.RU

Зимние сады в российских дворцах, домах и особняках XVIII начала XX вв




На правах рукописи


Веселова София Сергеевна


Зимние сады в российских дворцах, домах и особняках

XVIII – начала XX вв.


Специальность 17.00.04 –

изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура


Автореферат

диссертации на соискание ученой степени

кандидата искусствоведения


Москва 2011

Работа выполнена на кафедре истории отечественного искусства исторического факультета Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова

Научный руководитель доктор искусствоведения, профессор

Турчин Валерий Стефанович


Официальные оппоненты доктор искусствоведения

Нащокина Мария Владимировна


кандидат искусствоведения

Докучаева Ольга Владимировна


Ведущая организация Московский государственный академический

художественный институт им. В.И. Сурикова


Защита состоится 14 декабря 2011 г. в 16 час. на заседании Диссертационного совета

Д.501.001.81 по искусствоведению при Московском государственном Университете имени М.В. Ломоносова

Адрес: 119991, Москва, ГСП-1, Ломоносовский проспект, д. 27, корп. 4,

Шуваловский корпус, Исторический факультет, аудитория А-416.


С диссертацией можно ознакомиться в читальном зале отдела Научной библиотеки МГУ имени М.В. Ломоносова в Шуваловском корпусе.


Автореферат разослан «___» _____________ 2011 г.


Ученый секретарь диссертационного совета,

доктор искусствоведения, профессор С.С. Ванеян

Диссертация посвящена особой части российского культурного и художественного наследия – зимним садам, которые будут рассмотрены в двух основных аспектах: как малая форма садового искусства и как особый тип интерьеров дома. Зимний сад представляется нам разновидностью оранжереи, но гораздо более тесно связанной с пространством жизни человека, так как в большинстве случаев он является специально встроенным или пристроенным к жилому дому помещением. Предлагаемые хронологические рамки исследования: XVIII – начало XX вв. Нижняя граница определяется периодом возникновения зимних садов в структуре российских городских и усадебных дворцов. Верхняя связана с произошедшими в 1917 г. изменениями в социальной, экономической и политической истории государства, приведшими к слому прежних эстетических идеалов и всего жизненного уклада, в котором ботанические пристрастия порой облекались в столь совершенную форму, как зимние сады.


Актуальность исследования

В последние годы к зимним садам проявляется неизменно нарастающее внимание со стороны специалистов в различных областях: архитекторов, ландшафтных архитекторов и дизайнеров, биологов, историков искусства, что связано с возрождением практического интереса к созданию зимних садов. Они становятся предметом обсуждения на конференциях, семинарах и т.д. Появился ряд важных научных публикаций по отдельным памятникам архитектуры, включавшим в свой состав зимние сады. В западноевропейской и американской науке уже оформилась традиция рассмотрения подобного материала с исторических, культурологических и искусствоведческих позиций 1. В российской гуманитарной сфере она только еще формируется.

В этой ситуации целенаправленное обращение к историческому прошлому российских зимних садов является своевременным и актуальным. Назрела необходимость рассмотреть в одном исследовании различные грани яркого и неординарного явления в нашем художественном наследии, проследить на относительно протяженном отрезке времени закономерности появления и развития зимних садов, особенности их расположения, внутренней организации и оформления, связав с общим контекстом истории русского искусства.

В наши дни можно говорить об очередном периоде увлечения оранжерейным делом и строительством зимних садов. Включение зимних садов в проекты зданий различного назначения – гостиниц, банков, офисных и торговых центров, больниц, госпиталей, учебных заведений – стало практически обязательным. И в частном строительстве, как в городе, так и за городом, при проектировании коттеджей и оформлении квартир современной планировки устройство зимнего сада является одним из условий

______________________________________

1 Kohlmeier G. & von Sartory B. Houses of Glass: A Nineteenth Century Building Type. The MIT PRESS. Boston, 1986; The Garden. A World View. History. Evolution. Design etc. Edited by Howard Loxton. London. 1991; Garden mania. By Philip de Bay & James Bolton. Preface by Monty Don. Thames & Hudson. 2000; Pizzoni Filippo. The Garden. A History in Landscape and Art. London. 2003; Kluckert Ehrenfried. European Garden Design. From Classical Antiquity to the Present Day. (English edition) Tandem Verlag GMbH, KONEMANN. 2005.


комфортного жилья. Об этом свидетельствуют, в частности, проекты, представляемые на ежегодный международный конкурс, проводимый в Москве – «Ландшафтная архитектура. Взгляд из дома», и получающие награды и премии жюри. Наряду со знанием ботаники и основ биологии, создание зимнего сада требует владения инженерными приемами строительства и определенными художественными навыками. На наш взгляд, знание прежнего опыта, исторических предпосылок и закономерностей создания зимних садов в прошлые века, является важной составляющей в процессе современного развития, как научной мысли, так и практики строительства.



Методология исследования

В нашей работе историческое наследие зимних садов осмысляется с точки зрения истории искусства, в качестве основной используется методология искусствоведческой науки. В поле нашего зрения будут находиться частные зимние сады, устроенные во дворцах, домах и особняках в XVIII, XIX и начале XX века. Частично будет привлечен материал оранжерей, прежде всего, в тех случаях, когда оранжереи являлись пристройками к дому, тем самым практически приняв на себя функции зимних садов, и в некоторых случаях, когда зимние сады создавались непосредственно как часть крупной оранжереи. Специфика материала предопределила использование комплексного метода исследования, основанного на изучении общих исторических и художественных закономерностей избранного хронологического периода, а также конкретных материалов, связанных с созданием и функционированием зимних садов в частном жилище. В качестве аналогов и порой примеров для подражания будет привлекаться западноевропейский материал. Особенности зимних садов, создававшихся с целью содержания живых растений в интерьере, побуждают обращаться и к некоторым проблемам биологической науки, а также касаться инженерно-технических деталей.

Одна из важных проблем, привносящих особые сложности в изучение материала, – значительные утраты в этой части культурного наследия, практически полное отсутствие функционирующих исторических зимних садов. Даже в тех случаях, когда до нашего времени дошли здания – дворцы и особняки, в которых в свое время были созданы зимние сады, их (зимних садов) первоначальное убранство и наполнение живыми растениями, за редким исключением, практически не сохранились. Следовательно, источниками наших сведений о первоначальном облике зимних садов являются, прежде всего, письменные документы. Это описи дворцов и усадеб разного времени; различная хозяйственная документация: отчеты, заказы, распоряжения, счета и т.д. Графические материалы строительства – чертежи. А также мемуары, дневники, переписка создателей зимних садов, их владельцев и гостей (например, М.Д. Бутурлина, А.А. Фета, А.Н. Бенуа, М.В. Добужинского, С.Н. Дурылина, С.А. Щербатова и др.). Интересные примеры для осмысления содержат художественная литература и публицистика. Описания зимних и оранжерейных садов можно прочитать в текстах Г.Р. Державина, А.С. Пушкина, В.Ф. Одоевского, Н.В. Кукольника, В.М. Гаршина, С.Я. Надсона, В. Хлебникова, М.А. Булгакова и др. Наряду с сочинениями российских авторов полезно обратить внимание на рассказы и описания иностранных путешественников: ученых и писателей, дипломатов и военных. Среди них следует упомянуть имена П. Дешизо, У. Кокса, Ф.Б. Гагерна, Т. Готье и др., посещавших Россию и рассказавших своим современникам об «образцах русской пышности». Именно такими словами охарактеризовал увиденные им зимние сады Ф.Б. Гагерн 2. Многие иностранные путешественники отмечали характерную черту российского жилья – обязательное отопление, как результат – такое тепло, которое благоприятно для жизни растений, выходцев из жарких стран. В связи с этим не только специально созданные зимние сады, но и столь широко распространенные озелененные интерьеры попали в спектр нашего внимания.

Особым источником наших представлений о внешнем и внутреннем облике зимних садов, их роли и размещении среди других интерьеров, убранстве и наполнении, являются изобразительные материалы – живопись и графика художников XVIII – начала XX вв., видевших и запечатлевших их образ, а также фотографические снимки, созданные на рубеже XIX – XX вв.


Степень научной разработанности темы

Как уже было отмечено, ввиду нарастающего практического интереса к зимним садам, они стали привлекать все большее внимание в научной среде. Корпус литературы, посвященной непосредственно зимним садам, невелик. Прежде всего, это переводные издания 3, а также тексты современных российских ученых и практиков, связанных с созданием садов в интерьерах 4. Материал зимних садов включается в научную и учебную литературу по дисциплине «ландшафтная архитектура и дизайн среды» 5.

Среди основополагающих трудов следует назвать издания «Архитектура подмосковных усадеб» Н.Я. Тихомирова (М., 1955); «”… в окрестностях Москвы”. Из истории русской усадебной культуры XVII – XIX веков». Составители М.А. Аникст, В.С. Турчин, В.И. Шередега. (М., 1979); «Поэзия садов. К семантике садово-парковых стилей. Сад как текст» Д.С. Лихачева (Л., 1982 г.); «Художественная «Вселенная» русской усадьбы» О.С. Евангуловой (М., 2003). Важным для нас стал текст, написанный в 1930-е годы, но лишь недавно ставший доступным читателям. Это «Венок усадьбам» А.Н. Греча, впервые опубликованный в Альманахе Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры в 1994 г., позднее изданный в виде книги 6. Постоянно обращаются к

_______________________________________

2 См.:^ Ф.Б. Гагерн. Дневник путешествия по России / Россия первой половины XIX в. глазами иностранцев. Л., 1991. С.671.

3 Хантер М., Хантер Э. Зимний сад. Проектирование. Строительство. Оборудование. М., 1985; Бекетт К. Растения под стеклом. М., 1988; Йени К. Зимний сад и современные конструкции из стекла. М., 2000; Бишофф З., Копп У. Зимний сад. Планирование. Строительство. Выбор растений. М., 2002. Хессайон Д.Г. Все о теплицах и зимних садах. Перевод с англ. О.И. Романовой. Науч. консультант В.Р. Филин. М., 2009.

4 Харит М. Новый век российской усадьбы. М., 2001; Рычкова Ю.В. Зимний сад. Из истории. Строительство. Оборудование. Устройство. Уход за растениями. М., 2005; Л.В. Озерова, С.С. Веселова. Зимние сады: прошлое, настоящее, будущее. М., 2007.

5 Залесская Л.С. Курс ландшафтной архитектуры. М., 1964; Залесская Л.С., Микулина Е.М. Ландшафтная архитектура. М. 1979; Панкратов В.П. Ландшафтный дизайн малых пространств. Учебное пособие. М., 2004.

6 Греч А.Н. Венок усадьбам. Вступ. ст., комм. и указатель Л.Ф. Писарьковой, М.А. Горячевой. М., 2006.

проблематике садово-паркового искусства такие авторы, как А.П. Вергунов и В.А. Горохов 7. В последние годы появилась литература, посвященная истории российского садового и усадебного искусства, отразившая новые подходы к исследуемому материалу. В этом ряду назовем, прежде всего, труды М.В. Нащокиной 8. Зимние сады в этих изданиях лишь упоминаются в большей или меньшей степени, не являясь предметом специального исследования. Их упоминания можно обнаружить также в литературе, освещающей историю развития убранства российских интерьеров 9. Более конкретно подходит к интересующей нас теме петербургский исследователь Т.К. Горышина в книге «Зеленый мир старого Петербурга» (СПб., 2003). И хотя в центре внимания автора столичный материал, но проблемы поставлены широко и позволяют выявить параллели с процессами в Москве и провинции. Следует отметить, что Т.К. Горышина абсолютно верно указывает на неразработанность данной проблематики в искусствоведческой литературе. В своем тексте она, ботаник по специальности и любитель истории Петербурга, ставит конкретную задачу «разобраться в ассортименте зеленых сообитателей петербуржцев в XIX веке», а также некоторые другие, в большей или меньшей степени связанные с ботанической стороной дела. Во введении автор, сознательно ограничивая поле своего исследования, отметила: «В книгу не вошли вопросы искусствоведческие и архитектурные, касающиеся паркостроения и декоративного озеленения (это тема отдельного большого исследования, она ждет своих авторов)» 10 . (Курсивом выделено мною. – С.В.) Последние слова были восприняты нами как своего рода призыв к действию.

Большое значение имеют публикации, связанные с конкретными примерами устройства зимних садов в тех или иных домах, дворцах и особняках обозначенного хронологического периода 11. Они вводят в научный обиход новые сведения, расширяют наши представления о явлении, позволяют познакомиться с множеством важнейших деталей создания и функционирования отдельных зимних садов.

Так сложилось, что понятие «зимний сад» не всегда используется в текстах, как авторов прошлого, так и настоящего. Часто речь идет об оранжереях в целом, без выделения специфики, которую, на наш взгляд, обязательно подразумевают зимние сады. Мы видим свою задачу в том, чтобы выявить и четко обозначить указанную специфику. В нашем исследовании мы постараемся это продемонстрировать, показав и доказав, что в ряде

______________________________________

7 ^ Вергунов А.П., Горохов В.А. Русские сады и парки. М., 1988; Вергунов А.П., Горохов В.А. Вертоград. Садово-парковое искусство России. М., 1996; Вергунов А.П., Горохов В.А. Садово-парковое искусство России от истоков до начала XX века. М., 2007.

8 Нащокина М.В. Русские сады. XVIII - первая половина XIX века. М., 2007; Нащокина М.В. Русские сады. Вторая половина XIX - начало XX века. М., 2007. Нащокина М.В. Русская усадьба Серебряного века. М., 2007.

9 Интерьер в России. Традиции, мода, стиль. Альбом. Текст Ю. Демиденко. СПб, 2003.

10 Горышина Т.К. Зеленый мир старого Петербурга. СПб., 2003. С. 4-5.

11 Г.А. Миролюбова, Л.А. Тарасова. Сады Зимнего дворца в XIX веке // Плантомания. Российский вариант // Материалы XII Царскосельской научной конференции. СПб, 2006. С. 233-258; Н.В. Зайцева. Сад, оранжереи и цветочные павильоны городской усадьбы Юсуповых на Мойке // Там же. С. 107-116; Е.С. Хмельницкая. История создания Зимнего сада во дворце великого князя Владимира Александровича // Там же. С. 505-511.

текстов, где понятие «зимний сад» авторами (а это может быть широкий круг владельцев, заказчиков, проектировщиков, строителей, исследователей и т.д.) не используется, речь все же идет о зимних садах. На наш взгляд, сегодня в науке и практике сформирована ситуация, которая позволяет четко наметить границы понятий «оранжерея» и «зимний сад».

Словосочетание «зимний сад», обозначающее особое решение в использовании и оформлении интерьера, давно известно. Оно появляется и закрепляется в русском языке практически вслед за устройством в российских дворцах этих особых интерьеров. Его (понятие) можно встретить в текстах профессионалов: архитекторов и художников; в деловых бумагах, а также в мемуарах, переписке и художественной литературе, начиная с XVIII века. В значительной мере распространению словосочетания «зимний сад» и даже самой моды на них способствовала громкая известность Таврического дворца князя Г.А. Потемкина в Петербурге (1783-1789 гг., арх. И.Е. Старов), к одной из частей роскошно оформленного интерьера которого оно и прилагалось неоднократно современниками в восторженных описаниях. Оно закрепилось в языке, и соответственно в сознании, в силу необычности цветущего и благоухающего сада в закрытом помещении, воспринимаемого по контрасту с окружающим зимним пейзажем, столь выразительным на Руси.

В известный «Толковый словарь живого великорусского языка» В.И. Даля, впервые изданный в 1863-1866 гг. (тт. 1- 4) было включено понятие «оранжерея» со следующим толкованием: «Оранжевый, ранжевый, цвета апельсина, красно-желтый, жаркой. Оранжерея ж. фран. Цветочная теплица, заведенье под пологой стекольчатой крышей на юг, которое отапливается по зимам, и в коем разводят растенья жарких стран. Кому жаль расстаться с фран. словом, зовет теплицей только жаркое строенье для тропических растений, а оранжереей теплое, для зимнего сбереженья растений, кои не по нашему погодью» 12.

Крупная статья посвящена теплицам и оранжереям в Энциклопедическом словаре Ф. Брокгауза и И. Ефрона. В период, когда оранжерейное строительство и создание зимних садов достигли высокого уровня развития, такая публикация была необходима. Она суммировала накопленный опыт. Автор текста В.В. Пашкевич во всех подробностях изложил особенности разных типов оранжерей и теплиц, рассказав об их устройстве, отоплении, снабжении водой и вентиляции, показав различия между ними, связанные с требованиями содержащихся в них растений. В то же время он отметил: «Нередко под словом оранжерея понимают вообще теплицы больших размеров (выделено мною – С.В.), не обращая внимания на поддерживаемую в них температуру». На наш взгляд, в этих словах заложена идея, которую мы старались развить в нашем исследовании, а именно – выделить особую группу парадных оранжерей, обычно отличающихся крупными размерами, привлекательными архитектурными формами и изящной отделкой фасадов и интерьеров, доказав при этом значительное сходство данной группы с зимними садами. Приведя традиционные рассуждения о происхождении, В.В. Пашкевич остановился на важных, на наш взгляд, моментах, указав, что при помощи оранжерей мы можем «знакомиться с растительностью всего земного шара и ее особенностями для отдельных видов, групп и целых местностей». Тем самым были обозначены просветительские функции ____________________________________

12 Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. Т.2. СПб., 1880. С.689.


оранжерей, что лишний раз подтверждает возможность отделения этих сооружений, или хотя бы некоторой их части, от построек утилитарного назначения. Зимние сады в тексте Словаря оговариваются особо: «Наконец, нередко у богатых владельцев или при больших заведениях, при дворцах и пр., устраивают так наз. зимние сады, т.е. особые теплицы, в которых растения расставляются наиболее декоративными способами, ради прогулок среди зелени в зимнее время, а не ради удобства самих содержимых здесь растений, хотя в то же время обращается внимание и на наиболее удобное размещение растений ради их благосостояния» 13. Данное В.В. Пашкевичем объяснение во многом определило наш подход к исследуемому материалу.

Достаточно полное и развернутое объяснение дает Большая Советская Энциклопедия. Наряду с традиционным указанием происхождения от французского слова, здесь можно прочитать о различных системах отопления, водоснабжения и вентиляции; о конструктивных особенностях фундаментов, стен, перекрытий, застекления; о способах содержания и расположения растений: посаженными в землю, в горшки, ящики и кадки, поставленными на настилы или стеллажи и т.д. В Энциклопедии даны сведения и о строительных материалах, ориентации по сторонам света различных типов оранжерей и ряд других. Авторы указали, что: «В СССР построено много крупных и мелких оранжерей, используемых для производственных (получение ранних овощей, плодов и выращивание декоративных растений) и научных целей» 14 . (Курсивом выделено мною – С.В.) Отметим, что культурно-просветительская, а тем более эстетическая или художественная функции в указанном тексте не обозначаются. Оставлены в стороне экспозиционные возможности. На наш взгляд, исходя из условий идеологических и экономических требований времени, подобная ситуация объективно понятна, но не всегда справедлива по отношению к таким сооружениям, как оранжереи. Может быть, не ко всем, но к целому ряду построек можно относиться как к памятникам архитектурной и инженерно-технической мысли, как это принято в отношении к мостам, акведукам, выставочным павильонам и другим сооружениям прошлого. Соответственно оценивать и обозначать их конструктивные и художественные особенности, сформировавшиеся со временем, следует, не только исходя из производственных потребностей, но и с точки зрения значения в развитии истории русской архитектуры, а также их роли в культурном наследии. Понятие «зимний сад» в Большую Советскую Энциклопедию (1950-е гг.) не включено, как не рассматривается оно и в Советском энциклопедическом словаре (1979 г.).

Понятие «зимний сад» включено в словарь русского языка С.И. Ожегова. Оно рассмотрено в статье, посвященной садам в целом. «Зимний сад» определен как особая

разновидность сада в наших климатических условиях и как «помещение в доме, обставленное живыми растениями и деревьями» 15. На наш взгляд, подобное определение нуждается в комментариях и дополнениях. Трудно представить в замкнутом пространстве дубы, липы или березы, но автор не оговорил, какие деревья имеются в виду. А речь идет, несомненно, о выходцах из жарких стран – пальмах, фикусах и других крупных растениях,

_________________________________

13 Энциклопедический словарь. Акционерное издательское общество Ф.А. Брокгауз а – И.А. Ефрона. СПб., 1890 – 1907. Т. XXXII. С.919-923.

14 БСЭ, 2-е изд., т. 31. М., 1955. С.131-132.

15 Словарь русского языка. Составил Ожегов С.И. М., 1952. С. 638.

или иных разновидностях, выращиваемых в форме бонсай. Отметим также, что обозначенная черта помещения в доме – «обставленное» – не является обобщающим свойством всех зимних садов, а лишь некоторой их части. Зимние сады могут быть «засажены» растениями. И все же важно, что это понятие не ускользнуло от внимания ученого, не исчезло из языка, а как тоненькая нить соединило эпохи увлечения коллекционированием экзотических растений и создания для них специальных помещений в прошлом и настоящем. Сегодня это направление творческой деятельности переживает очередной расцвет.

Современные издания по садово-парковому искусству часто сопровождаются словарями профессиональных терминов. Так, в книге А.П. Вергунова и В.А. Горохова «Русские сады и парки» читаем: «Оранжерея – сооружение под стеклянной крышей с искусственно созданным климатом, предназначенное для выращивания коллекции субтропических (откуда и название «оранж» – апельсин) и других экзотических растений с целью их экспонирования. Иногда становится важным элементом архитектурной композиции парка (Кусково и др.)» 16. Выделенные нами курсивом слова об экспонировании коллекции и возможной роли оранжерей в архитектурной композиции парка в свое время привлекли наше внимание и стали отправными точками в исследовании. «Зимний сад» как особое понятие не включен в словарь и этого издания.

На наш взгляд, наиболее полно передает смысл и содержание понятия «зимний сад» английский аналог «indoor garden», обозначающий «внутренний сад, или сад в интерьере».

Следует отметить, что все вышесказанное приведено нами для того, чтобы продемонстрировать малую разработанность даже самого понятия «зимний сад» в современной научной литературе гуманитарной области. Можно заметить, что и типологические различия оранжерей не достаточно глубоко проанализированы. Не выявлена четкая граница между утилитарными и парадными сооружениями. Нас же, как уже было сказано, интересует последняя из обозначенных групп, а также художественная сторона и эстетические возможности парадных оранжерей и зимних садов.


Цель и задачи исследования

Таким образом, можно констатировать назревшую необходимость обращения к малой форме садового искусства и одновременно особой группе интерьеров – зимним садам. В нашем исследовании поставлена задача собрать воедино разрозненные материалы, имеющиеся в научно-исследовательской литературе, обобщить, систематизировать сведения, с целью восстановления исторической картины развития зимних садов,

дополнив новыми изысканиями. В исследовании удалось выстроить определенную систему возможного подхода к материалу, он может быть рассмотрен под несколькими углами зрения. Зимние сады рассматриваются с точки зрения их местоположения в жилом доме, научный интерес представляет их внутренняя организация и художественное оформление, внимание уделено непосредственно растительному убранству, как одному из способов достижения выразительных эстетических эффектов, а также особо осмыслены образы зимних садов в литературе и изобразительном искусстве.

_____________________________________

16 ^ Вергунов А.П., Горохов В.А.. Русские сады и парки. М., 1988. С. 398.


Научная новизна исследования

Впервые собран воедино корпус сведений об основных примерах российских зимних садов, краткое или долгое время существовавших в домах, дворцах и особняках. Прослежена эволюция этого явления: от зарождения в недрах XVIII в. до начала XX столетия. Обозначены этапы развития: первые блистательные примеры появились во второй половине XVIII в., широкое распространение и многообразие приемов выявляется в середине XIX в., третий период приходится на рубеж XIX – XX вв., когда искусство создания зимних садов достигло высокого научно-технического и художественного уровня.

Введены в научный обиход некоторые малоизвестные ансамбли и здания, в состав которых входили зимние сады. Это, например, дома в усадьбах Маклец Тульской губернии и Верки вблизи Вильно (современный Вильнюс). Рассмотрены в русле развития искусства создания зимних садов известные, но прежде не исследованные в подобном ракурсе примеры: в частности дом в усадьбе Мураново под Москвой, дом Юсуповых в Харитоньевском переулке и дом С.А. Щербатова на Новинском бульваре в Москве, и другие. Выявлены закономерности расположения зимних садов в пространстве жилого дома. Отмечены специфические особенности данного типа интерьеров, порождающие соответствующие приемы организации внутреннего пространства самих зимних садов и художественные приемы их оформления. Выделены стилистические предпочтения, способы и приемы достижения эстетических эффектов, в том числе с помощью малых архитектурных форм в интерьере, предметов мебели, осветительных и обогревательных приборов, произведений декоративно-прикладного искусства и скульптуры. Подчеркнуты многогранные возможности выразительного языка живого растительного наполнения интерьеров.


Практическое значение диссертации заключается в том, что собранный в ней материал, а также сделанные выводы могут быть использованы для дальнейших специальных исследований, связанных как с садовым искусством, так и с искусством оформления интерьеров. Он будет полезен для практикующих архитекторов, ландшафтных дизайнеров и специалистов по оформлению интерьеров.

Данная работа важна в русле исследований по истории искусства и культуры, некоторые положения могут быть применены в научной и педагогической деятельности, а собранный фактологический и изобразительный материал будет полезен в реставрационной практике. Отдельные фрагменты диссертации могут быть включены в соответствующие разделы лекционных курсов и семинарских занятий, связанных с историей русского искусства. Значительная часть материала используется в курсе лекций «История садово-паркового искусства в России». Диссертационное исследование положено в основу специального лекционного курса «Зимние сады в российских дворцах, домах и особняках XVIII – начала XX вв.», который впервые читается в МГУ имени М.В. Ломоносова в 2011/2012 учебном году.

Материалы диссертации в определенной степени отражены в книге «Искусство озеленения интерьеров и создания зимних садов: от Древней Руси до эпохи модерна», выпущенной московским издательством «Фитон+» (М., 2011).

Результаты исследования были использованы при подготовке к современной публикации текстов XIX – начала XX вв., не утративших своей актуальности. Имеется в виду участие автора в издательском проекте «Классика садово-паркового искусства» (издательство «Фитон+»). Осуществлялось написание вступительных / заключительных статей, научных комментариев, а также велся подбор иллюстраций к следующим изданиям:

1. Лучинский Л.Т. Устройство декоративных садов на открытом воздухе. (По изданию: Пенза, 1891 г.) – М., 2009.

2. Епанчин К.П. Цветочный сад. (По изданию: СПб, 1891) – М., 2010.

3. Штейнберг П.Н. Декоративное садоводство. (По изданию: СПб, 1915) – М., 2010.

4. Смирновский А., Андреев П. Устройство цветников и клумб с небольшими затратами. (По изданию: СПб., 1914). – М., 2010.

5. Гампель К. 125 небольших садов. (По изданию: СПб., 1905) – М., 2010.

6. Андре Лефевр. Парки и сады. (По переводному с франц. яз. изданию: СПб., 1871) – М., 2010.

Апробация работы

Основные положения диссертационного исследования нашли отражение в опубликованных научных статьях (список приведен в конце текста Автореферата), а также прозвучали в докладах на научных конференциях и научно-практических семинарах:

1. Оранжереи в составе российских дворцово-парковых ансамблей XVIII-XIX вв. Аспекты изучения. / Научная конференция «История садов в России: опыт, проблемы, перспективы». Гос. музей-заповедник «Царицыно», октябрь 2008 г.

2. «Хрустальные дворцы» в России: фантазии и реалии, образы и изображения. / Федорово-Давыдовские чтения. МГУ имени М.В. Ломоносова, апрель 2009 г.

3. Кругосветное путешествие под «хрустальным сводом» (Оранжереи и зимние сады дворцовых и усадебных ансамблей XVIII – XIX вв. Некоторые аспекты организации внутреннего пространства). / 4-е Отаровские чтения «Путешествия: жизнь, литература, искусство». Гос. научно-исследовательский институт природного и культурного наследия им. Д.С. Лихачева, май 2009 г.

4. По заветам А.Т. Болотова. / XIII-е Болотовские чтения. Музей-усадьба А.Т. Болотова Дворяниново (Тульская обл.), октябрь 2009 г.

5. Наш сад 100 лет назад. Некоторые приемы устройства цветников в частных и городских садах эпохи модерна. / Научно-практический семинар в рамках программы международной выставки-конкурса «Ландшафтная архитектура Взгляд из дома – 2009». Москомархитектура, архитектурно-строительный центр «Дом на Брестской». Москва, октябрь 2009 г.

6. Некоторые комментарии к акварелям А.Н. Оленина 1806 г. / Федорово-Давыдовские чтения. МГУ имени М.В. Ломоносова, апрель 2010 г.

7. А.Т. Болотов и процесс создания российских питомников. / XIV-е Болотовские чтения. Музей-усадьба А.Т. Болотова Дворяниново (Тульская обл.), октябрь 2010 г.

8. Уроки старых мастеров. / Научно-практический семинар в рамках международной выставки-конкурса «Ландшафтная архитектура. Взгляд из дома – 2010». Москомархитектура, архитектурно-строительный центр «Дом на Брестской». Москва, октябрь 2010 г.

9. Московский период творчества архитектора А.И. Таманяна (Зимний сад в доме князя Щербатова на Новинском бульваре). / Международная научная конференция, посвященная российско-армянским культурным связям. Гос. научно-исследовательский институт искусствознания. Москва, ноябрь 2010 г.

10. Русские зимние сады: исторические и художественные аспекты. / Научно-практический семинар в рамках международной выставки-конкурса «Ландшафтная архитектура. Взгляд из дома – 2011». Москомархитектура, архитектурно-строительный центр «Дом на Брестской». Москва, октябрь 2011 г.

11. Садоводство Ф.Ф. Ноева и садовая культура в Москве конца XIX века. / Международная научная конференция «Ландшафтная культура мира: создатели и хранители». Российский государственный гуманитарный Университет. Москва, октябрь 2011г.


Структура исследования

Диссертационное исследование содержит Введение, в котором обозначена основная проблематика, а также рассмотрена историография вопроса. Основной тест исследования состоит из трех глав, каждая из которых посвящена определенному аспекту изучения зимних садов, и Заключения, подводящего итоги и включающего основные выводы. Диссертационное исследование снабжено примечаниями к каждой части текста, а также имеет Библиографический список, в котором приведен основной корпус использованной литературы. Диссертация имеет Приложение, представляющее собой небольшое исследование, расширяющее и дополняющее положения, высказанные в основной части работы.


Содержание работы

Во Введении к работе можно выделить две составные части. В одной осмысляются историко-теоретические основы подхода к материалу. Определяются границы и содержание понятий «оранжерея» и «зимний сад», вводятся дополнительные дефиниции, разделяющие непосредственно группу оранжерей и позволяющие обнаружить в части из них ближайшее «родство» с зимними садами. Само появление этих сооружений в России тесно связано с развитием садово-паркового искусства Нового времени. В частности, с одной из его граней – увлечением привозными южными, или экзотическими, растениями.

Коллекционирование экзотических растений в XVII – XVIII веках становится в Европе не менее престижным, чем собирание оружия, книг, произведений живописи или декоративно-прикладного искусства. Как для произведений искусства, так и для ботанических коллекций в домах выделялись специальные помещения, которые получили наименование «зимние сады», т.е. сады в закрытом пространстве, не зависящие от внешних климатических факторов, зеленеющие и цветущие, несмотря на календарную зиму северных широт. Многое в российском культурном и хозяйственном обиходе Нового времени развивалось под влиянием западноевропейского опыта. Среди мастеров садоводства, работавших в императорских и аристократических усадьбах, начиная с Петровской эпохи, встречаются имена выходцев из Германии, Голландии, Франции, Италии, Англии и других стран Западной Европы. Стоит подчеркнуть, что в названной сфере деятельности, российско-немецкие связи были на протяжении многих десятилетий наиболее тесными и постоянными. Приноравливая к российским условиям свой опыт, европейские мастера создавали роскошные садовые композиции, в том числе, с использованием оранжерейных декоративных растений, а также формировали коллекции экзотических растений в зимних садах. Несомненно, в этом процессе приобретенные на родине знания и навыки играли значительную роль, хотя приходилось иметь в виду местные особенности, и не только климатические. Как было отмечено, наше исследование основано на российском наследии, но для полноты картины привлекается и западноевропейский материал.

Среди привозных растений, прежде всего, упоминаются получившие широкое распространение в садах Западной Европы, а позднее и России, померанцевые деревья (разновидность гибрида лимона с мандарином), страдавшие в непривычных климатических условиях. Отсюда происхождение названия первых оранжерей – «померанцевые домики». Особой любовью в европейских садах стали пользоваться и другие разновидности цитрусовых – красивоцветущие и дающие оригинальные по вкусу и ароматные плоды апельсиновые деревья, обычно выращиваемые в кадках. От них, вероятно, произошло название построек, которым мы пользуемся и сегодня, – Orangerie, оранжерея. Существуют и другие обозначения данного типа сооружений в иностранных языках: la serre (франц.), Palmhouse (англ.) и Palmengarten (нем.), а также некоторые другие. Разнообразие используемых терминов подчеркивает многогранность функций и назначения оранжерей, различающихся и по конструктивным особенностям, и по системам обогрева и т.д., в зависимости от потребностей содержащихся в них питомцев.

Со временем функции оранжерей значительно расширились. Они стали использоваться не только для сохранения и выращивания растений, но также для приема гостей, для проведения различных празднеств, концертов. Это привело к изменению внешних форм и внутреннего убранства. Из небольших домиков для растений оранжереи превратились в роскошные масштабные постройки, привлекательные снаружи и декорированные для придания им комфорта внутри. Так со временем начала формироваться особая группа оранжерей с парадными, или репрезентативными функциями. Конечно, и в своем прежнем значении оранжереи продолжали использоваться.

Наряду с оранжереями во дворцах и поместьях создавались зимние сады, о чем встречаются упоминания в различных текстовых источниках. Полностью разделить функции, назначение и использование оранжерей и зимних садов удается не во всех случаях. Архитектурное отличие между двумя типами сооружений заключается в следующем: оранжереи строятся отдельным объемом и представляют собой постройку со своей особой конструкцией, техническим обеспечением и соответствующими функциями. Сказанное не отрицает возможности видеть оранжерею в качестве пристройки. Она может занимать одно из крыльев здания (Шенбрунн, Шарлоттенбург и др.) или являться относительно самостоятельной, но композиционно, а иногда и конструктивно, соединенной с основным объемом дворца, постройкой (Версаль). Оранжереи, прежде всего, должны быть комфортным помещением для растений, отсюда – различия между ними, т.е. внутри группы непосредственно оранжерей, основанные на различиях температурного и влажностного режима, необходимых выходцам из различных климатических зон. Подчеркнем, что в этих рассуждениях мы подразумеваем лишь особую группу оранжерей, наделенных парадными функциями. Помимо конструктивных и технических различий в нашем контексте обязательно следует обозначить эстетические. Именно группа парадных оранжерей обычно отличается изысканным внешним и внутренним оформлением.

^ Зимний сад обычно является пристройкой или встроенной частью более крупного сооружения либо жилого, либо иного назначения. Он может входить в композицию интерьеров дома, являться составной частью парадной анфилады или жилой половины. Главная, отличающая от оранжерей, черта: зимний сад должен быть комфортен, прежде всего, для пребывания в нем человека. Растения в нем воспринимаются не только обитателями этого пространства, но основным приемом художественного убранства. Зимний сад, таким образом, является особым типом интерьера, обладающим специальным назначением и соответствующим оформлением.

Следует обозначить и возможные отступления от намеченной схемы: существуют пристроенные к зданию оранжереи и отдельно стоящие зимние сады. А иногда зимний сад может быть устроен как составная часть оранжереи, в этом случае наиболее вероятным решением является размещение зимнего сада в ее центральном зале. Подобные примеры встречаются как в западноевропейском, так и в российском историческом наследии.

Как встроенный в здание зимний сад, так и отдельно стоящая оранжерея, являются важными композиционными и стилистическими элементами в составе ансамбля усадьбы или дворца. Эти сооружения, с одной стороны, отражают веяния и вкусы времени, а также интересы, увлечения и материальные возможности владельцев, с другой – научные представления эпохи и уровень технических достижений в строительстве и архитектуре.

Сходство между зимними садами и парадными оранжереями заключается и в том, что с целью придания эффектности и значительности этим сооружениям, для повышения их привлекательности, использовались выразительные архитектурные формы внешних и внутренних решений, средства монументальной живописи и декоративно-прикладного искусства, скульптуры и архитектуры малых форм в интерьере.

На сегодняшний день достаточно обобщенно, не углубляясь в технические и климатические тонкости, можно выявить следующие типы:

- специальные сооружения для культивирования растений, в частности, рассады цветов, овощей, хозяйственного назначения – теплицы, оранжереи;

- специальные сооружения для выращивания экзотических растений из разных климатических поясов и природных зон, что предопределяет различия внутри самой группы, предназначенные для научных опытов, исследовательских и просветительских целей, обзора, экскурсий. Оранжереи могут составлять часть научного собрания ботанических садов, а могут находиться в частном владении и использоваться для любительских целей – занятий с растениями в качестве хобби;

- специальные помещения, предназначенные для развлечения, отдыха, приема гостей, демонстрации ботанических коллекций и т.д. – зимние сады. Зимние сады могут иметь как общественный характер и находиться в крупных городских, университетских и т.п. садах и парках, так и частный характер.

Отметим, что внутри обозначенных групп, в свою очередь, можно провести систематизацию и выявить различия и детали, позволяющие развить представленную условную схему.

В историографической части Введения проанализирована основная литература, использованная в исследовании. Обзор призван продемонстрировать существующие подходы к исследуемому предмету, в то же время отметить недостаточную изученность собственно его искусствоведческой специфики. Изложенный материал позволяет очертить круг уже затронутых проблем и, следовательно, обозначить отправные точки нашего исследования.


zakonomernosti-obsheniya-i-vzaimodejstviya-lyudej.html
zakonomernosti-postroeniya-processa-fp.html
zakonomernosti-razvitiya-centralizovannih-finansov-rossii.html
zakonomernosti-razvitiya-nauki-filosofii.html
zakonomernosti-slozheniya-i-funkcionirovaniya-entomo-fitopatogennih-konsorcij-drevesnih-rastenij.html
zakonomernosti-usvoeniya-rechi.html
  • institute.bystrickaya.ru/glava-23-dikie-rodstvenniki-sobaki-agressivnost-sobak-i-koshek-15-avt-l.html
  • institut.bystrickaya.ru/test-23-programmnoe-obespechenie-evm-bazovij-kurs-iz-opita-raboti-uchitelya-visshej-kategorii-grachevoj-l-p-saransk-2007-bbk-32.html
  • student.bystrickaya.ru/-vanglijskom-yazike-sohranilos-tolko-dva-padezha-sushestvitelnih-obshij-the-common-sase-i-prityazhatelnij-the-possessive-case.html
  • composition.bystrickaya.ru/pasport-metodicheskogo-obespecheniya-professii-2008-g-komplekt-uchebno-programmnoj-dokumentacii-po-professii-parikmaher.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/soderzhanie-kursa-osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-nachalnogo-obshego-obrazovaniya-mou-narimskoj-sosh-poyasnitelnaya-zapiska.html
  • composition.bystrickaya.ru/otkritie-sistemi-chastnie-termini-otkritie-sistemi-processi-standartizacii-i-profili-standartov.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/annotaciya-programmi-proizvodstvennoj-praktiki-celi-praktiki-razvitie-professionalnih-kompetencij-v-oblasti-avtomatizirovannih-sistem-upravleniya-tehnologicheskimi-processami-i-proizvodstvami-zadachi-praktiki.html
  • knigi.bystrickaya.ru/reshenie-voprosa-o-sootnoshenii-mezhdunarodnogo-i-vnutrigosu-darstvennogo-prava-v-zakonodatelstve-i-praktike-rffederalnoe-gosudarstvennoe-byudzhetnoe-obrazovatelnoe.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/konkurs-tkzu-turali-habarlandiru-izilorda-alali-mslihatini-apparati.html
  • writing.bystrickaya.ru/dogovor-komissii-chast-5.html
  • letter.bystrickaya.ru/mi-vidim-svoej-missiej-sozdanie-universalnogo-banka-deyatelnost-kotorogo-budet-napravlena-na-udovletvorenie-potrebnostej-kazhdogo-klienta-putem-predostavleniya.html
  • holiday.bystrickaya.ru/nalog-na-pribil-poshel-na-ubil-pervij-kanal-novosti-20-11-2008-borisov-dmitrij-12-00-15.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/mezhdunarodnij-nepravitelstvennij-tribunal-po-delu-o-prestupleniyah-protiv-chelovechnosti-i-voennih-prestupleniyah-v-chechenskoj-respublike-stranica-9.html
  • literature.bystrickaya.ru/da-otmetka-na-veksele-oznachayushaya-chto-dannij-veksel-mozhet-bit-vozvrashen-dolzhniku-tolko-pri-uslovii-vipolneniya-im-vseh-uslovij-dogovo.html
  • grade.bystrickaya.ru/metodicheskie-ukazaniya-po-sostavleniyu-rabochej-programmi-uchebnoj-disciplini-v-tusure-tomsk-2010.html
  • holiday.bystrickaya.ru/mogila-boevogo-rascheta-katyushi-poselok-znamenka-vyazemskij-rajon-imena-na-ulicah-nashego-goroda.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/poyasnitelnaya-zapiska-kruzhok-yunij-zoolog-prednaznachen-dlya-uchashihsya-2-4-i-5-7-klassov-izuchavshih-biologiyu-i-shkolnij-kurs-zoologii.html
  • reading.bystrickaya.ru/medicinskaya-apparatura.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/komandam-zadayutsya-voprosi-est-li-v-vashej-seme-lyubimij-prazdnik-kak-vi-ego-otmechaete.html
  • literature.bystrickaya.ru/doklad-zamestitelya-glavi-municipalnogo-obrazovaniya-zamestitelya.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/naimenovanie-meropriyatiya-naimenovanie-yuridicheskogo-lica-realizuyushego-meropriyatie.html
  • report.bystrickaya.ru/hemingway-ernest-byulleten-novih-postuplenij-knizhnij-magazin-dom-inostrannoj-knigi-maj-2010g.html
  • bukva.bystrickaya.ru/steklo-keramika.html
  • books.bystrickaya.ru/bileti-po-sociologii-chast-2.html
  • esse.bystrickaya.ru/ramki-dozvolennogo-vremya-novostej-gazeta-moskva-ekaterina-butorina13-12-2010-7-stranica-3.html
  • thescience.bystrickaya.ru/k-1945-g-vremeni-prekrasheniya-serijnogo-proizvodstva-bilo-postroeno-6784-db-3il-4-iz-nih-okolo-5300-sostavlyali-il-za-vremya-serijnogo-proizvodstva-zatra-stranica-28.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/obshie-usloviya-ekspeditorskogo-obsluzhivaniya-vneshnetorgovih-perevozok.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/programma-organizacii-obedinennih-nacij-po-okruzhayushej-srede-dvadcat-pervoe-soveshanie-storon-monrealskogo.html
  • knigi.bystrickaya.ru/skolkovo-i-singapurskij-universitet-upravleniya-otkrili-centr-issledovaniya-razvivayushihsya-rinkov.html
  • control.bystrickaya.ru/dermatovenerologiya-socialnaya-medicina-i-organizaciya-zdravoohraneniya.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/prikaz-ot-07-02-2011-g-154-g-odincovo-oprovedenii-kursov-povisheniya-kvalifikacii-po-teme-osnovi-raboti-s-paketom-svobodnogo-programmnogo-obespecheniya-algoritm-administrirovaniya.html
  • tests.bystrickaya.ru/kollekciya-614-gtyumendata-registracii111010-kollekciya-113-g-moskva-ul-roslovka.html
  • assessments.bystrickaya.ru/elementi-treninga-na-gruppchase-grupp-chasa.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glava-pyataya-luchshie-prakticheskie-metodi-yuridicheskogo-obrazovaniya-ponyatie-i-karta-roj-staki-i-drugie.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/lissi-mussa-vot-vam-tochka-opori-ili-oks-yumoron.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.