасте, потому что в этот период закладываются и развиваются все основные качества человека. Вопросами воспитания детей младшего школьного возраста занимается специальная отрасль педагогической науки – педагогика начальной школы. Иногда ее разделяют на несколько взаимосвязанных ветвей – педагогику семьи, дошкольную педагогику и педагогику младшей школы. Предмет педагогики начальной школы – воспитание детей дошкольного и младшего школьного возраста. Педагоги начальной школы занимаются вечными проблемами – они обязаны ввести ребенка в сложный мир человеческих отношений. От того, какую основу заложат будущему гражданину в семье, дошкольном детском учреждении, начальной школе, будут зависеть его жизнь и счастье, благополучие всего общества.


  1. ^ МЕТОДЫ И СРЕДСТВА ВОСПИТАНИЯ


Методы воспитания – способы профессионального взаимодействия воспитателя и воспитанника, направленные на решение образовательно-воспитательных задач.

^ Приёмы воспитания – элементы методов воспитания (пример: беседа – метод; реплики, мимика – приём).

Средства – различные виды деятельности (игровая, трудовая), совокупность произведений материальной и духовной культуры, привлекаемые для педагогической работы.

К л а с с и ф и к а ц и я м е т о д о в:

^ Классификация Г. И. Щукина.

А) Методы формирования сознания личности.

Б) Методы организации деятельности и формирования поведения.

В) Методы стимулирования деятельности и поведения.

Г) Методы контроля, самоконтроля.

^ Методы формирования сознания личности (их цель – формирование убеждения): рассказ, объяснение, беседа, лекция, дискуссия, диспут.

Методы организации деятельности и формирования поведения: упражнение, приучение, создание воспитательных ситуаций, требования, инструктаж, демонстрация.

^ Методы стимулирования деятельности и поведения: наказание, поощрение, соревнование, познавательная игра.

Методы контроля, самоконтроля: педагогическое наблюдение, беседа, психологические опросники.


  1. ^ ВОСПИТАНИЕ КАК ФУНКЦИЯ ОБЩЕСТВА.
    ПОНЯТИЕ ВОСПИТАНИЯ

Воспитание – это процесс систематического и целенаправленного воздействия на человека, на его духовное и физическое развитие в целях подготовки его к производственной, общественной и культурной деятельности. Но воспитание – не отдельный процесс, он неразрывно связан с обучением и образованием, поскольку названные процессы направлены на человека как целое. В направлениях воспитания трудно выделить отдельные составляющие, оказывающие влияние на эмоции, волю, характер, ценностные ориентации и интеллект. Но, несмотря на это, в процессах воспитания и образования существуют различия. В отличие от образования, где главной целью является развитие познавательных процессов индивида, его способностей, приобретения им знаний, воспитание ставит целью формирование человека как личности, его отношение к миру, обществу и взаимоотношений с ним.

^ Целями воспитания являются ожидаемые изменения в человеке, осуществляемые проведением специально организованных воспитательных действий и акций. Но цели воспитания не устанавливаются раз и навсегда, не являются едиными, а определяются идейными и ценностными ориентирами, провозглашенными тем или иным обществом.

Однако главной целью воспитания является формирование и развитие ребенка как личности с теми качествами, которые необходимы ей для жизни в обществе. Также следует отметить, что в качестве идейной базы воспитательного процесса следует придерживаться принципов гуманизма. То есть воспитывать в человеке “общечеловеческие ценности”, не имеющие исторических и государственных границ. Специальными целями сегодняшнего этапа развития общества и государства являются воспитание инициативного, предприимчивого, стремящегося к успеху человека.

  1. ^ ЗАКОНОМЕРНОСТИ ВОСПИТАНИЯ

Воспитание – процесс сознательного развития личности, разносторонне образованного и гармонически развитого человека. Хотя главная цель воспитания выглядит как воздействие одного на другого, воспитание необходимо первым делом самому воспитуемому.

Под общими закономерностями воспитательного процесса мы понимаем те существенные внешние и внутренние связи, от которых зависит направленность процесса и успешность достижения педагогических целей.

^ Первая закономерность. Воспитание ребенка совершается только на основе активности самого ребенка во взаимодействии его с окружающей социальной средой.

^ Вторая закономерность. Единство образования и воспитания. Образование направлено на формирование общей культуры человека.

Третья закономерность. Целостность воспитательных влияний, которая обеспечивается единством декларируемых социальных установок и реальных действий педагога (отсутствие такого единства характеризуется тем, что он утверждает одно, а делает другое, призывает к активности, а проявляет пассивность и т. п.), непротиворечивостью педагогических требований, предъявляемых к ребенку всеми субъектами воспитания учащихся.


  1. ^ СОВРЕМЕННЫЕ КОНЦЕПЦИИ ВОСПИТАНИЯ

Под воспитанием понимается целенаправленное развитие каждого растущего человека как неповторимой человеческой индивидуальности, обеспечивание роста и совершенствования нравственных и творческих сил этого человека, через построение такой общественной практики, в условиях которой то, что у ребенка находится в зачаточном состоянии или пока только составляет возможность, превращается в действительность.

С о в р е м е н н ы е к о н ц е п ц и и в о с п и т а н и я:

1. Основной в воспитании стала реалистическая модель. Реализм исходит из идеи передачи воспитаннику опыта и знаний с учетом его возрастных возможностей в том виде, в котором он сможет их сразу усвоить. Воспитание должно строиться в помощь воспитаннику в освоении того, что побуждает его к определенному поведению и видам деятельности. Недостаток концепции в том, что в результате происходит воздействие на сознание человека, при этом не уделяется достаточно внимания эмоционально-образной сфере личности.

2. Антропоцентрическая модель основывается на понимании человека как целостной системы, притом открытой, постоянно изменяющейся и обновляющейся в результате взаимодействия с окружающим миром. Процесс воспитания не может быть ограничен какими-либо нормами, следовательно, не может иметь завершения. Он должен строиться таким образом, чтобы воспитанник мог совершенствоваться во всем многообразии, а педагог лишь регулировал процесс развития личности.

3. Свободное воспитание направлено на формирование интересов и жизненных принципов, а также создание условий для их реализации. Целью такой модели является научение воспитанника быть свободным и нести ответственность за свою жизнь, за выбор принципов и жизненных ценностей. Сторонники этой модели опираются на идею, что сущность индивида составляет сделанный им выбор, а педагогу необходимо помочь ребенку понять себя, свои потребности и потребности окружающих людей и согласовать их в конкретной ситуации. Воспитание при этом следует природе ребенка, устраняя негативное влияние окружения и обеспечивая естественное развитие его. Задача воспитания в этом случае – привести к гармонии действия этих сил.

4. Также существуют различные другие модели воспитательных процессов, например, гуманистическая, основанная на учете личностных и индивидуальных особенностей воспитуемого, или технократическая, опирающаяся на положение о том, что процесс воспитания должен быть строго направленным, управляемым и контролируемым, следовательно, воспроизводимым и прогнозируемым.


  1. ^ КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД В ВОСПИТАНИИ

В воспитательной работе следует выделить три группы функций.

Первая группа связана с непосредственным воздействием педагога на ученика: изучение индивидуальных особенностей его развития, окружения, интересов; программирование воспитательных воздействий; реализация комплекса методов и форм индивидуальной работы с учеником; анализ эффективности воспитательных воздействий.

^ Вторая группа функций связана с созданием воспитывающей среды: сплочение коллектива; формирование благоприятной эмоциональной атмосферы; включение учащихся в разнообразные виды социальной деятельности; развитие детского самоуправления.

^ Третья группа функций направлена на коррекцию влияния различных субъектов социальных отношений ребенка: социальная помощь семье; взаимодействие с педагогическим коллективом; коррекция воздействия средств массовой коммуникации; нейтрализация негативных воздействий социума; взаимодействие с другими образовательными учреждениями.


Сущность целостности воспитательного процесса – в подчиненности всех его частей и функций общей цели: формированию целостного человека – развитию индивидуальности и социализации личности.

Целостный подход к организации воспитательной работы предполагает:

– адекватность деятельности каждого педагога общей цели – единство воспитания и самовоспитания, образования и самообразования;

– установление связей между элементами педагогической системы: информационные связи (обмен информации), организационно-деятельностные связи (методы совместной деятельности), коммуникативные связи (общение), связи управления и самоуправления.

Реализация этой закономерности предполагает взаимодействие социальных институтов в организации воспитательной работы, направленное на развитие сущностных сфер человека, характеризующих образ его жизнедеятельности, гармоничность индивидуальности, свободу и разносторонность человека, его счастье и самочувствие.



  1. ^ ДИАЛЕКТИКА ПРОЦЕССА ВОСПИТАНИЯ

В первобытном обществе в результате усиления разделения труда и расширения эмпирических знаний постепенно усложнялось содержание обучения и воспитания детей, складывались его организационные формы. Обучение и воспитание осуществлялось вместе с борьбой за выживание и требовало постоянного усвоения жизненно необходимых знаний и умений.

Существовало две модели обучения и воспитания:

– спартанская, ориентированная на общественное и военно-физическое воспитание;

– афинская, ориентированная на всестороннего и гармонично развитого человека.

В период средневековья происходит смена педагогического идеала. Основу воспитательного идеала составил воспитательный идеал Нового завета с его проповедью любви, кротости, богобоязни. Основной упор в воспитании делался на религиозно-духовном развитии человека. Возрождение: основная линия развития педагогического идеала этого времени шла в направлении воспитания широко образованного и критически мыслящего человека.

Сейчас идея всестороннего развития личности как высшей цели воспитания признается всем миром. Следует отметить, что при всем различии педагогических и философских школ в понимании сущности и процесса воспитания развитой личности, существует два педагогических идеала личности:

Один – высокий, широко рекламируемый, но заведомо недостижимый. Его предназначение быть маяком, ориентиром, высшим образцом, к которому следует подвести воспитуемого как можно ближе.

Другой идеал достаточно приземленный. Он, как правило, имеет реальное воплощение, явно не пропагандируется. Его можно назвать "реальным идеалом". Реальный идеал – это герой своего времени, это тот, которому все завидуют, на месте которого каждый хотел бы оказаться.


  1. ^ СРЕДСТВА ВОСПИТАНИЯ

Средствами нравственного воспитания являются:

1. Моральное убеждение как основное нравственно-психологическое средство воздействия на личность.

2. Моральное принуждение как форма морального осуждения.

Становление личностного в человеке предполагает усвоение системы гуманистических ценностей, составляющих основу его гуманитарной культуры. Поэтому наиболее перспективной моделью воспитания представляется та, которая вычленяет социальные (познавательный, поведенческий и др.) аспекты и интегрирует их со сферами индивидуальности.

^ Средством воспитания является прежде всего пример, который воспитатель подает воспитаннику, затем – приказ (требование и запрет), убеждение, приучение и обучение.

^ Средства воспитания – это конкретные мероприятия работы (беседы, вечера), виды деятельности учащихся (олимпиады, кружки, конкурсы), а также предметы (картины, фильмы, спектакли), которые используются в процессе реализации того или иного метода. Новые средства обучения – с помощью современных информационно-образовательных технологий и систем телекоммуникации, таких как электронная почта, телевидение и INTERNET.


  1. ^ ВОЗНИКНОВЕНИЕ И ЦЕЛЬ ВОСПИТАНИЯ

Воспитание есть процесс сознательного развития личности, разносторонне образованного и гармонически развитого человека. Хотя главная цель воспитания выглядит как воздействие одного на другого, воспитание необходимо первым делом самому воспитуемому.

Рассматривая различные подходы к определению понятия "воспитание", можно указать общие признаки, которые выделяются большинством исследователей:

– целенаправленность воздействий на воспитанника;

– социальная направленность этих воздействий;

– создание условий для усвоения ребенком определенных норм отношений;

– освоение человеком комплекса социальных ролей.

^ Общая социальная функция воспитания состоит в том, чтобы осваивать из поколения в поколение знания, умения, идеи, социальный опыт, способы поведения.

В узком смысле под воспитанием понимают целенаправленную деятельность педагогов, которые призваны формировать у человека систему качеств или какое-нибудь конкретное качество (например, воспитание творческой активности). В этом плане можно рассматривать воспитание как педагогический компонент процесса социализации, который предполагает целенаправленные действия по созданию условий для развития человека. Создание таких условий осуществляется через включение ребенка в различные виды социальных отношений в учебе, общении, игре, практической деятельности.

Целью воспитания является формирование целостной, совершенной личности в ее гуманистическом аспекте. Последнее предполагает:

1. выработку понимания жизненной важности морали;

2. установку на выработку нравственного самосознания (совесть);

3. выработку стимулов дальнейшего нравственного развития;

4. выработку моральной стойкости, желание и умения сопротивляться злу, искушению и соблазну самооправдания при нарушении моральных требований;

5. милосердие и любовь к людям.

Долгое время цели и задачи воспитания рассматривались с позиции идеала человека, гармонично развитого, сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство. Несомненно, эту позицию надо рассматривать в качестве идеальной цели воспитания.


^ Цели воспитания


Воспитание должно базировать на постоянных непреходящих идеях и ценностях, а именно принципах гуманизма (лат. humanus – человеческий, человечный): любовь к людям высокий уровень психологической терпимости (толерантность), мягкость в человеческих отношениях, уважение личности. Признание человека в качестве высшей ценности. Конечная цель воспитания с позиции гуманизма – человек должен стать полноценным субъектом деятельности, т. е. свободным, но ответственным за все происходящее в мире.

Исходя из того, что результатом воспитания является социальное развитие человека, предполагающее позитивные изменения в его взглядах, мотивах и реальных действиях, можно выделить три группы воспитательных задач, которые ориентированы на результат воспитания ребенка. Первая группа задач связана с формированием гуманистического мировоззрения. В процессе решения этих задач происходит процесс интериоризации общечеловеческих ценностей, формирование у человека гуманистических взглядов и убеждений. Вторая группа задач неразрывна связана с первой и направлена на формирование потребностей и мотивов нравственного поведения. Третья группа предполагает создание условий для реализации этих мотивов и стимулирования нравственного поведения детей.


^ Проблема цели воспитания


Под целью воспитания в педагогике принято понимать конечный результат формирования личности, идеальный образ. По уровню цели могут быть: государственные; семейные; внешкольные. Проблема целей в образовании и воспитании очень сложная. Современная отечественная педагогика говорит о:

– реальных целях воспитания (изменчивые, носят объективный характер и формируются для себя);

– идеальные (ориентация на возможности человека).

Целеполагание – процесс выработки целей, который требует от педагога:

– конкретнее сформулировать идеал воспитанника;

– сравнить с помощью специальных методик конкретного воспитанника с идеалом;

– выявить существенные расхождения;

– определить предполагаемые изменения.


^ Сущность воспитательного процесса


Воспитательный процесс – часть целостного педагогического процесса, который объединяет обучение и воспитание. Сущностные характеристики воспитания:

а) воспитание – не прямое воздействие, а социальное взаимодействие педагога и воспитанника. Воспитывать – организовывать содержательную жизнь и развивающую деятельность детей совместно со взрослыми, где у тех и других свои роли, цели, отношения;

б) воспитательный процесс носит многофакторный характер: на становление личности влияют школа, семья, друзья, СМИ, и др.;

в) воспитание – долговременный, непрерывный процесс, переходящий в самовоспитание. Процесс воспитания имеет несколько этапов:

– диагностика (определение задач воспитания);

– проектирование воспитательной деятельности;

– организация педагогического взаимодействия;

– проверка, оценка результатов.


^ Понятие содержания воспитания


А) содержание воспитания – система знаний, убеждений, навыков, качеств и черт личности, устойчивых привычек поведения;

Б) содержание воспитания – часть общественного опыта поколения, который отбирается в соответствии с поставленными целями развития человека и в виде информации передается ему. Сегодня в центре содержания стоит гуманитарно-целостный подход – бытие воспитанника как его духовно наполненная жизнь. Такое содержание должно быть направлено на воспитание базовой культуры личности. Базовая культура личности – культура жизненного определения, семейных отношений, экономическая культура, политическая, правовая, нравственная, физическая, экологическая, художественная, культура труда и общения. Воспитание должно подготовить человека к 3 главным ролям: гражданин; работник; семьянин.



  1. ^ ПОНЯТИЕ О ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ СИСТЕМАХ


Воспитательная система – целостный социальный организм, функционирующий при условии взаимодействия основных компонентов воспитания (цели, содержание, отношения, способы деятельности) и обладающий такими характеристиками как образ жизни коллектива и его психологический климат.

Х а р а к т е р и с т и к и:

– неразрывное единство со средой;

– наличие связи и отношений между образующимися элементами.

Целесообразность создания воспитательной системы обусловлена:

– интеграция усилий субъектов воспитательной деятельности;

– расширяет диапазон возможностей за счет того, что включает в эту среду другие окружающие среды;

– экономия времени и сил педагогического коллектива;

– создание условий для самореализации.


^ Структура и этапы развития воспитательных систем


Э т а п ы р а з в и т и я воспитательной системы:

– становление (постановка целей, отбор идей);

– отработка системы (отработка технологии воспитания);

– оформление системы (система накапливает из поколения в поколение традиции);

– перестройка воспитательной системы.

Т е х н о л о г и я с о з д а н и я воспитательной системы:

– выявление ведущей идеи;

– формирование основных целей и задач;

– разработка теоретической концепции;

– конкретизация составляющих систем и механизмов их взаимодействия;

– проектирование необходимых условий и воплощение их на практике;

– продуктивное освоение среды.


^ Общественные институты и организации


Детское движение предстает как сложная социально-педагогическая реальность, которая проявляется в добровольной деятельности самих детей по их запросам. Основная их особенность – самодеятельность, направленная на реализацию ребенком его естественных потребностей. Детские общественные объединения – самоорганизующееся, самоуправляемое сообщество, создающееся на добровольной основе, по инициативе, желанию участников для достижения определенных целей, которые выражают запросы, потребности детей. Оно не является структурой государственного учреждения. В его составе должно быть не менее 2/3 граждан, не достигших 18 лет, руководство взрослых носит добровольный, общественный характер. Детская общественная организация – объединение четко выраженной социальной, идеологической направленности, создаваемое, как правило, взрослыми сообществами, государственными структурами (например, пионерская, скаутская).


^ Взаимодействие классного руководителя с учителями, родителями


Классный руководитель реализует свои функции в тесном сотрудничестве с другими членами педагогического коллектива. Взаимодействуя с учителями-предметниками, классный руководитель выполняет роль организатора педагогической работы с учащимися. Он знакомит учителей с результатами изучения детей, привлекая и классный коллектив, и учителей, работающих в классе, к обсуждению программы педагогической помощи ребенку и его семье. Классный руководитель регулирует отношения учителей и родителей ребенка. Он организует встречи родителей с учителями с целью обмена информацией об успехах обучения и воспитания ребенка, оказания помощи родителям в организации домашней работы с учащимися. Классный руководитель изучает стиль, основные методы и приемы работы коллег с учащимися, выявляет успехи, проблемы, достижения, организует обмен опытом педагогической работы. В то же время он заинтересованно принимает предложения учителей, реагирует на замечания, проблемы, поставленные учителем.


^ Воспитательные системы прошлого и настоящего


Вальдорфские школы существуют с начала ХХ в., и их популярность растет. Основатель – Штейнер. Он стремился создать школу, в которой становление личности ребенка осуществлялось бы в гармонии с его физическим и психическим развитием, в гармонии с природой и окружающим миром.

^ Школы глобального образования. Основатели: Хенви и Боткин. Они сочетают общечеловеческий и локальный аспекты, философское осмысление и конкретную реализацию.

«Справедливое сообщество» – эта воспитательная система появилась в школах США в 1960-е годы. В ее основе лежат идеи Кольберга, рассматривающего воспитание как продвижение личности от низшей к более высоким ступеням морального развития.

^ Воспитательная система общей заботы. Идея была выдвинута Ивановым в конце 50-х годов ХХ в. В основе лежат следующие принципы: сотрудничество детей и взрослых, многоролевой характер, творчество, социально полезная направленность деятельности детей.

^ Воспитательная система школы-комплекса. Это относительно новый тип школы, отвечающий современным требованиям. Основатели – Шацкий, Макаренко, Захаренко. Школа-комплекс – образовательное учреждение, основанное на взаимодействии и сотрудничестве педагогов, детей, родителей, учреждений культуры, спорта, образования.


^ Базовые теории воспитания и развития личности


А) Теория авторитарного воспитания. Представитель – Гербарт, который сводил воспитание к управлению детьми. Цель этого управления – подавление дикой резвости ребенка. Приемы управления: угроза, надзор за детьми, приказания и запрещения.

Б) Теория свободного воспитания. Представитель – Руссо. Он призывал уважать в ребенке растущего человека, не стеснять, а своевременно стимулировать в ходе воспитания естественное его развитие.


  1. ^ СУЩНОСТЬ ПРОЦЕССА ВОСПИТАНИЯ

Воспитание – целенаправленная, содержательная деятельность педагога, содействующая максимальному развитию личности ребенка, его социализации и привитию навыков самовоспитания (направлено на потребностно-волевую сферу личности)

^ Цель воспитания – всестороннее и гармоничное развитие, создание условий, оказание педагогической поддержки во всестороннем развитии.

Принципы:

целенаправленность;

связь с жизнью;

доступность;

учет индивидуальности и возраста;

последовательность;

 опора на положительное;

гуманизация.

Особенности воспитательного процесса:

1. Целенаправленность (цель учителя равна цели ученика) – сотрудничество, взаимодействие.

2. Многофакторность (семья, друзья, школа, СМИ, ТВ).

3. Длительность.

4. Непрерывность.

5. Комплексность (единство целей, задач, содержания, форм и методов).

6. Двусторонность.

Самовоспитание – сознательная, целенаправленная, самостоятельная деятельность, ведущая к возможно более полной реализации, развитию и совершенствованию личности.

Процесс воспитания (психологическое) – процесс интериоризации, т. е. перевод ребёнка из одного состояния в другое (из внешних отношений во внутреннее состояние личности, которое проявляется в убеждениях).

Воспитание – формирование отношений и качеств личности.

Отношения – переживание и выражение определённых связей, которые устанавливаются между личностью и другими людьми, а так же различными сторонами окружающего мира, которые затрагивают сферу потребностей, знаний и убеждений.

^ Качества личности – закрепившиеся и ставшие привычными отношения, которые определяют устойчивость поведения человека в постоянно изменяющихся обстоятельствах.

С и с т е м а ф о р м и р о в а н и я личностных качеств:

1. Формирование потребности и выработка определенного качества.

2. Организация активной познавательной деятельности по освоению сущности данного качества.

3. Практическое формирование умений поступать так, а не иначе.

4. Развитие способности к проявлению волевых усилий.

^ Содержание воспитания – система знаний, убеждений, навыков, качеств и черт личности, устойчивых привычек поведения, которыми должен овладеть учащийся в соответствии с поставленными целями и задачами.

^ Задачи воспитания:

1) нравственное развитие личности;

2) формирование патриотизма и гражданственности;

3) развитие самосознания личности;

4) формирование трудовых и жизненных навыков;

5) формирование ответственного поведения;

6) формирование здорового образа жизни;

7) развитие эмоциональной сферы личности ребенка;

8) развитие чувства прекрасного;

9) развитие экологического сознания.


  1. ^ ПРИМЕР КАК МЕТОД ВОСПИТАНИЯ

Формирующееся сознание школьника постоянно ищет опору в конкретных образах. Этому поиску содействует явление подражательности, которое служит психологической основой примера. Подражание – это не слепое копирование, оно формирует у детей действия нового типа, как совпадающие в общих чертах с идеалом, так и оригинальные. Путем подражаниия у школьника формируются социально-нравственные цели личностного поведения. Младший школьник обычно выбирает себе в подражание готовые образцы, воздействующие на него внешним примером. Подражание у подростков сопровождается более или менее самостоятельными суждениями, носит избирательный характер. В юности подражание существенно перестраивается, становится более сознательным и критичным, опирается на активную внутреннюю переработку воспринимаемых образов.

^ В механизме подражания выделяют 3 этапа:

1. В результате восприятия конкретного действия у школьника появляется субъективный образ этого действия, желание поступать так же.

2. Возникает связь между примером и последующими действиями.

3. Синтез подражания и самостоятельных действий.

Только тот поступок заслуживает подражания, который совершен авторитетным и уважаемым человеком.


  1. ^ СУЩНОСТЬ ВОСПИТАНИЯ


Воспитание – целенаправленный и организованный процесс формирования личности. В социальном смысле воспитание – передача накопленного опыта от старших поколений младшим. Воспитание имеет исторический характер. Оно возникло вместе с человеческим обществом, стало органической частью его жизни и развития. В социальном смысле под воспитанием понимается направленное воздействие на человека со стороны общественных институтов с целью формирования у него определенных знаний, взглядов и убеждений, нравственных ценностей, подготовки к жизни. В широком педагогическом смысле воспитание – специально организованное, целенаправленное и управляемое воздействие на ученика с целью формирования у него заданных качеств. В узком педагогическом смысле воспитание – процесс и результат воспитательной работы, направленной на решение конкретных воспитательных задач.


^ Направления в воспитании


Умственное воспитание направлено на развитие интеллекта, познавательных возможностей, склонностей и дарований ученика. Его главная задача – вооружить школьников системой знаний основных наук. В результате их освоения должны быть сформированы основы мировоззрения. Мировоззрение – система взглядов на природу, общество, человеческие ценности, труд, смысл жизни, познание. Оно предполагает глубокое понимание явлений природы и общественной жизни.

^ Нравственное воспитание. Нравственность – внутренняя мораль, мораль не показная, не для других, для себя. Нравственное воспитание решает такие задачи, как формирование нравственных понятий, суждений, чувств и убеждений, навыков и привычек поведения, соответствующих нормам общества.

^ Эстетическое воспитание. Задачи эстетического воспитания условно можно разделить на 2 группы:

– приобретение теоретических знаний (решает вопросы приобщения к эстетическим ценностям);

– формирование практических умений (активного включения в эстетическую деятельность).

^ Физическое воспитание. Современное общество требует физически крепких, выносливых, здоровых людей, готовых защищать Родину, способных переносить повышенные нагрузки. Физическое воспитание способствует также выработке у школьников качеств, необходимых для успешной умственной и трудовой деятельности.

^ Трудовое воспитание охватывает те аспекты воспитательного процесса, где формируются трудовые действия, складываются производственные отношения, изучаются орудия труда и способы их использования. Труд в процессе воспитания выступает и как ведущий фактор развития личности и как способ творческого освоения мира и как неотъемлемый компонент общего образования. Труд в школе должен представлять собой целенаправленную, осмысленную, разнообразную деятельность, имеющую личностную и социальную направленность.

^ Правовое воспитание школьников – еще один аспект современного воспитания. Школа, педагоги вместе с семьей должны быть на острие профилактических мер, чтобы уберечь детей от противоправных действий, обеспечить мир и спокойствие в обществе.


^ Принципы современного воспитания


Принципы – общие требования, которые определяют нормы, правила, рекомендации по разработке, организации и проведению воспитательной работы. Р а з д е л я ю т п р и н ц и п ы:

– связь воспитания с жизнью и социальной культурой;

– принцип комплексности, целостности, единства всех компонентов воспитательного процесса;

– принцип педагогического руководства и самостоятельной деятельности, активности ребенка;

– принцип гуманизма, уважения к ребенку в сочетании с требовательностью к нему;

– принцип опоры на положительное в личности ребенка, вера в положительный результат воспитания;

– принцип воспитания в коллективе через коллектив;

– принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей ребенка;

– принцип единства действий и требований школы, семьи, общественности.

Все принципы воспитания тесно связаны между собой и в этом заключается их значение и роль в практике.


^ Концепции воспитания


1) Культурологическая концепция личности ориентированного образования (Е. В. Бондаревская) – культурологический подход – методологическая основа образования, ориентированного на человека. Культурологический подход – видение образования сквозь призму понятия культуры, т. е. его понимание как культурного процесса, осуществляющегося в культуросообразной образовательной среде.

2) Концепция самоорганизуемой педагогической деятельности (Кульневич) – ведущей идеей является идея о формировании личностных структур сознания студентов и учителей, как источника и механизма самоорганизуемого педагогического творчества.

3) Концепция педагогики свободы и педагогической поддержки (Газман) – педагогика свободы, изучая человека как субъекта выбора, имеет в виду то, что человек осуществляет этот выбор по отношению к себе. Без самопознания свобода невозможна. Свобода не исключает отношения человека с миром, но как акт его активности знаменует переход к независимости от него. Педагогическая поддержка не может заменить воспитание, т. к. сам из себя человек не может вырастить культуру, создаваемую веками.


^ Методы и средства воспитания


Метод воспитания – способы организации совместной деятельности педагогов и учащихся, направленно на взаимное развитие, совершенствование личности педагога и формирование личности учащихся, в соответствии с целями воспитания.

^ Средства воспитания – предметы духовной и материальной культуры: учеба, труд, игры, спорт (источники, чем педагог пользуется).

Классификация методов воспитания (Ю. К. Бобанского):

1) методы формирования сознания личности: основаны на принципе сознания и поведения. Также эта группа называется методом убеждения (основной источник – слово). Формы слова: беседа, внушение, рассказ.

2) методы организации деятельности и опыта поведения: основано на тезисе о том, что формирование личности осуществляется только при активной деятельности. Эти методы направлены на формирование положительного опыта поведения. Формы: приучение, требование, воспитательные ситуации.

3) методы стимулирования деятельности и поведения: отражают потребности – мотивационный компонент деятельности. Сущность: побудить к социально одобряемому поведению. Есть 2 побудителя: поощрение и наказание – чувства переживания, самооценка.

vvedenie-v-metodiku-demoskopii.html
vvedenie-v-mikroekonomiku-4.html
vvedenie-v-navigaciyu.html
vvedenie-v-operacionnuyu-sistemu-windows-9598-metodicheskoe-posobie-soderzhanie.html
vvedenie-v-poiskah-bitiya-sartr-zh-p-bitie-i-nichto-opit-fenomenologicheskoj-ontologii-zhan-pol-sartr-per-v-i-kolyadko.html
vvedenie-v-predmet.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/tema-8-amortizaciya-osnovnih-sredstv-utverzhdayu.html
  • paragraf.bystrickaya.ru/zadacha-obespechenie-dostojnogo-urovnya-vzaimodejstviya-s-zayavitelyami-22.html
  • notebook.bystrickaya.ru/ivsamikina-zhurnal-mediateka-v-razvitii-mediakulturi-bibliotechnih-specialistov-samikina-iv.html
  • studies.bystrickaya.ru/hnicheskie-problemi-specifiku-tehnicheskih-stranica-4.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/proishozhdenie-cheloveka-p-i-rogozin-sushestvuet-li-zagrobnaya-zhizn.html
  • paragraf.bystrickaya.ru/yavleniya-sili-i-slavi-bozhiej-v-russkom-narode-cerkvi-i-protivlenie-im-stranica-24.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/osnovnie-polozheniya-zakoni-i-formuli-stranica-2.html
  • letter.bystrickaya.ru/na-ustrojstvo-plavnogo-puska-asinhronnogo-dvigatelya-s-faznim-rotorom.html
  • student.bystrickaya.ru/1-dannij-variant-teksta-enciklopedii-ne-soderzhit-grafiki-i-tablichnih-dannih-za-isklyucheniem-teksta-statej-v-kotorih-tablici-yavlyayutsya-vazhnoj-chastyu-soderzhaniya-stranica-15.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/tema-volnosti-tematicheskij-analiz-stanovleniya-mentalnih-prostranstv-drevnerusskoj-i-russkoj-kultur.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/proanaliziruem-obshij-poryadok-sostavleniya-buhgalterskogo-balansa-osnovnoj-formi-v-sostave-godovogo-otcheta-stranica-3.html
  • crib.bystrickaya.ru/i-socialnogo-razvitiya-omskoj-oblasti-stranica-11.html
  • textbook.bystrickaya.ru/kamera-uskoreniya-integracii-amora-guan-in-nasledie-pleyad-probuzhdenie-energii-ka.html
  • bukva.bystrickaya.ru/palatalizaciya-zadneyazichnih-uchebno-metodicheskoe-posobie-po-istoricheskoj-grammatike-rus-skogo-yazika-rasschitano-na.html
  • urok.bystrickaya.ru/poyasnitelnaya-zapiska-prikaz-ot-31-avgusta-2011-g-148-osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-nachalnogo-obshego.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glava-shestaya-di-kamp-idealnij-trener-nlp-v-dejstvii-ksp-moskva-2003-bbk-88-4.html
  • control.bystrickaya.ru/dik-advokat-kardinalnih-peremen-v-sbornoj-ne-budet-10-11-201-1-soderzhanie-glavnie-novosti-sporta-5.html
  • bukva.bystrickaya.ru/metodicheskie-rekomendacii-po-organizacii-samostoyatelnoj-raboti-studentov-specialnostej-240701-himicheskaya-tehnologiya-organicheskih-soedinenij-azota-i-240702-himicheskaya-tehnologiya-polimernih-kompozici.html
  • literatura.bystrickaya.ru/roman-pavlyuchenko-gotov-provesti-na-pole-vse-90-minut-tovarisheskogo-matcha-s-komandoj-danii.html
  • student.bystrickaya.ru/22-informacionnie-processi-i-informacionnie-sistemi-uchebnoe-posobie-dlya-studentov.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/anketa-vospitatel-detskogo-sada-glazami-vospitatelya.html
  • urok.bystrickaya.ru/prodlenie-v-poryadke-pereoformleniya-licenzii-125-ot-01092004-vidannoj-upravleniem-zdravoohraneniya-administracii-kamchatskoj-oblasti.html
  • essay.bystrickaya.ru/buhgalterskaya-inzheneriya-zakat-imperii-dollara-i-konec-pax-americana.html
  • bukva.bystrickaya.ru/uchet-na-proizvodstvennih-predpriyatiyah.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/pravila-v-dzyudo-istoriya-dzyudo.html
  • tests.bystrickaya.ru/ksporindardai-aparatti-zhjeler.html
  • nauka.bystrickaya.ru/v43-primer-metoda-anr-nacionalnij-standart-rossijskoj-federacii-promishlennie-avtomatizirovannie-sistemi-trebovaniya.html
  • predmet.bystrickaya.ru/selskij-turnir-s-gorodskim-razmahom-plan-yunosheskoe-pervenstvo-rossii-v-zvenigorode-yuniorskoe-pervenstvo-rossii-v-ekaterinburge.html
  • doklad.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-tehnologii-viezdnogo-turizma-specialnost-100103-65-socialno-kulturnij-servis-i-turizm.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/programma-povisheniya-kvalifikacii-prepodavatelej-gumanitarnie-problemi-sovremennosti-saratov-2007-soglasovano.html
  • letter.bystrickaya.ru/metodicheskoe-ukazanie-po-napisaniyu-kursovoj-raboti-po-kursu-himicheskie-sredstva-zashiti-rastenij-dlya-bakalavrov-i-specialistov-po-specialnosti-110201-agronomiya.html
  • essay.bystrickaya.ru/dozhd-v-samom-razgare-a-nad-moej-golovoj-uzhe-povisla-raduga-moj-raznocvetnij-zontik-kuda-ya-tuda-i-raduga.html
  • tasks.bystrickaya.ru/0-oba-peshehoda-popali-v-travmpunkt-andrej-sergeev.html
  • knigi.bystrickaya.ru/shpargalka-po-morfologii.html
  • assessments.bystrickaya.ru/doklad-imperatorskij-baltijskij-flot-v-otechestvennoj-vojne-1812-goda-i-zagranichnom-pohode-1813-1814-godov.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.